Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диссертация "СООТНОШЕНИЕ РАССУДКА, ИНТЕЛЛЕКТА И....doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
1.05 Mб
Скачать

2.3. Особенности проявления нравственных идей в процессе разграничения рассудка, интеллекта и разума в теософическом познании

2.3.1. Особенности теософического понимания идеи свободы

В начале исследования теософического понимания идеи свободы необходимо отметить, что истинное понятие свободы в философии теософии возможно только в широком понимании божественности Природы, во всёй её пантеистической беспредельности.

В представлении теософии сознание человека во всей совокупности мышления наделено полной свободой выбора, или свободой воли. Рассудочное мышление в этом отношении не является исключением, но рассудок, в силу своих свойств, способен совершать действия только в рамках эмпирической последовательности, и этим объясняется его ограниченность в свободе выбора. Ограниченность в свободе выбора в случае с рассудочным сознанием выражается еще и в том, что такое сознание, привыкшее к логике физических последовательностей, применяет эту усвоенную логику и во всех последующих своих построениях такое сознание не может совершить необычного и непредсказуемого. Почти все поступки такого сознания утилитарны и предопределены, и поэтому свобода такого мышления условна и ограничена очевидным. Е.П.Блаватская в этом отношении идет еще дальше и говорит, что не только низшие типы мышления ограничивают нашу свободу, но для обретения настоящей свободы необходимо преодолеть все пять чувств нашего тела: «Объект в чистом виде, независимый от сознания, неведом нам при нашей жизни на плане трехмерного мира, ибо мы знаем лишь умственные состояния, которые вызываются им в познающем Ego. И пока противоположение Субъекта и Объекта продолжается – то есть, пока мы пользуемся лишь нашими пятью чувствами и не знаем, как освободить наше всепознающее Ego от ига этих чувств – до тех пор, невозможно будет личному Ego пробиться сквозь заграждение, отделяющее его от познания «вещей самих в себе» или Сущности»66.

Таким образом, рассудок в представлении теософии не может в полной мере воспользоваться свободой. Интеллект, в этом отношении более свободен. Интеллектуальное сознание, владеющее большим эмпирическим опытом, кроме индуктивного мышления, выработало в себе некоторую способность к дедуктивному мышлению и отчасти мышление синтеза. В результате этого интеллект способен в большей мере, чем рассудок, 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000находить новые пути познания и новые формы творчества.

Интуитивные способности интеллекта превосходят рассудочные интуитивные способности, тогда как разумная интуиция способна познавать и видеть дальше любых способностей рассудочного и интеллектуального мышления. О сознании, обладающем интуицией, мы можем сказать как о расширенном сознании, что и позволяет ему иметь большую свободу выбора, чем в случае с рассудочным сознанием, которое детерминировано эмпирическим опытом и, тем самым, может рассуждать, предвидеть и делать выбор в рамках только этой последовательности мышления.

Если интеллектуально-рассудочное сознание почти всегда детерминировано прошлыми нравственными, чувственными и мысленными предпосылками, то мысль разума, имея высокое приближение к Сущему, тем самым близка и к необусловленному миру своего духа, поэтому такое сознание имеет перед собой открытыми все пути. Именно поэтому в философии пантеизма уделяется такое большое внимание развитию высших мыслительных способностей, которые позволяют человеку широко мыслить, а следовательно, быстрее осознавать и раскрывать свою духовную свободу. Разумное мышление, как самый совершенный тип мышления, в пантеистическом понимании наиболее приближен к идеальному или абсолютизированному мышлению. В силу своих высоких онтологических основ в мышлении разума должна полностью отсутствовать повторяемость, так характерная для интеллектуально-рассудочного и, особенно, для рассудочного мышления. В отличие от низших типов мышления у мысли разума всегда присутствует бесконечность вариантов познания и творчества. Таким образом, отсутствие детерминированности мышления можно назвать одним из главных условий, которое позволяет мысли разума иметь почти неограниченную свободу.

Теософическое понимание свободы в чистом виде имеет под собой пантеистические корни, и поэтому она должна усваиваться самостоятельно и осознанно, в этом можно выделить ее коренное отличие от догматизированного религиозного понимания свободы, в которой верующий человек имеет некоторое ограничение посредничеством священников.

В идеалистическом, как, в общем-то, и в пантеистическом понимании быть по-настоящему свободным человек может только в своем сформировавшемся внутреннем мире. Формирование внутреннего мира мысли на первых ступенях развития мышления происходит в большей мере неосознанно, но по мере постепенного совершенствования внутренний мир человека постепенно оформляется, и нравственность в этом формировании, в представлении теософии, имеет очень важное значение. Было бы правильно предположить, что с несформировавшимся внутренним миром человек не может осознанно выбирать, познавать и творить. Постепенно, с развитием мышления и нравственности, человек начинает жить по законам нравственности. Такой развитый человек, способный на распознавание «Добра» и «Зла», в теософическом представлении может быть по-настоящему свободным.

Таким образом, сформировавшееся сознание уже в большей степени контролирует своё мышление, оно способно удерживать гармоничные мысли и чувства, которые по своим свойствам близки к его божественной природе, а это, с теософической точки зрения, является одним из главных условий, способствующих нахождению его истинной свободы.

Другим, очень важным условием свободы сознания в философии пантеизма является понимание и овладение законами мироздания, проявление которых в макрокосме и микрокосме происходит с большой степенью аналогии. Постижение соотношения этих законов можно начинать, как с общего (макрокосмоса), так и с частного (микрокосмоса), но в пантеистическом представлении наиболее быстрым и качественным познанием будет то, которое начинает свое познание с общего.

Таким образом, в соотношении рассудочного, интеллектуального и разумного мышления теософическое понимание свободы возможно только в мышлении разума, хотя некоторые степени понимания свободы возможны и в низших типах мышления.