Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дети блокады реферат.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
03.12.2018
Размер:
1.75 Mб
Скачать

1.1. Организация обороны и снабжение города

В блокированном городе оказались 2554 тыс. ленинградцев, в том числе 400 тыс. детей. Эти сведения приводит Д.В.Павлов по данным выдачи хлебных карточек за сентябрь 1941 г. Детские карточки получали те, кому не исполнилось 12 лет. Детям старшего возраста полагались иждивенческие, с более низкими нормами снабжения, а 15-16-летние учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО получали рабочие карточки. Однако следует учитывать, что в блокадном кольце оказались еще 323 тыс. человек, проживавших в неоккупированной части Слуцкого, в Парголовском и Всеволожском районах Ленинградской области. Среди них тоже были дети, но они не вошли в подсчеты Павлова, поскольку эти жители были приняты на государственное обеспечение хлебом только с 24 января 1941 г. [13, с. 13]

Уже ночь на 23 июня 1941 г. Ленинградцы услышали вой сирен воздушной тревоги. Летевшие со стороны Карельского перешейка две группы Ю-88 были встречены огнем зенитных батарей и к городу допущены не были. А утром 23 июня по распоряжению начальника противовоздушной обороны города полковника Е.С.Лагуткина началось строительство щелей открытого и закрытого типов, приводились в порядок бомбоубежища, была развернута система местной противовоздушной обороны (МПВО). (См. рис.1, приложение 3).

В дополнение к ее штатным формированиям – пожарным командам, восстановительным и ремонтным полкам – создавались группы самозащиты из мужчин в возрасте от 16 до 60 лет и женщин – от 18 до 50 лет, имевших подготовку по нормам ПВХО 1-й ступени (противовоздушная и химическая оборона) или ГСО (Готов к санитарной обороне). В соответствии с решением Ленгорисполкома от 11 июля 1941 г. Все население от 16 до 60 лет стало привлекаться к всеобщей обязательной подготовке к противовоздушной и химической обороне. Дети от 8 до 16 лет обучались пользованию средствами индивидуальной защиты.

В первых числах июля приступили к массовому строительству оборонительных сооружений на дальних подступах к Ленинграду. На “окопы” как тогда говорили, в районы по течению реки Луги двинулись эшелоны ленинградцев, в число которых были включены юноши с 15 и девушки с 16 лет, а их места в городских группах самозащиты заняли учащиеся 5-6-х классов.

Захватив 8 сентября Шлиссельбург, немцы прервали сухопутную связь города со страной. Ленинград оказался в блокаде. Вечером того же дня немецкая авиация совершила первый массированный налет. На Московский, Красногвардейский и Смольнинский районы было сброшено 6328 зажигательных бомб. Возникло 178 пожаров и различные мелкие возгорания.

С того дня налеты немецкой авиации на город стали почти ежедневными. В отдельные дни воздушные тревоги продолжались по 10 и более часов. Часто они сопровождались артиллерийскими обстрелами. Наряду со взрослыми в ликвидации последствий воздушных налетов принимали участие и дети. Отмечая заслуги гражданского населения в борьбе с последствиями вражеских бомбардировок, Ленгорисполком 29 октября 1941 г. наградил 56 человек ценными подарками, 85 человек были удостоены почетных грамот, а 19 получили денежные премии. Среди награжденных были школьники Виктор Куропат, Валентин Чадров, Юрий Гамелайнен, Евгений Гладков и др.

В сентябре 1941 г. ожесточенные бои шли на окраинах города. Горожане готовились к уличным боям. Из комсомольцев и пионеров создавались специальные подростковые группы. Во время налетов немецкой авиации учащиеся выслеживали ракетчиков и сигнальщиков. На случай уличных боев юноши и девушки готовились стать разведчиками, связистами, подносчиками боеприпасов, санитарами, проводниками через проходные дворы.

Блокированный с юга и востока немецкими войсками, а со стороны Карельского перешейка армией финнов, город испытывал острый недостаток металла, угля, нефтепродуктов, электроэнергии. Наибольшие трудности сложились со снабжением населения и войск продовольствием. Уже 2 сентября был сокращены нормы продажи хлеба, а 9 сентября – и других продуктов питания. В первый год войны для детей и иждивенцев были установлены следующие нормы (г. в мес.): крупа и макароны - 1200, мясо – 400, жиры – 500, сахар и кондитерские изделия – 1700 , рыба – 300. Для иждивенцев нормы были ниже на 600 г. по крупе и макаронам и на 200 г. – по жирам и сахару.

По октябрь включительно продовольственные карточки отоваривались полностью. С ноября фактическая реализация продуктов питания осуществлялась в зависимости о их наличия в городе и от объемов завозов. В первую декаду декабря продовольственные карточки не были отоварены вообще. С 14 декабря 1941 г. по 1 января 1942 г. по иждивенческим карточкам было отоварено по 200, а по детским – по 400 г. муки, смешанной на 50% со жмыхом. В третьей декаде декабря продовольственное положение осложнилось настолько, что лишь в результате разбронирования запасов муки, мясных и рыбных консервов из неприкосновенных запасов Кронштадта, кораблей и фортов Балтийского флота удалось обеспечить всем категориям населения нормы по сахару, мясу (рыбными и мясными консервами), а по детским карточкам и по жирам.