Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Монография.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
81.92 Кб
Скачать

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение. Предисловие._________________________________ с. 2

  2. Глава I. Народная культура и среднелатинская литература от Цезария Арелатского до Цезария Гейстербахского.__________________ с. 3

  3. Глава II. Крестьяне и святые._____________________________ с. 6

  4. Глава III. Народная культура в зеркале «Покаянных книг».____ с. 7

  5. Глава IV. «Божественная комедия» до Данте.________________ с. 10

  6. Глава V. «Светильник»: популярное богословие и народная религиозность средних веков._____________________________ с. 12

  7. Глава VI. «Верх» и «Низ»: средневековый гротеск.___________ с. 13

  8. Заключение. Послесловие.________________________________ с. 14

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Данная книга посвящена изучению культуры средних веков, представлений средневекового человека о мире и о себе. Она не только продолжает начатое ранее исследование, но и развивает его по несколько иным линиям. Прежде автор пытался восстановить ряд категорий средневекового миропонимания и стремился концентрировать исследование на присущие людям этой эпохи способы переживания и осмысления действительности, наиболее общие черты стиля мышления. Но в источниках, к которым он обращался, образ мира представлен субъективными видениями элиты. Следовательно, возникает проблема, которая состоит в том, что возможно ли увидеть средневековый мир глазами не одних только образованных авторов той эпохи, но и глазами простого человека? Можно ли доступно познать народную культуру средних веков?

Народная культура этой эпохи – новая и почти не разведанная ещё в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мышления и настроений, но и лишить исследователей последующих времён возможности восстановить основные черты его духовной жизни. «Великий немой», «великий отсутствующий», «люди без архивов и без лиц» - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.

В своей работе А.Я. Гуревич руководствовался стремлением сосредоточить внимание на «низовом» пласте средневековой культуры, на способах мировосприятия, присущих людям, которые не прошли выучки в школе античного или патристического наследия и сохраняли живую связь с мифопоэтичким и фольклорно-магическим сознанием. Для этого он использует определённый круг источников, авторами которых являются: Цезарий Арелатский, Цезарий Гейстербахский, папа Григорий Великий, Григорий Турский, Бэда Достопочтенный, М.М. Бахтин, Гонорий Августодунский и, наконец, авторы бесчисленных легенд о святых и видениях.

И ещё, эта книга – не философия и не история культуры, не средневековая эстетика; скорее, она представляет собой попытку антропосоциологического рассмотрения одного пласта культуры средних веков, почти вовсе не изученного.

Глава I

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И СРЕДНЕЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ОТ ЦЕЗАРИЯ АРЕЛАТСКОГО ДО ЦЕЗАРИЯ ГЕЙСТЕРБАХСКОГО.

Данная глава посвящена исследованию народной культуре средних веков в ее переломлении в памятниках латинской словесности. Автор хотел вскрыть некоторые аспекты видения мира человеком, не владевшим латынью.

Латынь на тот момент времени в иерархии языков занимала первое место. Она сохраняла привилегированное положение. Это был сакральный язык, гарант единства веры. Быть грамотным значило знать латынь. Истины христианства должны были излагаться преимущественно на латыни, и именно на латыни нужно было обращаться к богу. Таким образом, произведения, написанные на латыни, обладали привилегированным статусом, пользовались более высоким авторитетом, нежели сочинения на народных языках.

Создавалась специальная литература, которая популярно излагала христианское учение, давая пастве образцы для подражания. Эта литература отчасти предназначалась священникам, которым надлежало использовать её в своей повседневной деятельности. В борьбе за умы и души людей, которую постоянно вела церковь, такого рода сочинения играли самую активную роль. Это были важнейшие каналы коммуникации между духовенством и массой, и при их посредстве церковь осуществляла контроль над духовной жизнью народа. Именно поэтому в некоторых источниках отразились стороны народной религиозности и народного миросозерцания.

Но следует не забывать, что письменность не служила ни единственным, ни даже определяющим средством человеческой коммуникации. Средневековое общество в своей толще было обществом бесписьменным. Прежде всего нужно опять напомнить, что грамотность расценивалась в средневековом обществе как привилегия. Часть произведений письменности создавались для циркуляции исключительно в кругу посвящённых. Также книга предполагала не только келейное индивидуальное, молчаливое чтение, но и чтение вслух, коллективу. Перед хранителями сакрального знания вставала задача создания наряду с текстами эзотерическими таких текстов, которые были бы предназначены для распространения в среде непосвящённых с целью их наставления. Проповедь перед духовенством и мирянами нередко читалась раздельно.

Важен тот факт, то, что письменность в средние века оставалась островком в море устных словесных жанров. Это не могло не оказывать воздействия на её характер. И поэтому в составе средневековой литературы встречается немало произведений, в которых разрабатывается один и тот же сюжет. Ряд жанров средневековой литературы и фольклор как бы переливались друг в друга, находясь в постоянном взаимодействии.

Эффективность литературы, адресованной широким слоям народа, зависела от того, в какой мере автор мог вжиться в строй мыслей своей аудитории. Следовательно, происходило взаимодействие церковной идеологии с дохристианской народной культурой. В процессе этого сложного и противоречивого взаимного влияния складывается тот культурно-идеологический комплекс, который можно было бы назвать «народным христианством». Авторами такой литературы зачастую выступали образованные люди. Это была массовая литература, содержание которой в той или иной форме доходило буквально до каждого. Высшие жанры церковной литературы вступали в соприкосновение с народной словесностью не прямо, а именно при посредничестве «низовой» популярной литературы. За примерами, доказывающими, что древняя народная традиция подчас встречалась в одном и том же сознании с христианской ортодоксией, не надо далеко ходить. На протяжении многих веков у духовенства сохранялся живой интерес к эпосу, героической поэзии, к рыцарскому роману.

Вынесенные в название главы имена средневековых латинских писателей Цезарий Арелатский (видный церковный деятель, организатор монашества, архиепископ и проповедник в Провансе, католический святой, умер в 542г.) и Цезарий Гейстербахский (автор популярного «Диалога о чудесах», умер около 1240г.), позволяют нам проследить изменения культуры за столетия, которые их разделяют. За семь веков, разделяющих обоих Цезариев, радикально изменилась европейская культура (философская мысль, школа, избирательное искусство, поэзия). Но изучение проповедей, диалогов, катехизисов, легенд о святых, рассчитанных на широкое распространение, приводит к выводу, что за этот огромный период учительская литература, по сути дела, почти не развивалась. Характерные для неё особенности одинаково прослеживаются и по памятникам VI-VIII веков и по памятникам XI-XIII веков. Литература средних веков подчинялась строгому этикету, господству тем, переходивших из одного сочинения в другое на протяжении длительного времени. Однако внимательное изучение средневековой культуры убеждает в том, что творчество выдающихся умов этой эпохи не сводилось к повторению; каждый из них вносил нечто своё, как правило, не отрицая предшествующей традиции, но включаясь в неё. Средневековая литература, искусство, философия, неизбежно подчинялись церковному контролю и авторитету и исходя из постулата, что истина едина, и она уже открыта, и что, следовательно, речь может идти только о новых её иллюстрациях, тем не менее не стояли на месте. Своеобразие произведений назидательной литературы прежде всего обусловлено особенностями аудитории, которой они предназначались.