Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция_9история_кубани.doc
Скачиваний:
180
Добавлен:
15.12.2018
Размер:
211.97 Кб
Скачать

Развитие сельского хозяйства

Животноводство. В первые десятилетия пореформенного периода ведущей отраслью сельскохозяйственного производства на Кубани оставалось скотоводство. Для его нужд использовалась большая часть пригодных для сельскохозяйственных нужд площадей. Это было нагульно-экстенсивное животноводство: скот основную часть года содержался на подножном корме.

Одной из важных отраслей продолжало оставаться коневодство. Казак, как и горец, не мыслил себя без лошади. Распространенные на Кубани лошади черноморской породы отличались особой статью, силой и выносливостью и закупались как для Кубанского войска, так и для ряда военных округов России. Но если в начале XIX в. развивалось главным образом табунное коневодство и выращивались верховые лошади, то с 1870-х годов, по мере роста посевных площадей, стали все больше разводить лошадей упряжных, рабочих, для хозяйственных надобностей. Рост распашек в степном Прикубанье оттеснял коневодство в предгорья, сокращая табуны некогда известных черноморских конезаводчиков. Правда, за это время возросло поголовье лошадей в табунах невойскового сословия, особенно у горцев. Здесь преобладали лошади кабардинской породы, хорошо приспособленные к условиям горной местности. На Кубани были и конные заводы, где разводили очень редкую растопчинскую породу верховых лошадей (завод Пеховского), донскую породу (завод Николенко), чистокровных английских скакунов (конные заводы Штейнгеля, Туганова).

В целом, несмотря на сокращение табунного коневодства, поголовье лошадей на Кубани постепенно возрастало. Так, в 1875 г. на Кубани было 112 тыс. лошадей, а через четверть века их поголовье увеличилось почти в 3,5 раза. Это было связано в первую очередь с ростом населения, занимавшегося сельским хозяйством.

Несколько по-иному шло воспроизводство поголовья крупного рогатого скота. В начале 1860-х годов его было чуть более 200 тыс. голов, в 1890 г. - 1720,1 тыс. Затем началось сокращение. Относительное же сокращение поголовья крупного рогатого скота началось, видимо, раньше - с середины 1880-х годов. Еще в 1883 г. на 100 жителей приходилось по 125 голов крупного рогатого скота, в 1893 г. -только 88.

Нагульно-мясное скотоводство сокращалось в еще большей степени, нежели коневодство, капитулируя перед наступавшим зерновым земледелием. При этом разведению крупного рогатого скота отводилась значительная роль в сельскохозяйственном производстве Кубани.

Первенство здесь принадлежало серой украинской ("черноморской") породе, ее представители отличались "крупным ростом и могучим дородством", хорошими мясными и рабочими качествами, так необходимыми для районов Юга России, где скот выращивали не только на мясо, но и для использования в качестве тягловой силы. Заметный вклад в совершенствование и разведение различных пород крупных рогатых животных вносили животноводческие "заводы" Н. Кулешова, Т. Мазаева, братьев Пеховских, Н. Меснянкина и др.

Заметную роль в сельском хозяйстве Кубанской области 1860 - 1890-х годов играло овцеводство. Издавна многие казаки и горцы разводили грубошерстных овец, поголовье которых возрастало вплоть до конца 1870-х годов. К этому времени только у казаков их насчитывалось почти 1,9 млн голов.

С 1870-х годов на Кубани начинает бурно развиваться мериносовое овцеводство, более известное тогда как тонкорунное. Основателями этого направления на Кубани были овцеводы-тавричане - выходцы из Таврической и других южных губерний России. Наступление пашни на пастбища и рост цен на землю вынуждали их перегонять свои отары на Кубань, где степь была в основном не распахана и имелись прекрасные пастбища. Среди переселившихся на Кубань были такие известные предприниматели-овцеводы, как Мазаевы, Петрики, Николенко и др., покупавшие и арендовавшие у частных владельцев и войска десятки тысяч десятин земли под свои многотысячные отары. Вместе с "тавричанами" этим выгодным направлением овцеводства стали успешно заниматься и некоторые местные помещики. Так, в имении барона Р. Штейнгеля "Хуторок" было около 40 тыс. мериносовых овец. Славились своими отарами М. Заболотний, у которого было до 12 тыс. мериносовых овец, купец Н. Меснянкин, имевший около 22 тыс. овец, предприниматель Я. Пеховский - владелец 35 тыс. овец. В хозяйстве последнего разводился особый тип овец, полученный путем скрещивания немецкой, мазаевской, французской и других пород. Полученная здесь камвольная шерсть шла на фабрики России, а также во Францию и Англию. К 1890 г. поголовье мериносовых овец на Кубани уже превышало поголовье грубошерстных.

Разводили на Кубани также свиней и коз. Это являлось важным подспорьем в хозяйствах крестьян и казаков, тем более что численность этих животных почти не зависела от роста распаханных площадей.

Земледелию в пореформенное время на Кубани стали уделять больше внимания. О его уровне на рубеже 1870 - 1880-х годов можно судить по свидетельству современника: "Способ возделывания земли самый патриархальный: кто где и чем хочет, тот и пашет, и все основано на ничем не сообразной рутине". Ведущей системой земледелия была переложная. Малая заселенность края и обилие незанятых плодородных земель позволяли земледельцам засевать свои участки несколько лет подряд, а затем, по мере их истощения, переходить на новые, "свежие" земли. Экстенсивная в своей основе переложная система земледелия в то время давала возможность при минимальных затратах капитала производить (главным образом для собственного потребления) необходимое количество сельскохозяйственной продукции. Естественно, урожайность зерновых была невысокой (по ведущей культуре - пшенице - даже ниже, чем в губерниях Европейской России), а по чистому сбору зерна на душу населения (т. е. за вычетом семян) Кубань в 1860-х годах находилась на одном из последних мест в стране.

С быстрым ростом населения и увеличением распашки земель стала изменяться и система сохранения почвенного плодородия. Уже в последней четверти XIX в. на Кубани можно было встретить хозяйства с паровой системой земледелия, с трехпольным, четырехпольным и многопольным севооборотами, с искусственным травосеянием, применением удобрений и поливкой полей. Хлебная нива Кубани в это время стремительно росла: если в начале 1870-х под злаками было занято 0,5 млн десятин, то к концу 1890-х - около 2 млн. десятин. Половина этой площади приходилась на пшеницу - ведущую зерновую культуру Кубани, на втором месте был ячмень (0,3 млн десятин). Посевы других зерновых культур (ржи, проса, овса и пр.) были незначительными.

Помимо зерна на Кубани высевались табак, подсолнечник, лен, конопля, картофель, клещевина, горчица. Однако значение их было неодинаково. Лен, конопля, картофель занимали небольшую площадь и выращивались в основном с потребительскими целями. В то же время табак и подсолнечник предназначались главным образом для рынка и играли довольно заметную роль в сельском хозяйстве Кубани.

Первые табачные посевы появились на Кубани в 1860-х годах в районе Анапы. Пионерами в выращивании новой для края культуры были турецкоподданные греки, с разрешения правительства переселившиеся на Черноморское побережье Кубани. Высокая доходность новой отрасли вскоре привлекла к ее освоению казаков, армянских и русских переселенцев. Территория распространения табачных плантаций значительно расширилась. В 1890-х кубанское табаководство заняло одно из ведущих мест в России. На долю Кубани приходилось более половины всего общероссийского сбора табака высших сортов.

Подсолнечник завезли на Кубань в 1870 - 1880-х годах переселенцы из Воронежской, Саратовской и других губерний страны, где посевы его занимали довольно большие площади. Увеличение числа переселенцев, осознание местным населением перспективности нового направления, стремление улучшить земледельческую культуру путем введения в севообороты пропашных растений привели к стремительному росту посевов подсолнечника. Например, в 1891 г. они занимали 32 тыс. десятин, а буквально через 5 лет - уже 146 тыс. (третье место после пшеницы и ячменя в структуре кубанских посевов).

Из клубнеплодов наибольшее распространение получил картофель (посевы занимали около 40 тыс. десятин), однако по его урожайности Кубанская область значительно уступала многим губерниям страны. Кубанский картофель выращивался для собственного потребления и шел на местный рынок.

Помимо полевого земледелия и скотоводства сельское население области занималось огородничеством и бахчеводством, разведением виноградников и садов. Из огородных продуктов наибольшее распространение получили помидоры, капуста, огурцы и лук. Они выращивались земледельцами для себя, но возле городов и железнодорожных станций - нередко и на продажу. В 1898 г. огороды занимали на Кубани 45,4 тыс. десятин. Центром огородничества являлся Лабинский отдел. Под арбузами, дынями, тыквами в это время было занято 49,3 тыс. десятин. Бахчевые культуры, в отличие от огородных, в основном выращивались для продажи. Наибольшего развития бахчеводство достигло в Ейском отделе.

Садоводство на Кубани зародилось давно. Знаменитые горские сады Черноморского побережья Кавказа славились изобилием фруктов, но в результате многолетней Кавказской войны они пришли в запустение и упадок. Их возрождение началось лишь в 1880-х годах, когда крестьянам стали бесплатно раздавать саженцы фруктовых деревьев, а наместник царя на Кавказе разрешил сельским обществам Черноморского побережья раздавать за небольшую арендную плату в потомственное пользование участки земли под сады и виноградники. В других районах Кубанской области садоводство к этому времени уже получило широкое распространение. Особенно славился обширными садами Лабинский отдел.

Виноградарство, также давно известное на Кубани, лишь на рубеже 1870 -1880-х годов заняло важное место в сельскохозяйственном производстве, прежде всего на Тамани и Черноморском побережье края. Увидев, что развивающаяся отрасль является экономически выгодной, правительство открыло кредиты для желающих заниматься виноградарством. Это стимулировало увеличение площадей виноградных плантаций и рост их количества. Так, за 20 лет (1875 -1894) число владельцев виноградных плантаций в Кубанской области выросло с 257 до 2736 человек, а площадь виноградников - с 218 до 2500 десятин, т. е. более чем в 10 раз. В последнее десятилетие XIX в. ежегодный сбор винограда составлял в Кубанской области в среднем 526 тыс. пудов, в Черноморской губернии - 84 тыс. Постепенно выделились районы, специализировавшиеся на возделывании винограда. Особое место занимал Темрюкский отдел с центром в г. Анапе: 60 % всех посадок винограда в Кубанской области. В Черноморской губернии крупнейшими очагами виноградарства были Новороссийский округ и удельное имение Абрау-Дюрсо (более 70 % всех виноградников), отчасти - пригородные районы Сочи (свыше 16 % виноградников). Виноград все больше и больше шел на продажу и на производство вина. В конце XIX в. только Черноморская губерния ежегодно производила до 100 тыс. ведер виноградного вина. Многие виноградные вина Черноморья по своим качествам не уступали известным рейнским винам.

Таким образом, в 1860 - 1890-х годах по мере роста численности производительного населения происходило дальнейшее сельскохозяйственное освоение территории Кубани, шло развитие традиционных направлений в скотоводстве, земледелие становилось приоритетной отраслью сельского хозяйства.