Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Внешняя политика и дипломатия Франции с 1871-18....docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
06.12.2018
Размер:
71.56 Кб
Скачать

Глава 3. Основные особенности и направления колониальной политики Франции в конце XIX века

В связи с переходом капитализма в стадию империализма крайне обострилась борьба за территориальный раздел мира. К многочисленным старым мотивам колониальной политики, сопровождавшейся грабежом, разбоем, работорговлей, обманом, рабовладельческой эксплуатацией и истреблением целых племен и народов, финансовый капитал прибавил борьбу за источники сырья, за вывоз капитала, за «сферы влияния». Эти новые мотивы колониальной политики зародились в связи с бурным ростом капиталистических монополий. Именно владение колонией, дает полную гарантию успеха монополии против всех случайностей борьбы с соперником — вплоть до такой случайности, когда противник пожелал бы защититься законом о государственной монополии. Чем выше развитие капитализма, чем сильнее чувствуется недостаток сырья, чем острее конкуренция и погоня за источниками сырья во всем мире, тем отчаяннее борьба за приобретение колоний. Интересы вывоза капитала также толкают к завоеванию колоний, поскольку на колониальном рынке легче, а иногда единственно только и возможно монополистическими путями устранить конкурента, обеспечить себе поставку, закрепить соответствующие связи30.

Но путь колониальных захватов неизбежно вел к усилению характерных для империализма черт. Кризис 1873 г., самый тяжелый кризис XIX в., а затем мировые кризисы 1882, 1890 и 1900 гг. усилили борьбу за раздел мира31. К этому периоду относится создание крупнейших колониальных империй, и прежде всего английской и французской. Однако и в создании колониальных империй существовала большая неравномерность. Раздел колоний неизбежно сопровождался крайним обострением борьбы между великими державами. Имевшие место урегулирования всегда были временными, ибо объективно прочные соглашения по колониальным вопросам между империалистическими странами недостижимы.

Громадное усиление колониальных захватов Франции выпало на 1880—1900 гг. Если площадь ее колониальных владений к 1860 г. составляла всего 0,2 млн. кв. миль, то за 20 лет (с 1880 по 1899 г.) она увеличилась на 3 млн. кв. миль, достигнув общей площади 3,7 млн. кв. миль с населением 56,4 млн. человек32. Этот бурный рост французских колоний был непосредственно связан с развитием финансового капитала в стране. По размерам финансового капитала в это время Франция была в несколько раз богаче Германии и Японии, вместе взятых, и стояла на втором месте после Англии (как и по размерам своих колониальных владений). Кроме чисто экономических условий и на базе их на размер колониальных владений оказывают влияние условия географические, которые, несомненно, благоприятствовали французской колониальной политике, прежде всего в Африке.

Вместе с тем французский империализм был не только слабее английского, но и менее динамичен. Богатства французских колоний эксплуатировались им значительно примитивнее. Захватывая колонии, французский империализм стремился к обеспечению своей гегемонии, к захвату земель не столько прямо для себя, сколько для ослабления противника и подрыва его гегемонии. В XIX в. эти мотивы играли существенную роль в колониальной политике Франции, которая не обращала в то время достаточного внимания на освоение огромных природных богатств своих колоний. А в них имелись колоссальные запасы железа, марганца, цинка, олова, меди, свинца, хрома и т. д. Было здесь и различное органическое сырье, как, например, индиго, джут, лен, дубильная кора, слоновая кость, воск, табак, лечебные травы, мускус, какао, чай, кофе, рис, оливковое масло, кукуруза, ваниль и даже модные в то время страусовые перья, доставлявшиеся из Конго и Французской Экваториальной Африки. Хищнические методы эксплуатации колоний характеризовали Францию, которая обеспечивала «право» своих капиталистов грабить колонии всей мощью своего государственного аппарата. Французские колонизаторы использовали обман, насилие, провокации и подкуп для обеспечения своего господства в колониях. Основными методами колониальной эксплуатации служили принудительный труд, натуральная дань, система монокультуры и система резерватов — специальных районов, куда колонизаторы загоняли коренное население, лишая его земли. Широко использовалась почти даровая рабочая сила. На строительных и дорожных работах, на рудниках и приисках, на частных предприятиях применялся бесплатный принудительный труд. Вожди племен должны были по требованию колониальных властей поставлять определенное число рабочих.

Создание французской колониальной империи связано с деятельностью ряда лиц, осуществлявших колониальные захваты и получивших потом во Франции большую известность. Буржуазная литература до сих пор прославляет их смелость и таланты, забывая при этом отметить ту необычайную жестокость, с которой действовали эти завоеватели, безжалостно истребляя население колониальных стран.

Необходимо отмстить также огромную роль французской церкви, и в частности католических и протестантских миссионеров, в разведке и завоевании колониальных владении. «Следовало бы показывать нашим соотечественникам и заставить их воочию убедиться,— писал один из организаторов французской колониальной выставки, — сколь многим обязана Франция миссионерам: крест предшествовал мечу и указывал ему дорогу; солдаты бога прокладывали путь солдатам отечества; религиозное завоевание предвосхитило и подготовило завоевание колониальное»33.

Франко-прусская война приостановила колониальные захваты, усиленно проводившиеся еще Наполеоном III. Но развитие и усиление финансового капитала, создало благоприятные условия для возврата к колониальной политике. Колониальная экспансия, отвечавшая интересам крупных промышленных и финансовых кругов, совпала с приходом к власти партии умеренных буржуазных республиканцев. И возрождение колониальной экспансии тесно связано с лидером этой партии Ж. Ферри. Он первый в новых условиях со свойственной ему решительностью, бесцеремонностью и стремлением к обогащению высказался за необходимость завоевания колоний для Франции, выступив как идеолог французского колониализма. «Франции нужна колониальная политика, — говорил он в 1882 г. — Любая часть ее колониальных владений, ничтожнейшие клочки их должны быть для нас священны. Речь идет не о завтрашнем дне, а о целом полувеке, о веке вперед; речь идет о самой будущности нашей родины»34. В своих публичных выступлениях он доказывал, что промышленная мощь великих наций Европы требует рынков сбыта и обеспечения выгодного помещения капиталов. Ферри ярче, яснее и откровеннее других высказал стремление французской буржуазии к колониальным захватам. Но он выражал взгляды своей партии, и его деятельность была поддержана государством, идеологами буржуазии, учеными, историками и экономистами. Современная Франция сравнивает Ферри с Кольбером, полагая, что он возродил французскую нацию.

Однако Ферри и его последователи встретили в то время серьезные препятствия в проведении колониальной политики: недоверие и даже враждебность ряда политических партий, неуверенность правительств Третьей республики, стремившихся скрыть от парламента и от остального мира размах своих военно-колониальных операций, и, наконец, серьезное противодействие со стороны двух великих держав — Англии и Германии.

Партия радикалов во главе с Ж. Клемансо крайне отрицательно относилась к колониальной политике. По мнению лидера партии, она ослабляла силы Франции в Европе, мешала ей готовиться к будущей схватке с Германией, которую он считал неизбежной, и не могла обеспечить в дальнейшем, при слабом приросте населения во Франции и отсутствии массового выезда французов в колонии, закрепление захваченных территорий. Однако следует отметить, что, при всех нападках Клемансо на руководителей колониальной политики, он никогда не предлагал вывести французские войска из колоний. Позднее, когда Франция окрепла и ее успехи в завоевании колоний стали явными, радикалы отказались от критики колониализма.

Партии монархистов в лице Деруледа, Кассаньяка и других также решительно выступали против колониальной политики умеренных республиканцев, считая необходимым не отвлекать из метрополии силы, нужные для реванша. Даже известная часть умеренных республиканцев, как, например, Фрейсине или Рибо, критиковали колониальную политику. Но они упрекали Ферри лишь за то, что он не всегда удачно и успешно проводил в принципе одобрявшуюся ими политику колониальных захватов35.

Именно поэтому, несмотря на резкую критику, парламент и государство в сущности всегда предоставляли французским колониалистам достаточные материальные средства в виде кредитов на колониальные экспедиции в Африке, Азии, на Мадагаскаре и в других частях земного шара.

До 1881 г. делами колоний ведало морское министерство. Гамбетта, возглавив кабинет, создал «Управление колониями», которое было присоединено к министерству торговли и колоний, образованному в ноябре 1881 г. Затем, согласно закону от 20 марта 1894 г., было создано министерство колоний с тремя управлениями. Но и после этого разные колонии все еще находились в различных министерствах: Индокитай — в ведении министерства иностранных дел, Алжир — министерства внутренних дел. С 1890 г. на нужды колоний выделялись средства по бюджету, которые неизменно увеличивались. По пятилетиям эти расходы составляли: в 1890 г.— 57 млн. фр., в 1895 г.— 79 млн., в 1900 г.-116 млн. фр36.

Постепенно во Франции возник целый ряд организаций и школ, связанных с колонизаторской политикой французской буржуазии. В 1878 г. была создана из чиновников Высшая колониальная комиссия, замененная в 1883 г. Высшим колониальным советом. В 1889 г. была учреждена колониальная школа, которая существовала под названием «Национальная школа заморской Франции». В 1894 г. был создан международный колониальный институт. Все эти учреждения создавались в расчете на долговременность колониальной политики, чтобы с годами из представителей колониальных народов воспитать кадры административных работников, получивших образование во Франции и готовых верно служить интересам колонизаторов.

На пути колониальных захватов Франция неизбежно должна была столкнуться с империалистическими интересами других великих держав. К последней трети XIX в., когда раздел Азии был почти закончен, «доктрина Монро» ограничивала проникновение европейской экспансии на американский континент, а колонизация Австралии завершилась, первое место в колониальной политике выпало на долю Африки. Главными участниками ее раздела стали Англия и Франция, и именно между ними в течение более двух десятков лет шла ожесточенная борьба. Затем свои требования предъявили Германия, Италия, Бельгия, Португалия и Испания. Поскольку отношения между делившими Африку великими державами складывались главным образом на основе европейской политики, Германия в первые годы после франко-прусской войны была заинтересована в отвлечении сил Франции из Европы в колонии, чем и воспользовались умеренные республиканцы. Они приняли политику соглашения с Германией для создания более выгодного для себя положения на Африканском континенте.

Таким образом, к концу XIX века Франция обладала достаточно обширными колониальными владениями, которые предоставляли ей богатые возможности для ее дальнейшего экономического развития.