Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭУМК лекции -2.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
3.84 Mб
Скачать

Итоги реформ

  1. В стране создана единая монетная система, отвечающая экономическому уровню развития страны. В ходе реформы были использованы технические до­стижения Западной Европы и сохранены традиционные черты Русской денеж­ной системы.

  2. Финансовая реформа позволила не прибегать к иностранным займам и по­могла выиграть Северную войну, стимулировала развитие промышленности.

  3. Основной монетой в денежном обращении России являлась серебряная. Новая монета помогла населению усвоить новое летоисчисление, гражданский алфавит и цифры (арабские).

  4. стремление извлечь как можно больше доходов заставляло чеканить более легковесные монеты, что вело к обесцениванию денег и росту цен на товары, особенно зарубежные.

  5. Денежная система петра I с некоторыми изменениями просуществовала почти до конца XIX века.

Внутренняя и внешняя торговля. Меркантилизм

Укрепление всероссийского рынка осуществлялось благодаря меркантилистской политике государства.

Меркантилизм – экономическое учение и экономическая политика раннего периода становления индустриального общества. Предполагает активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, основанное на преобладании вывоза товаров над ввозом. Предусматривает также поощрение развития национальной промышленности, защиту ее от иностранной конкуренции, расширение зоны влияния отечественного капитала за границей. В России политика меркантилизма впервые широко внедрялась в XVIII веке Петром I, руководствовавшемся принципом: «покупать дешевле, продавать дороже». Чтобы наполнить казну, государство объявляло производство и продажу того или иного товара монополией государства.

Государство захватывало торговлю самым примитивным, но очень эффективным способом — введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров как внутри страны, так и вне ее. Одной из первых была введена монополия на соль. Указом от 1 января 1705 года провозглашалось: «На Москве и в городах, у всяких чинов людей, соль описав, продавать из казны, а у продажи быть выборным головам и целовальникам добрым, за выборами, а над ними смотреть бурмистрам, а впредь соль ставить в казну подрядом, кто похочет. А почему по подряду по истинной цене на месте станет, продавать вдвое...» Установление монополий на один из важнейших продуктов, как видим из указа, означало для потребителей увеличение его цены вдвое, то есть государство хотело не просто прибрать к своим рукам прибыльную отрасль, но и получить добавоч­ную 100-процентную прибыль. По данным Н. И. Павленко введение государственной монополии на табак в том же 1705 году привело к росту прибыли государства на 800%.

Особое значение приобрела монополия на продажу то­варов за границу. Введение «заповедных» товаров прак­тиковалось и в XVII веке, но при Петре это приобрело ог­ромные масштабы, охватило практически все виды това­ров, которые русские купцы продавали иностранцам в Архангельске или сами, везли за границу через другие порты и пограничные города. Среди товаров, взятых в казенную торговлю, были: юфтъ, пенька, лен, льняное семя. хлеб, щетина, смола, поташ, смольчуг, икра и рыбий клей, мачтовое дерево, лосины, ревень, сера-живица, сало, воск, парусное полотно, железо.

Наряду с товарами, остававшимися из­древле в монополии государства, и товарами, при Петре попавшими на длительное время в число «заповедных», было немало таких, монополия на которые объявлялась ненадолго, а затем отменялась. Ряд товаров казна прода­вала, не запрещая это делать и купцам, но оставаясь при этом особо привилегированным «купцом» с правом перво­очередности скупки сырья и реализации товаров на рын­ке. Сырье часто поступало в виде натуральных налогов с крестьян (пенька, лен и др.), готовая продукция постав­лялась частными предпринимателями в казну по установ­ленным государством ценам (сейчас бы это назвали госза­казом). Иногда купцам запрещалось делать закупки до полного удовлетворения запросов казны, иногда «заповед­ными»— то есть закрытыми для купцов — объявлялись некоторые районы, производящие сырье. Участие казны в торговле, приобретшее при Петре ог­ромный размах, неизбежно вело к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов, имело следствием расстройство, дезорганизацию товарооборота, удушение свободного, основанного на рыночной конъюнк­туре предпринимательства. Само собой разумеется, что государственные чиновники сами не торговали — торгов­ля отдавалась на откуп одному или нескольким купцам; продажа товаров, таким образом, монополизировалась конкретным откупщиком, выплачивавшим в казну (сразу или по частям) сумму денег, которую он, конечно, стре­мился с лихвой вернуть себе за счет потребителя или по­ставщика сырья, тем самым душа своих возможных при свободном рынке конкурентов.

Основные товары, шедшие на экспорт, попадали в ру­ки иностранцев, имевших обширные деловые связи на За­паде. В переписке Петра и Сената часто встречаются име­на А. Стейлса, И. Люпса, К. Гутфеля, Е. Меера, X. Бранта и других монополистов по продаже русских товаров на европейских рынках и закупке нужных России товаров. При всем патриотизме Петра он был вынужден идти на это, — отсутствие русского торгового мореплавания, нала­женных связей на европейском рынке, опыта торговли, острая потребность в деньгах вынуждали прибегать к за­падным посредникам.

Государственные монополии, налоги и повинности — это были силовые средства, примененные петровским го­сударством для получения максимально крупных сумм денег для решения своих задач. Такую же цель преследовали и другие действия Петра I в области торгового пред­принимательства, которые историк Е.Анисимов рассматривает как крайне негативные и разрушительные для торговли и ку­печества. «Чего стоит только насильственное сколачивание компаний, установление твердых закупочных (как правило, заниженных) цен на товары, поставляемые купцами и промышленниками в казну. Эти товары могли затем реализовываться государством на внутреннем или внешнем рынке по так же волюнтаристски установленным завышенным ценам» (С.129).

В 1713 году был издан указ, запрещавший вывозить в Архангельск из внутренних районов главные товары русского экспорта — пеньку, юфть, щетину, по­таш и т. д. Эти товары должны были направляться в Пе­тербург — новый порт на Балтике. Несмотря на боль­шее географическое и климатическое удобство нового порта, он был совершенно не приспособлен для торговли (отсутствовали тор­говые и складские помещения, жилье для купцов и вся необходи­мая инфраструктура). Балтийское море в 1713 г. контролировалось шведами, а о конвоировании торговых кораблей русским флотом, боявшимся выходить в открытое море, не могло быть и речи. Нако­нец, с Архангельском были устоявшиеся торговые связи европей­ских стран, разрушение которых сулило одни убытки. Конечно. Петербург неминуемо должен был стать первым портом России. Но форсировать этот естественный процесс не было никаких основа­ний, кроме субъективного желания царя скорее увидеть на Неве иностранные флаги...

Более того, Петр возжелал своей волей создать не только главный порт России, но и петербургское купечество. Несколько тысяч купцов с семьями насильно переселили в новую столицу. Насильственные переселения вообще были одним из любимых методов решения Петром экономических проблем. Для строи­тельства Петербурга было мобилизовано 40 тысяч крестьян, этот контингент постоянно пополнялся новыми несчастными, взамен умерших от тяжкого труда и малярии в невских болотах. Купцам переселение грозило не физическим, а социальным уничтожением: оставляя насиженные места, они теряли торговые связи, деловые отношения, привычные места сбыта.

Но в конце царствования Петра I ситуация резко меняется. Пётр I стал проводить политику протекционизма, т.е. покровительства отечественной промышленности - поощрение экспорта и ограничение импорта. После 1717 г. положение купцов несколько меняется в связи с отказом от монополий и откупов освобождением от служб владельцев мануфактур, с разрешением покупать крестьян к мануфактурам, что давало возможность развития молодой российской промышленности.

В 1717 г. Была отменена монополия на хлеб и ряд других товаров. С 1719 г. торговля стала свободной. Коммерц-коллегия должна была защищать интересы купцов в стране и за ее пределами.

Вершиной протекционистской политики правительства явился таможенный тариф 1724 г. Размер пошлины, взимаемой с за­граничных товаров, находился в прямой зависимости от способ­ности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы.

Немаловажное значение в развитии торговли имел пуск в 1709 г. Вышневолоцкого канала, который позволил связать дешевым реч­ным путем обширный бассейн Волги с северо-западными областями России, в том числе с Петербургом.

В 1726 г. торговый оборот Петербурга в 12 раз превышал торговый оборот Архангельска.

В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость.

Однако в экономической характеристике страны реша­ющее значение имела не промышленность и городское население с его более передовыми производственными навыками, а сельское хозяйство с рутинной техникой и крепостническими отношениями, задерживавшими рост производительных сил.

Отсталость проявлялась и в низком удельном весе городского населения, и в структуре внешней торговли, где главным предметом русского экспорта были не промышленные товары, а сельскохозяй­ственное сырье, а в вывозе товаров морским путем преобладающая роль принадлежала не русским, а иностранным купцам.

Петровская индустриализация носила форсированный характер, что было связано с Северной войной, стимулировавшей развитие, и имела ряд особенностей: активное и всестороннее вмешательство в экономику; создание военного и связанного с ним производства, запре­щение и ограничение производства «ненужных» товаров; значительная часть ману­фактур создавалась на средства казны и основывалась на принудительном труде, что вело к отсутствию естественной конкуренции. Осуществлялась за счет сверхэксплуатации народа, жесткой налоговой системы.