- •1. Высота.
- •2. Громкость звука
- •3. Тембр
- •25/Классификация согласных по месту образования. Дополнительные артикуляции при образовании согласных.
- •26/Способы выражения грамматических значений.
- •27/Звуковые законы. Звуковые процессы и грамматическая аналогия. Спонтанные фонетические изменения и вопрос об их возможных причинах.
- •28/Генеалогическая классификация языков.
- •29/Аккомодация, ассимиляция и диссимиляция.
- •30/Грамматика. Грамматическое значение. Грамматические категории. Грамматическая форма.
- •Фонетические процессы
- •Фонетические процессы и их развитие
- •32/Морфология. Типы морфем.
- •33/Методы изучения языка.
- •34/Развитие лексических значений. Внутренняя форма слова.
- •35/Фонологическая система.
- •36/Лексикология и её разделы. Понятие о слове.
Фонетические процессы и их развитие
В процессе исторического развития и речевого функционирования фонемы подвергаются изменениям. Будем рассматривать изменения фонем исторические и функциональные.Историческими называются исчезновения одних фонем и появление других в системе языка.В последствии в др. русском языке присутствовали слабые гласные, обозначающиеся буквами ъ (ер) и ь (ерь), а так же гласный, обозначающийся буквой ħ (ять). Все эти фонемы исчезли. В др. русском языке развилась противопоставление твёрдых фонем мягким, в результате чего количество фонем резко возросло.Функциональные изменения фонем в отличии от исторических свойственны языку определенного исторического периода и наблюдаются не во все времена, в речевом потоке конкретно. Функциональные изменения фонем называются действующими звуковыми единицами или сложившимися в языке традициями. Чередования фонем являются функциональными изменениями.
32/Морфология. Типы морфем.
Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).
Минимальные значащие элементы, морфемы, распадаются на два основных типа — автономные и связанные морфемы. В выражении столиками морфема стол — это автономная морфема, или корень, а -ик- и -ами — связанные морфемы, или аффиксы. В зависимости от расположения аффиксов по отношению к корню, выделяются их частные разновидности —
-
префиксы (размещаются перед корнем),
-
суффиксы (после корня),
-
инфиксы (внутри корня в одном месте),
-
трансфиксы (внутри корня в нескольких местах),
-
циркумфиксы (вокруг корня), и ряд других.
33/Методы изучения языка.
34/Развитие лексических значений. Внутренняя форма слова.
Вну́тренняя фо́рма сло́ва — семантическая и структурная соотнесенность составляющих слово морфем с другими морфемами данного языка[1], способная возникать в представлении говорящих при анализе структуры этого слова[2], а также признак, положенный в основу номинации при образовании нового лексического значения слова. Таким образом, внутренняя форма слова указывает на причину, по которой данное значение оказалось выраженным именно данным сочетанием звуков[1].
Признак, лежащий в основе номинации, не обязательно является существенным; он может быть попросту ярким, бросающимся в глаза. Этим объясняется тот факт, что в разных языках одно и то же явление может быть названо на основе выделения различных признаков, ср. рус. портной от порты 'одежда', нем. Schneider от schneiden 'резать', болг. шивач от шия 'шить'[1].
Учение о внутренней форме слова связано с именами В. фон Гумбольдта и А. А. Потебни[1] (последний, как и его последователи, понимал внутреннюю форму расширительно, признавая её не только в отдельном слове, но и в художественном произведении в целом[2]), а позднее было развито сторонниками неогумбольдтианства: Л. Вайсгербером, Э. Сепиром, Б. Уорфом[2]
