Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ХКДК лекция 7.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
61.95 Кб
Скачать

Лекция 7. Художественные процессы в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления План лекции:

1.Искусство в социальном контексте Великой Отечественной войны на Дону.

2. Архитектура.

3. Театр.

4. Литература.

5. Изобразительное искусство.

1.Искусство в социальном контексте Великой Отечественной войны на Дону.

Великая Отечественная война резко изменила жизнь страны. Все силы страны, в том числе и культурные, были подчинены задачам борьбы с врагом.

Идеологическое руководство культурной сферой, как и раньше, было сосредоточено в руках партийного аппарата. С 1939 г. этот комитет стал называться Управление пропаганды и агитации ЦК партии.

Культурно-идеологической работе в Красной армии представители советской власти уделяли большое внимание с первых дней ее существования. Разумеется, что в годы войны воспитательной функции искусства придавалось огромное значение. Патриотические, героические произведения должны были поднимать боевой дух солдат. Особое место в идеологической работе отводилось исторической тематике: лекции, брошюры, посвященные героям отечества, военным успехам российской армии стали преобладающими в культурно-воспитательной работе среди красноармейцев. В Красной Армии эта работа находилась в ведении Главного Политического управления Красной Армии, аналогичной работой на флоте ведало Главное политическое управление ВМФ. Они входили в ЦК ВКП(б) на правах отделов.

24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро, одной из задач которого стало руководство общественными организациями, созданными во время войны. Среди деятелей искусства, постоянно работавших в этой организации, был и М. Шолохов.

Отношение гитлеровского командования к памятникам культуры было сформулировано в приказе «О поведении войск на Востоке», где говорилось о том, что ценность представляют только те здания, которые могут непосредственно использоваться для размещения воинских частей. «Все остальное, - провозглашалось в документе, - являющееся символом бывшего господства большевиков, должно быть уничтожено. Никакие исторические и художественные ценности на Востоке не имеют значения». Однако на практике дело обстояло не совсем так. Безоговорочно исполнялась только та часть приказа, которая позволяла разрушать здания. Памятники культуры, имевшие высокую ценность, вывозились в Германию, а остальные уничтожались и расхищались офицерами и солдатами.

В Ростове деятельность по уничтожению и вывозу в Германию памятников искусства возглавляли представитель штаба Розенберга А. Рек и его заместитель Каулих. Свою работу они начали с первых дней сентября 1942 г. По распоряжению Река был ликвидирован музей Революции. Экспонаты музея, имевшие ценность, были вывезены в Германию, остальные экспонаты и имущество музея были переданы одному из штабов румынского полка, который имущество разграбил, а здание музея полностью разрушил. Из Краеведческого музея были вывезены в Германию различные археологические ценности: Египетская мумия Птоломеевского периода (2500 лет), коллекция экспонатов по отделу «природа», по отделу «история», а также картины, посвященные разным периодам русской истории. Здание музея было сожжено.

Из всех существовавших в Ростове библиотек, не успевших эвакуироваться, по распоряжению Река было оставлено только четыре: им. К. Маркса, им. М. Горького, научно-техническая и музыкальная им. Римского-Корсакова. Вся редкая и ценная литература была переправлена в Германию. Только по библиотекам им. К. Маркса и им. М. Горького, фонд которых до оккупации Ростова составлял 1460000 томов, немцы увезли свыше 400000 наиболее ценных экземпляров.

Фашисты разрушили лучшие здания театров и кинотеатров города: драмтеатр им. М. Горького, Музкомедии, Юного зрителя (ТЮЗ) и Дом Советской Армии с двумя театральными залами, кинотеатр «Гигант», «Буревестник», «Эпоха», им. Маяковского и им. 8 Марта.

В Таганроге от рук оккупантов пострадали целые кварталы, памятники культуры, была разрушена знаменитая Таганрогская библиотека, об основании которой заботился А.П. Чехов.

В результате оккупации в Ростовской области были разрушены и сожжены более 1730 школ, свыше 500 больниц и амбулаторий, театры и Дворцы культуры, сотни библиотек и прочих зданий культурно-бытового назначения. Численность населения только города Ростова-на-Дону сократилась в три раза1.

Защищали свою Родину с оружием в руках представители всех видов искусства. Практически в полном составе на фронт ушли члены Ростовского союза писателей. Многие из них становились военными корреспондентами. В их числе был и М. Шолохов, ставший сначала военным корреспондентом газеты «Красная звезда», а затем – «Правды». За свою работу военного корреспондента он был удостоен ордена Отечественной войны I степени. Орденом Красного Знамени был награжден В. Закруткин. Боевыми наградами отмечен боевой путь архитекторов Л.Л. Эберга, Г.А. Петрова, Я.А. Ребайна и других.

В тяжелый для страны 1942 г. ростовским поэтом А. Софроновым была создана песня для брянских партизан. «Шумел сурово Брянский лес» стала одной из популярнейших и любимых песен Великой Отечественной войны.

Трагичной оказалась судьба многих, не вернувшихся с фронта, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков. Не вернулись с войны поэт А. Оганесьян, А. Бусыгин, В. Ставский и многие другие.

Погибли П.Г. Гагаев, Л.И. Дубровский, работавшие в жанрах графического искусства. Был расстрелян в Змеевской балке художник М. Нейфельд, а все его картины пропали во время оккупации2. Довоенных работ донских художников сохранилось мало. Уцелели лишь те, которые находились в фондах музея изобразительных искусств, эвакуированного в Пятигорск.

Однако не все воевали против немецко-фашистских оккупантов. На оккупированной территории продолжали работу музыканту, художники. В Таганроге в мае 1942 года оркестр, организованный Макаровым, давал представления для немецких солдат в кинотеатре «Октябрь». По выходным дням на эти концерты допускались местные жители. Оперетточная труппа давала представления в здании таганрогского драматического театра. Желающих играть в театре было немало, так как это освобождало от департации в Германию.

Развернулось коллаборционисткое движение. Его представители были яростными противниками советской власти и считали, что война это шанс создать независимое донское (казачье) государство. Немцы с радостью разрешили формирование казачьих частей. В сентябре 1942 г. в Новочеркасске был избран штаб и атаман, которым стал Е.В. Павлов. Представителем штаба в Ростове стал В.М. Одноралов, учитель пения. Командиром сотни, сформированной в станице Старочеркасской стал Павел Туроверов. Его сотня была уничтожена в феврале 1943 г. во время освобождения ст. Старочеркасской советскими войсками. На стороне немцев оказался и писатель П.Н. Донсков, бывший одним из приблеженных атамана Павлова. Который назначил Донскова начальником политического, пропагандистского и иностранного отделов атаманского штаба. В 1960 г. в Нью-Йорке вышла книга Донскова «Дон, Кубань и Терек во Второй мировой войне», где изложил события, проиходившие на Дону в период немецкой оккупации. На сторону коллаборционистов перешел и известный археолог и историк М.М. Миллер. С 1939 г. он заведовал кафедрой археологии и истории Ростовского университета. Он автор многих научных работ по археологии, под его руководством проводились раскопки, обогатившие науку. В состав Донского правительства вошел талантливый художник, тоже по происхождению казак С. Корольков. Все они стали с оружием в руках против своего народа в надежде, что немцы признают суверенитет Дона и позволят казакам создать хотя бы какое-то подобие государства. Очевидно, что оправдание себе они находили в том, что воют не против своего народа, истребляемого немецкими захватчиками, а против большевиков. Кроме того, все эти образованные и умные люди не могли не понимать, насколько минимальны их шансы на реализацию задуманного, даже при условии победы Германии. Об этом свидетельствуют и воспоминания Донскова.

После освобождения Ростова в здании художественного училища был восстановлен музей изобразительных искусств, где в 1944 г. была организована выставка. На ней были представлены зарисовки с фронта, портреты бойцов, русских полководцев и картины на патриотические темы. Представленные произведения были немногочисленны и практически все не имели художественной значимости. Однако выставка в разоренном войной городе, энтузиазм жителей, восстановивших музей и принимавших в ней участие, свидетельствует о том, что Дон начинал жить полноценной художественной жизнью, которая была прервана войной. Много сил для этого приложил скульптор И.А. Гайденко, ставший председателем Ростовского отделения Союза художников.

Война стала главной художественной темой тех лет. Широкую известность в стране получило полотно Т. Семенова «Печальные вести» или «Вести с фронта» (1948 г.). Как и другие произведения эпохи соцреализма оно ориентированно на традиции передвижников.

В этой же традиции была выполнена и картина Е.Г. Чарского «Воспоминания о сыне», написанная в 1953 г. Эта картина рассказывает о жизни после войны. Враг побежден, радость победы пришла в каждый дом, но горе и боль от потери близких остались в жизни миллионов людей навсегда. Родители погибшего сына живут воспоминаниями о нем: перечитывают письма, снова и снова вглядываются в его лицо на фотографиях. Картина выполнена в темных тонах, которые вовлекают в атмосферу, царящую в доме, заставляя зрителя сопереживать.

Благодаря победе в войне сталинский политический режим укрепился. Художественные силы страны работали на прославление вождя и восхваляли Сталина как великого полководца. Усиление идеологического воздействия на массы вызвало к жизни большое количество книг, произведений изобразительного искусства, фильмов в которых жизнь Советской страны представлялась в том виде, который даже отдаленно не напоминал реальность. Утверждалось, что в СССР в скором времени будет построен коммунизм, и даже при социализме люди живут в самом демократическом и процветающем государстве.

Раскол мира на два противоборствующих лагеря вызвал всплеск борьбы с космополитизмом. Под удар попали и представители художественного творчества. Антипатриотизм стал страшным обвинением в это время.

Усилилась борьба с «формализмом» в искусстве. Ряд компаний против представителей художественной интеллигенции рассеял надежды на смягчение политического режима, которые возникли после победы. Требуя от писателей, художников, музыкантов выполнения идеологического заказа власть поддерживала их материально. Члены творческих союзов, особенно творческая элита, пользовались исключительными привилегиями.