Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
30
Добавлен:
27.02.2014
Размер:
125.44 Кб
Скачать

13 Роберт л. Карнейро культурный процесс.*

В последние годы антропологи подтвердили свой возрастающий интерес к процессам, происходящим в культуре. Термин “процесс” не только стал чаще употребляться в дискуссиях, но и появился в заглавиях целого ряда теоретических сочинений (например, Барнетт 1940; Херсковиц 1945; Спенсер 1958; Стюард 1953; Уайт 1948, 1950). Однако именно из-за этого широко распространенного обращения к понятию процесса антрополог редко точно определяет, что он подразумевает под этим термином, когда им пользуется. В самом деле, что такое процесс? Что такое культурный процесс? Чем он отличается от истории? Существуют ли законы культурного процесса? Таковы вопросы, которые я желал бы рассмотреть в настоящей статье.

Понятие процесса.

В качестве общего явления процесс можно определить как взаимодействие элементов системы, протекающее во времени помере того, как одно состояние системы сменяется другим. Это взаимодействие происходит определенными способами, о которых можно сказать, что они являются выражением лежащихв их основании природных законов. Чтобы сделать более ясной и отчетливой эту характеристику процесса, рассмотрим некоторые из ее основных терминов : “элементы”, “система”, “состояние системы” и “природные законы”. Элементы системы - это просто образующие ее структурные единицы. Какого рода единицы имеют место в системе,

зависит, прежде всего,от природы рассматриваемой системы. Если мы имеем дело с астрономическими системами, нашими единицами будут такие вещи как планеты, астероиды, двойные звезды, магеллановы облака, спиральные галактики и тому подобное. Если мы изучаем живые системы, предметом наших занятий будут органы, железы, мускулы, нервы, рефлекторные дуги и так далее.

Тем не менее, ученый, работающий в определенной области природы, пользуется известной степенью свободы выбора в отношении того типа единиц, которые он выделит висследуемой им системе. Он делает это произвольно - делая соответствующие оговорки - на основе своей теоретической ориентации и целевых установок. Например, как психология человека, так и культурология начинают с одного и того же фактического материала : с предметов и явлений в жизни человеческого рода (1). Но каждая наука осмысляет их по-своему. Психолог рассматривает человеческое поведение с позиции мотивов , потребностей, подавлений, принуждений, намерений и подобного рода явлений. Культуролог, со своей стороны, сосредоточивает свое внимание на культурных элементах, как то: разделение труда, каннибализм, охотничья магия, пашенное земледелие, кросс-кузенный брак и т.п. На самом деле все культурные элементы имеют соответствующие им психологические, и культуролог вовсе не намерен отрицать или скрывать этот факт. Он просто утверждает, что культурные элементы можно вполне законно и плодотворно изучать сами по себе, как отдельный, или, говоря точнее, как концептуально отделимый класс явлений.

Мы можем определить систему как совокупность структурно и функционально взаимосоотнесенных элементов, соединенных в действующее целое. Система, таким образом - нечто большее, чем образующие ее элементы; она есть последние плюс (лучше сказать “и в то же время”) их взаимоотношения. Наша солнечная система - не просто солнце, планеты со своими спутниками, кометы и прочие малые небесные тела; она также состоит из способов, какими эти тела соотнесены друг с другом в пространстве и во времени. Точно так же 1447 культурных черт, перечисленных применительно к папаго в Калифорнийских антропологических записках (Друкер 1941) - не то же самое, что культурная система папаго. Члены класса явлений, обозначенных как “культурные”, не эквивалентны культуре как организации взаимодействующих культурных элементов. Именно в этом смысле “целое больше суммы своих частей”.

Вся сеть элементов и способов их взаимосоотнесенности в данной системе в отдельный момент времени образуетсостояние системы. Систему можно изучать и описывать

синхронически, как она существует в данный момент времени; или же ее можно изучать диахронически, как она с течением времени последовательно принимает различные состояния. Рассматривая систему целиком синхронически - как это было бы, к примеру, при изучении структуры кристалла или категорий родства, изображенных на диаграмме родства, - можно увидеть только строение и конфигурацию, но не процесс. Сущность процесса - какого-либо рода изменение (2), а для того, чтобы произошло изменение, конечно, должно пройти время.

Строение и конфигурация, однако, не совсем безотносительны к процессу. В действительности мы можем представлять себе процесс как очень быструю последовательность синхронических состояний системы, в которой каждое лишь слегка отлично от предыдущего. Рассмотренный таким образом, процесс очень напоминает фильм, в котором один неподвижный кадр следует за другим, создавая эффект непрерывного изменения. В результате изучение процесса - это изучение того, как состояние системы на данный момент времени, с его особым строением и конфигурацией, в более поздний момент времени оказывается преобразовано в другое состояние. Процесс - это, можно сказать, способ претерпевать изменения.

В основании порядка, регулярности и определенности в поведении системы лежат природные законы; о системе можно сказать, что она служит выражением этих законов. Одна из главных целей при изучении протекания процесса - сформулировать действующие в нем природные законы. Научное понимание процесса достигается тогда, когда можно показать, что он является необходимым следствием известных законов.