Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФЕДОРОВ МДП 4 курс.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
98.82 Кб
Скачать

Соматические нарушения и патофизиоло­гические основы маниакально-депрессивного психоза.

Различные авторы давно указывали на наличие отдельных симптомов со стороны вегетативной нервной системы при этом заболевании. Но систематическое из­учение вегетативной нервной системы было проведено В. П. Протопоповым. Он установил ряд симптомов, которые с большим постоянством обнаруживаются как при маниакаль­ной, так и при депрессивной фазе. К этим симптомам отно­сятся следующие: расширение зрачков, учащение пульса, запоры. С началом заболевания больные начинают значи­тельно терять в весе. У женщин часто на протяжении всего болезненного приступа наблюдается задержка менструаций. Указанные расстройства в своей основе обусловлены одной и той же причиной: преобладающим влиянием симпатического отдела вегетативной нервной системы.

В. П. Протопопов все эти симптомы объединил под назва­нием «соматический синдром маниакально-депрессивного пси­хоза». Перед окончанием приступа указанный синдром начи­нает распадаться. В первую очередь прекращается падение веса и начинается его увеличение. Затем нормализуется часто­та пульса, улучшается работа кишечника. Дольше держится расширение зрачков.

Наличие этого синдрома в той и в другой фазе подтверж­дает родство маниакального и депрессивного состояния. При маниакально-депрессивном психозе с большим постоянством отмечается повышение кровяного давления, что надо рассмат­ривать как функциональное состояние, вызванное преоблада­ющим влиянием симпатической нервной системы.

В. П. Протопопов выдвинул гипотезу, что при маниакаль­но-депрессивном психозе в подкорковой области (гипоталамическая область) возникает очаг застойного возбуждения и, следовательно, все рефлексы, идущие через подкорковую область, усиливаются. 12

В его работах было показано, что при маниакальном и депрессивном состояниях отмечается повы­шенная чувствительность к таким раздражителям, как элек­трический ток, тепло и холод. Больные обычно испытывают неприятное чувство во всем теле, им не удается произвольно задержать реакцию на указанные раздражители (они не могут удержать руку без отдергивания). Произвольная задержка реакции на болевое раздражение является функцией коры. Следовательно, можно предположить, что кора теряет свое регулирующее влияние. Известно, что гипоталамическая область теснейшим образом связана с регулированием сомати­ческих и обменных процессов. Повышенное возбуждение этой области при маниакальном и депрессивном состояниях, есте­ственно, способствует повышению обмена веществ, что приво­дит к трате энергетических ресурсов. Вес больных за время болезни может падать на 10—15 кг и больше.

При  маниакально-депрессивном  психозе больше всего  из­меняется углеводный обмен. Изменения    эти выражаются    в том, что у больных повышается количество сахара в крови и в то же время повышается его использование. Молочная кис­лота стоит на низком уровне, так как она быстро устраняется из крови. Этим и объясняется то, что больные    при   маниакальном состоянии никогда не испытывают чувства усталости. Повышение жирового обмена   обусловливается    истощением запасов углеводов.    Если    удается    обеспечить   достаточный уровень углеводов,  нарушений  со стороны  жирового обмена не выявляется. Белковый обмен меняется незначительно. При изучении в маниакальном и депрессивном состояниях условных рефлексов было  установлено,    что   образовать    их удается сравнительно легко. Но при угасании их или образовании дифференцировок возникают большие затруднения. При    маниа­кальном состоянии в коре преобладают процессы   возбужде­ния,  при депрессивном состоянии, хотя кора и заторможена, но это торможение носит пассивный характер[6, c. 123].

13