Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ekzamen_iogp_3.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
18.12.2018
Размер:
126.98 Кб
Скачать

21 Условия вступления в брак в 16 веке

В области семейных отношений наряду с писаным правом широко применялись нормы обычного права, которое особенно долго удерживалось среди трудового населения. Государственные органы законным признавали только брак, заключенный с соблюдением церковньк обрядов.

Для вступления в брак необходимо было достигнуть совершеннолетия, не состоять в другом браке и в близком родстве между собой. Муж признавался главой семьи и законным представителем ее интересов. Если же муж приходил в дом жены, т. е. в «примы», управление хозяйством фактически оставалось в руках жены, а права мужа были в значительной степени ограничены.

Дети обязаны были подчиняться воле родителей. В случае несостоятельности должника — простого человека — суды могли вынести решение о передаче кредитору в залог его детей и даже жены.

Выдавая дочерей замуж, родители обязаны были давать приданое. Размер его определялся нормами обычного права и соглашением сторон. В случае смерти родителей невесты приданым должны были обеспечить ее братья.

По учению церкви, как католической, так и православной, расторжение браков не допускалось. Однако по обычному праву брак мог быть расторгнут по заявлению одного или обоих супругов духовным либо светским судом.

Юля это ответы на 28, 87, 119

ОБРАЗОВАНИЕ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ. Городские и надворные суды. Разделение судебной и административной властей.

28.Судебные органы Древней Руси, в основном, были представлены судом общины, который производил судопроизводство за преступления, совершенные общинниками. Источником права в большинстве случаев выступали обычай и аналогия ведения судопроизводства по отдельным делам, при этом высшей весьма распространенной мерой наказания являлось изгнание из общинного союза. С укреплением феодальных отношений все большее количество дел становилось достоянием княжеской юрисдикции и назначаемых на должность судей. Во время Русской Правды княжескому суду стали принадлежать наиболее серьезные преступления, каравшиеся “потоком и разграблением”, причем имущество осужденного переходило не в собственность общины, а в княжескую собственность (42). Сосредоточение в руках правителя судебных функций имело большое значение, поскольку взимавшиеся ими уголовные штрафы были важным финансовым источником пополнения казны. Например, вира (денежный штраф) за убийство свободного человека составляла примерно 40 гривен, что составляло стоимость 20-ти “смердьих” коней. Поэтому в летописях, относящихся к этому периоду можно найти неоднократные упоминания о “творимых”, т.е. произвольных, неправосудных вирах и продажах. Судопроизводство производилось или в единоличной форме, или через посредство бояр-посадников и так называемых тиунов. Суд в Новгороде и Пскове суд вообще не отделялся от административной власти: судебными полномочиями при этом обладали, как правило, все органы власти и управления (вече, боярский совет, архиепископ, князь с посадником, старосты и др.). В Пскове князь находился во главе особого судебного коллегиального органа, куда входили также два выборных посадника и сотские, которые при вступлении в должность приносили специальную присягу (“крестное целование”). Также существовал и церковный суд, осуществляемый архиепископом Новгородским и наместником Псковским (43). Согласно утвержденной в 1467 г. на вече Псковской судной грамоте предписывалось наместнику архиепископа судить дьяков и монахов: если одной из сторон выступал мирянин, судили совместно наместник архиепископа с князем и посадником. Наряду с вышеназванными судами, также существовали братчины - купеческие союзы по Псковской грамоте, которые обладали правом суда в отношении своих членов - “пировых старост” и “пивцов” (43). Псковская судебная грамота указывает, что при судебных учреждениях находились и другие должностные лица, выполняющие различные обязанности по отправлению правосудия - дьяки, писцы-секретари и др.

87. Несмотря на то, что в 15-16 вв. на Руси не существовало специальных судебных органов, судебная власть не была отделена от власти административной, в этой области все же происходили значительные преобразования. Судопроизводство осуществлял великий князь, Боярская дума, наместники, а также вотчинники (вотчинный суд). Если раньше было трудно разграничить суд центральный и местный, то к 16 в. такое разграничение уже наметилось, при этом великий князь и Боярская дума все больше превращались в высшие судебные инстанции, рассматривавшие главным образом жалобы по судебным делам, в то время как вотчинные суды осуществляли делопроизводство в качестве судов низшего звена. В качестве первой инстанции они вели суд лишь по делам знатных людей и опасным для государства преступлением, как, например, при осуждении еретиков-нестяжателей в 1503 г. суд совместно осуществляли великий князь, Боярская дума и Церковный собор.

Большими судебными полномочиями наделялись особые ведомства - приказы, например, разбойный приказ с компетенцией по наиболее опасным уголовным делам: каждый приказ являлся не только органом управления, но и центральным судебным органом в пределах своего ведомства. Процесс централизации суда происходил также в результате ограничения судебных полномочий наместников и волостелей. Так, для наместников и волостелей было установлено два вида судопроизводства: “с боярским судом” и ”без боярского суда”, в первом случае они решали все дела окончательно, во втором - решение выносилось вышестоящей организацией “по докладу” (приказами, Боярской думой, великим князем). При этом деятельность суда наместников и волостелей ограничивалась представлением докладов вышестоящим органам - в первую очередь по делам о холопах, о разбойниках и душегубцах, о “татьбе с поличным”. Кроме того, судебные полномочия наместников и волостелей ограничивались и обязательным участием в суде местной администрации “лутчих людей”-такое ограничение имеет место в Белозерской уставной грамоте 1488 г. Судебник 1497 г. это правило утвердил в качестве обязательной общегосударственной нормы: “Без дворского, и без старосты, и без лутчих людей суда наместником и волостелем не судить”. С этого времени власть начинает привлекать для участие в судебных процессах и администрацию сельской общины, так называемых “лутчих черных людей”. Судебник 1550 г. в этом отношении идет еще дальше, добавляя в этот список целовальников, а в городах - старост, сотских, десятских и обязывая их ”к тем судным делам руки свои прикладывати”, а судные дела писать “земским” дьякам. Аналогичный порядок судопроизводства Судебник 1550 г. ввел практически повсеместно, его же нарушение могло повлечь за собой ответственность судей.

Значительное количество судебных дел, в том числе весьма важных, помимо наместников и волостелей центральные органы для “разгрузки” судов поручали другим должностным лицам, как например княжеским и городовым приказчикам. Дела о разбоях, убийствах, “татьбе с поличным”, все дела о “лихих людях” были изъяты у кормленщиков и переданы введенным в 1539-1541 гг. во многих волостях так называемым губным избам во главе со старостой из числа дворян и с участием целовальников и посадских богатых людей и государственных крестьян (44). В судах рассматриваемого времени действовал целый штат вспомогательных должностных лиц из числа мелких и средних служилых людей: недельщиков и приставов, обеспечивающих вызов в суд и исполнение приговоров; доводчиков, расследовавших преступление; праветчиков, исполнявших приговор и взыскивавших судебные пошлины.

Что же касается суда вотчинного, то его изменения происходили в зависимости от того, как менялось само вотчинное управление. В компетенции вотчинного суда находились, в основном дела по менее значительным правонарушениям и различные гражданские споры. Вотчинный суд подобно вотчинному управлению осуществлялся не в силу полной самостоятельности вотчинника, а по уполноочиванию правителя; законами вотчинный суд не регулировался, здесь применялись нормы обычного права.

Церковный суд в ведении которого находились дела духовенства и монашества, дела о семейно-брачных отношениях в рассматриваемый период сохранялся почти в неизменном виде, за исключением того, что из его производства были изъяты дела о душегубстве, разбое, воровстве и др.

119. Радикальные реформы по преобразованию судебной системы и отделении судебной функции от государственной были осуществлены в 18 в. в период правления Петра I в 1718-1721 гг. созданием в провинциях судов низшего звена (городовые) и среднего звена в губернских городах (надворные), которые обладали относительной самостоятельностью и строгой подведомственностью: высшей инстанцией городовых судов были суды надворные, в которые разрешалось жаловаться и подавать аппеляции на городовые суды; над надворными же судами стояла юстиц-коллегия, а еще выше - сенат, приговоры которого считались окончательными и не подлежащими обжалованию. Сенат в судебном отношении являлся наивысшей инстанцией, осуществляющим высшее руководство судебными учреждениями и судопроизводством, надзор за их деятельностью, куда можно было обращаться с жалобами на решения судов всех других звеньев, начиная с юстиц-коллегии и до городового суда (в чрезвычайных случаях при рассмотрении особо важных государственных дел и сенат и юстиц-коллегия являлись судами первой инстанции). Территория распределена на одиннадцать судебных округов; во главе каждого округа находился надворный суд, которому как суду высшей инстанции подчинялись низшие городовые суды округа. Устройство и организация надворных судов напоминали юстиц-коллегию; они состояли из президента, вице-президента и нескольких чиновников в звании асессоров. Судебная деятельность осуществлялась по определенному регламенту, основным положением которого являлось “в целости правду содержать, с всесовершенной верностью и со всемерной прилежностью без всякого лицемерия, невзирая ни на чье лицо, кто бы какого звания и имени не был, всегда оказывать правосудие и безволокитное решение (45)”. Порядок судопроизводства являлся строго коллегиальным, причем в случаях разделения голосов поровну при решении гражданских дел, преимущество отдавалось тому решению, на стороне которого президент; при равенстве же голосов в уголовном деле коллегия принимала решение стороны, которая склоняется за более мягкий и выгодный для подсудимого приговор. Регламент требовал строжайшего контроля и письменной отчетности судебных заседателей, каждое действие суда протоколировалось для “оставления следа на бумаге”, все приходящие в суд документы письменно фиксировались в реестре судопроизводства специальным чиновником - архивариусом.

Порядок слушания дел назначался президентом, о месте и времени судебных заседаний назначались специальные дни, о сроках которых предупреждали заранее, все члены суда были обязаны быть на местах к назначенному времени, опоздавшие платили штраф - сто копеек за каждый час опоздания. Если кто-то из членов суда не мог прийти в суд по болезни, то должен быть заранее прислать письменное извещение на имя президента. При судопроизводстве президент обладал правом задавать вопросы обвиняемому и потерпевшему, опрашивать свидетелей и т. п. Надворный суд рассматривал судопроизводство как уголовных так и гражданских дел: “судные и розыскные дела”, т.е. дела гражданские, решающиеся судом - состязанием сторон, и уголовные, решавшиеся “розыском”, т. е. следственным порядком, когда суд начинал процесс судопроизводства после непосредственного розыска преступника и получения от него признания в совершении преступления.

Низшие городские суды производили судопроизводство, в основном делами “судными, розыскными и другими земскими делами. Дела простые, из которых было очевидно кто прав а кто виноват судья единолично решал сам, в других же случаях обращался в суд высшей инстанции - надворный.

Политические дела рассматривались главным образом в тайном порядке в Преображенском приказе и Тайной канцелярии, которые относились к делам о “злом умысле против персоны его царского величества или измены, а также “возмущении или бунте”и выносили по ним приговоры (46). В городах с 1722 г. суд (кроме государственных дел) производился магистратом, который выделял и назначал судей из своего состава. При этом высшей инстанцией по судебным делам горожан являлся Главный магистрат, в связи с этим городские суды в дальнейшем упразднялись.

Военнослужащие были подсудны полковым и генеральным судам. Генеральный военный суд был судом первой инстанции по делам об оскорблении величества, по государственным преступлениями в случаях вины целого войскового подразделения, он разбирал также поступающие жалобы на высших офицеров и преступления против них. Этот же суд был судом второй инстанции при апелляции на решения полкового суда, решения которого в случае, если они не были процессуально обжалованы в рамках установленной законом процедуры, подлежали утверждению командующего. При генеральном и полковых судах, так дже как и при других учреждалась должность прокурора, знающего в юриспруденции чиновника-, для наблюдения за законностью проведения судебного процесса и выносимых приговоров. Судебные функции также сохраняли ряд коллегий (вотчинная, камер-коллегия, иностранная коллегия и др.).

Таким образом, сформировались Сенат, суды общей юрисдикции (земские и надворные), военные суды. Наметилось разделение судебной власти от административной.

Новые условия экономики, обострение классовой борьбы требовали и соответствующего приспособления судебных органов . В их устройстве происходят важные изменения. Однако они, естественно, не затрагивают сословно-классового содержания российского суда. Суд остается феодальным, приспособленным к защите интересов класса феодалов как господствующего класса. Прежде всего необходимо отметить, что в этот период зарождается и развивается отделение суда от администрации. Первые попытки в этом направлении сделал Петр I. Он учредил специальные судебные органы, отделенные в какой-то мере от администрации.

Реформировал он полностью и духовный суд. В качестве первой инстанции духовного суда были учреждены духовных дел управители. Второй инстанцией являлся архиерей епархии. Для выполнения судебных функций при нем было создано специальное учреждение — консистория. Высшей инстанцией для церковного суда являлся Синод.

Хотя Петр и попытался отделить суд от администрации, однако последовательно это у него не получилось. Создав органы, которые специально занимались судебными делами, Петр сохранил все же некоторыесудебные функции за административными органами. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, преступления против финансовых прав государства рассматривала Камер-коллегия. Учрежденные Петром надворные и нижние суды действовали под надзором губернаторов и воевод, т. е. подчинялись администрации. В конце царствования Петра I и после его смерти эта система стала свертываться. Функции общегражданских судов были переданы губернаторам и воеводам.

Екатерина II более последовательно провела отделение суда от администрации. Вместе с тем учрежденные ею судебные органы были устроены по подчеркнуто сословному принципу: отдельные суды для дворян, отдельные для горожан, отдельные для государственных крестьян. Что же касается помещичьих крестьян, то они подлежали вотчинной юрисдикции, как закупы во времена Русской Правды.

Каждый из учрежденных Екатериной сословных судов имел две ступени. Для дворян был учрежден уездный суд как суд первой инстанции и верхний земский суд — второй ступени, он был один на всю губернию. Для мещан соответственно городской и губернский магистраты. Для свободных крестьян — нижняя расправа в уезде и верхняя — в губернии. Одно название этих органов говорит само за себя. Кроме этих судов Екатерина II учредила еще в каждой губернии по одному совестному суду. Это название было дано им потому, что в своих решениях они могли руководствоваться не только законом, но и правосознанием, совестью, естественной справедливостью. Само собой разумеется, что в компетенцию этих судов входили лишь малозначительные уголовные и гражданские дела.

Высшей инстанцией для всех судебных органов губернии Екатерина сделала две палаты — гражданского и уголовного суда. А высшим судебным органом империи стал Сенат.

С созданием управ благочиния следствие по всем уголовным делам было передано этим управам.

В данный период развиваются и специальные органы борьбы с политическими преступлениями. Наиболее известен из них петровский Преображенский приказ. Позднее его функции выполняла Тайная канцелярия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]