Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юго-Восточная Азия.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
132.61 Кб
Скачать

Народонаселение

Особенностью развития ЮВА всегда была полиэтничность крупных государств и многоцентровость развития. Но при очень большой этнической пестроте население ЮВА входит в четыре основных семьи: австронезийскую, австроазиатскую, китайско-тибетскую и тайскую. В горных джунглях Малакки и некоторых островов ещё сохранились низкорослые негритосы3 — потомки древнейшего австралоидного населения региона, а на крайнем востоке Индонезии (Новая Гвинея, часть Молуккских островов) живут папуасы. Но громадное большинство населения принадлежит к южной ветви монголоидов, более стройных и высокорослых, чем их северные собратья. Многие черты (например, смуглая кожа, волнистые волосы) говорят об австралоидной примеси, которая сильнее всего заметна у мон-кхмерских народов, гораздо слабее — у таи и бирманцев, практически незаметна у вьетнамцев.

Из современных крупных этносов наиболее древние жители региона — народы мон-кхмерской группы австроазиатской семьи. Когда-то им принадлежал чуть ли не весь Индокитай, кроме Малакки, в наши дни — лишь небольшие уголки полуострова. Кхмеры — основное население Камбоджи, живут и в приграничных с нею районах соседних стран. Моны, некогда занимавшие всю нынешнюю Бирму и Таиланд, сейчас населяют лишь один из бирманских штатов и живут небольшими группами в горах северо-восточной Бирмы; в Таиланде они практически исчезли, смешавшись с сиамцами.

Не менее древние жители региона — народы австронезийской (малайско-полинезийской) семьи, численность которых в 1975 г. превысила 180 миллионов. Когда-то они жили по всей окружности Южно-Китайского моря. В наши дни это — основное население Индонезии, Малайзии и Филиппин. При этом в Индонезии около десятка крупных этносов (яванцы, малайцы, сунданцы, балийцы, мадурцы) и множество меньших, лишь сейчас постепенно сливающихся в единую нацию. Та же картина и на Филиппинах, хотя и в меньших масштабах.

Другие крупные этносы переселились в ЮВА уже в историческое время из Восточной и Центральной Азии. Юэ (вьеты), предки современных вьетнамцев, раньше населяли всё побережье Китая к югу от устья Янцзы, где и создали свои первые государства; на севере своей нынешней родины они появились не позже III в. до н.э. В IV в.н.э. в долину реки Иравади, до этого занятую монами, проникают тибето-бирманские племена — бирманцы, араканцы, карены, качины. Впрочем, вплоть до позднего средневековья монская знать была серьёзной политической силой в Бирме, и ещё в 1752 г. монам удалось в последний раз взять реванш и разрушить бирманскую столицу. В наши дни, однако, бирманцы — бесспорно преобладающее население Бирмы (Мьянмы).

Наконец, народы тайской семьи раньше жили по среднему течению Янцзы. Здесь ещё в древности они создали государство Чу, самое большое из семи китайских Сражающихся Царств, а позже — ряд малых и средних государств в нынешних провинциях Юньнань и Гуйчжоу (Дянь, Елан, в средние века — Наньчжао-Дали и др.). В XII в., а особенно после разгрома царства Дали монголо-татарами (конец XIII в.) эти народы сдвинулись на юг, оттеснив или ассимилировав монов и кхмеров. Крупнейшие из этих народов — таи (дословно «свободные»4), или сиамцы, населяющие центральную и южную часть Таиланда, и лао, живущие в Лаосе и северо-восточном Таиланде.

Таковы «коренные» этносы, титульные нации стран ЮВА. Кроме них, мощную и достаточно сплочённую силу составляют хуацяо — местные китайцы. Первая большая волна китайской эмиграции хлынула в страны «Южного моря» (Наньхай) в XIII веке, поднял её захват южного Китая монголо-татарами; следующие волны беженцев были связаны с нашествием маньчжур в XVII в. и с потрясениями китайских революций 1911-1949 годов. Однако основная масса хуацяо — это торговцы и ремесленники, поселившиеся на чужбине ради бизнеса. ЮВА — главный регион расселения китайцев вне самого Китая, и они играют здесь ту же роль, которую когда-то играли евреи в странах Европы. Среди них мало крестьян и вообще сельских жителей, зато во многих городах (Пномпень, Сингапур, некоторые штаты Малайзии) их больше половины. В их руках находится чуть ли не вся торговля, от крупного бизнеса до мелкого гешефта, огромен их процент среди служащих, квалифицированных рабочих, интеллигенции, в сфере услуг. До недавних пор дело обходилось без серьёзных столкновений, но в ХХ веке рост национально-освободительного движения народов ЮВА и появление местной буржуазии, борющейся за место под солнцем, создали в регионе «китайскую проблему», очень напоминающую европейский антисемитизм. Политика правительства Камбоджи в 1960‑х гг., попытавшегося перекрыть все пути получения китайцами гражданства, или недавние национальные беспорядки на Яве — тревожные симптомы в этом отношении.

Периодизация

«Прото-ЮВА» (до начала н.э.)

Первые государства в Индокитае и на Зондских островах

Эпоха империй

Эпоха складывания однонациональных государств

Эпоха становления колониальной системы

Эпоха колониализма

Упомянуть о В.Малыгине.

Эпоха независимости (после 1945 г.)

Экономика и технология

Основное занятие всех народов ЮВА — земледелие, основанное на муссонном орошении. Древнейшими центрами земледелия были террасы по берегам больших рек; его очаги возникали по среднему и нижнему течению этих рек (но не в болотистых дельтах). Юго-Восточная Азия — родина риса, который позаимствовали отсюда все остальные народы (даже китайцы), и с древности до наших дней рис — основная сельскохозяйственная культура, основа рациона и важнейший экспортный товар. В самом Китае рисоводство начало делать успехи лишь после того, как в эпоху Северной Сун (960-1127 гг.) в Срединной империи был акклиматизирован высококачественный и высокоурожайный «тьямский» рис (Тьямпа — государство австронезийских племён современного Центрального Вьетнама). Кроме риса, здесь возделываются бобовые и клубневые растения и всё многообразие тропических фруктов. ЮВА — древний регион плужного земледелия, основные его орудия — плуг (с отвалом или без), вертикальная борона с косо поставленными зубьями и мотыга, роль которой в бронзовом веке играл топор-кельт. В условиях небольших долин масштабы ирригации тоже были невелики, к тому же на склонах гор есть все условия для богарного (неполивного) земледелия: вспомним, что юго-восток Азии с его муссонами — один из самых влажных районов планеты. В некоторых районах китайской провинции Юньнань нет смысла заботиться об орошении: достаточно выйти в поле и закричать погромче, чтобы насыщенный водяной пар начал оседать дождём.

На втором месте после земледелия стояло рыболовство. Во всех приморских странах есть «морские кочевники», проводящие на лодках всю жизнь. Скопление таких лодок, прямо на палубе которых построены небольшие жилища, можно увидеть в любом здешнем порту. Скотоводство никогда не играло большой роли, а чисто скотоводческих, тем более кочевых племён здесь не было никогда. Впрочем, многие страны хорошо обеспечены домашним скотом. Бесспорный лидер всего региона — Камбоджа, где ещё недавно насчитывалось по две головы крупного рогатого скота на каждую семью (а ещё мы не учли свиней и домашнюю птицу). Охотой многие народы долин Индокитая (например, кхмеры) не занимаются вообще: буддизм запрещает убивать живые существа. Зато в горах были идеальные условия для охоты и собирательства. Особенности географии ЮВА привели к тому, что развитые земледельческие и отсталые горные районы были населены одними и теми же народами, причём горцы обычно попадали в зависимость от своих же сородичей, живущих в долинах.

Обработка металла зародилась в регионе в глубокой древности. Бронзовый век длился здесь вдвое дольше, чем в Европе (с III тыс. по III-II вв. до н.э.), и, видимо, именно от своих южных соседей китайцы научились обрабатывать металл. Лишь в эпоху Сражающихся Царств Китай обогнал наиболее развитые народы Юго-Восточной Азии в области технологии. Однако и в наши дни ЮВА — район, где очень высоко развито художественное ремесло. На весь мир славятся лаковые и ювелирные изделия, высокохудожественные яванские ткани (особенно батик), вьетнамские и лаосские циновки, шляпы, веера.

С глубокой древности через ЮВА проходили международные торговые пути, поэтому громадную роль играла торговля, особенно транзитная. Государи этого региона не считали для себя зазорным совершать визиты друг к другу специально для заключения торговых договоров. Чаще всего именно торговые города становились центрами, вокруг которых зарождалась государственность, а основателем первой династии Сиама (средневекового Таиланда) был китайский купец Чжао У-э (Рама Тибоди I). Португальцы, явившиеся в Южные моря в начале XVI в., силой подавили морскую торговлю местных купцов, чтобы стать монополистами, но коммерческие интересы и после этого остались важной стороной политики.