Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Третий блок - методики: ответы 3.1.-3.10.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
115.26 Кб
Скачать

Сущность супервизорства

Супервизорство может быть болезненным процессом, если супервизор, как он это часто делает, забывает о гуманистическом аспекте, который помог бы супервизируемому психотерапевту сохранить чувство собственного достоинства и не испытывать чувства того, что он чего-то не умеет, плохо понимает больного, чувства вины или гнева против этого супервизора, снижение самооценки и т.д.

Конечно, если при супервизии создается эмпатическая атмосфера, атмосфера сотрудничества, а не власти, не руководства, то тогда все эти чувства возникают в значительно меньшей степени. Если же не соблюдаются какие-то элементарные условия, супервизия действительно может быть очень болезненной. Ну и, конечно, важен контракт, который заключается перед началом работы.

Супервизионная работа хаотична. Предполагается, что существует известный список психотерапевтов-супервизоров, и каждый желающий может выбрать себе одного из них в наставники — именно выбрать, а не получить по назначению главного врача, например. Однако этих списков не существует. Супервизорами могут стать психотерапевты-педагоги. Они занимаются этим в каждодневной практике — либо в рамках групповой супервизии типа “балинтовских групп”, либо в работе с ординаторами, где так или иначе обсуждается ведение пациента, понимание пациента, какие-то ошибки.

Формы супервизии, существующие в российской практике.

В России нет института супервизорства. Поэтому формы супервизорства принимаются из зарубежной практики.

Это могут быть воспоминания и ассоциации, связанные с конкретным случаем в практике, или записи, в которых отражены наиболее важные моменты. Супервизируемый приносит эти записи, рассказывает по ним и совместно с супервизором прорабатывает какие-то моменты, определяет, какие были сложности, каким было понимание больного, как строились отношения с больным — в движении, в динамике. Это может быть и видеозапись, и аудиозапись сеансов. Используется также наблюдение за работой психотерапевта — в идеальном случае оно осуществляется с помощью зеркала, прозрачного с одной из сторон. Либо непосредственно организуется совместная консультация, общаются вместе и супервизор, и психотерапевт, и пациент. Либо супервизор общается с пациентом, которого ведет супервизируемый.

В зависимости от того, в какой области психотерапии она проводится в рамках психоаналитического метода материалом для обсуждения могут служить перенос, контрперенос, подсознательное, бессознательное, анализ бессознательного, конфликты подсознания — то есть то, что свойственно психоаналитической работе. И работа ведется в этом направлении. В гипнотерапии речь пойдет скорее о других вещах: о каких-то физических реакциях, о том, как удается устанавливать контакт, вызывать ситуацию глубокого доверия для работы. В этом случае важны уже собственно технические вещи.

Но, в целом, личностный рост присутствует везде, и в психоанализе, и в гуманистической терапии, и в суггестивной терапии, и в экзистенциальной терапии. Какое бы направление мы ни взяли, супервизия будет включать в себя развитие психотерапевтического мышления. И здесь важно не навязывать, а понять, определить способ мышления супервизируемого и помогать ему в дальнейшем развитии; увидеть те недостатки, стереотипы, которые ему мешают, дать возможность развить и реализовать свой личностный потенциал. И сначала — подхватить то, что есть, и позволить ему во всем исходить из собственных представлений.

Обратная связь между личностным ростом супервизора через супервизию постоянна. Супервизия — это сотрудничество, постоянное общение. Естественно, что и психотерапевт, и супервизируемый должны постоянно получать в процессе что-то новое. Либо — самое простое — что-то новое о пациенте, либо друг о друге, либо, конечно, каждый о себе. Каждый должен развиваться. Есть еще и вариант видеозаписи супервизионного процесса и последующий его анализ.

Супервизорство является одним из атрибутов профессионализма в зарубежной социальной работе. В русском языке такого понятия нет. В буквальном переводе это слово означает «надзор». Однако русское понятие «надзор» в современном смысловом варианте не соответствует содержанию английского слова «supervision». Отечественные ученые считают, что в теорию и практику российской социальной работы необходимо ввести понятие «супервизорство», а также «супервизор» как профессиональный неологизм. Наиболее близким по содержанию в русском языке понятию «супервизор» является понятие «наставник», которое часто употреблялось в прежние годы применительно к процессу воспитания. В большинстве случаев эта работа воспринималась как общественная. Хотя раньше были, да и сейчас существуют наставники-профессионалы для определенных видов профессиональной деятельности, связанной с повышенным риском для здоровья. Например, на флоте – капитан-наставник. Необходимость супервизорства в социальной работе обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. Как известно, социальная работа признана одним из специфических видов деятельности с повышенным уровнем психологической нагрузки. Социальный работник подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим к стрессовым ситуациям. Факторами стресса в социальной работе являются эмоциональная нагрузка, необходимость действовать в непредсказуемой ситуации, неуверенность в конечном результате своих действий, чувство отчаяния от невозможности решить проблему клиента. К этим объективным факторам могут добавиться субъективные, такие как обостренное чувство ответственности за себя и других, очень глубокое сопереживание, нонконформизм.

Состояние стресса может быть длительным и привести к срыву, отражаясь на поведении специалиста и его здоровье. Эти случаи нередки и они достаточно подробно описаны в зарубежной литературе. Специалист, находящийся в таком состоянии, с трудом идет на работу, быстро устает, уклоняется от привычных дел, становится безразличным к нуждам подопечных. Его отношение к клиентам может стать жестким, бюрократичным, педантичным и формальным. Как показывает опыт зарубежных стран, для решения такого рода проблем нужен особый специалист – супервизор. В зарубежной практике супервизорство стало незаменимым элементом коллективной или «командной» профессии социального работника, инструментом профессионализма и эффективности работы.

За рубежом основные должностные обязанности супервизора имеют четко очерченные функции.

1. Образовательная функция. Она направлена на повышении квалификации социального работника. Супервизор в этом случае учит усваивать новые знания, делиться своим опытом, информирует, разъясняет, направляет, помогает найти необходимое решение, советует, консультирует, предлагает новые методики и технологии.

2. Поддерживающая функция. Она включает личностную поддержку социального работника, попытку снять или смягчить напряжение от работы, поиск дополнительных источников поддержания жизненного тонуса специалиста.

3. Контрольная функция. Отчасти она носит административный характер, и необходима не только на начальном этапе становления профессионала. Нужда в ней не отпадает и в дальнейшем, на последующих стадиях работы, как необходимое условие гарантии качества социального обслуживания. Как правило, круг административных обязанностей супервизора ограничен следующими видами деятельности: а) подбор и расстановка кадров; б) планирование работы; в) подбор «команд»; г) распределение обязанностей внутри команды; контроль и оценка качества работы; е) координация работы между «командами»; ж) организация внешней связи «команды; з) улаживание конфликтов между социальным работником и клиентом; и) защита профессиональных интересов социальных работников, то есть посредничество между работниками и руководством органов социальных служб. В зарубежных изданиях отмечается, что административная функция супервизора вызывает наибольшие проблемы, связанные с этическими моментами профессиональной деятельности социального работника. Как видно из предложенного выше перечня, у супервизора в этой части работы специфические задачи, вступающие порой в противоречие с ценностями и нравственными ориентирами профессии.

За рубежом институт супервизоров развит и в системе высшего и среднего профессионального образования в области социальной работы. Как известно большая часть подготовки специалистов приходится на работу «в поле», то есть на практическое освоение умений и навыков.

Преподаватели-практики действуют в основном как супервизоры, выполняя функции наставников-профессионалов. Конечно, их основная функция – педагогическая, однако, прежде всего, они – профессионалы в практической социальной работе. И их действия с самого начала ориентированы на сотворчество со студентами, на то, чтобы привить им любовь к профессии, потребность работать в «команде».

По мнению отечественных ученых, супервизорство в зарубежной системе подготовки специалистов по социальной работе заслуживает самого пристального внимания организаторов обучения социальных работников в России.