Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вопросы-ответы_шупер.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
305.15 Кб
Скачать

32. Различия между квазиаморфным и квазикристаллическим состоянием систем расселения. Примеры систем обоих типов.

квазиаморфное состояние это когда известна численность, но не известно пространственное распределение городов, а квазикристалическое, когда извести положение городов в пространстве  и оно подчиняется строгим законам (или не очень строгим)

«Сверху» системы центральных мест размываются процессами глобализации, формированием глобальной иерархии центров, охватывающей не только постиндустриальные страны, но и весь мир. При этом широко распространенная концепция «глобального города» [18] не без оснований предполагает, что иерархический статус мировых столиц определяется не их положением в национальных системах расселения, сколь бы мощными не были последние, а именно их «мировым весом», их вкладом в функционирование глобальной системы городов. Ясно, что Пекин или Шанхай далеко не могут соперничать с Нью-Йорком, а Брюссель обязан своим статусом европейской столицы отнюдь не родной стране. Необходимо особо подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о формировании целостной системы расселения в глобальном масштабе, характеризующейся соответствием правилу «ранг-размер», а о формировании глобальной системы центральных мест со все более четко выраженной иерархией. На наших глазах происходит переход глобальной системы городского расселения или, по крайней мере, наиболее существенной ее части, из квазиаморфного состояния в квазикристаллическое.

33. Релятивистская теория центральных мест. Понятие изостатического равновесия. Статья от Лизы л.

34. Почему в релятивистской теории центральных мест возможно большее число

вариантов кристаллеровской иерархии, чем в классической, в т.ч. вариант с К =6? Статья от Лизы Л.

35. Эволюционная морфология транспортных сетей с.А. Тархова.

Однако это значение становится еще большим благодаря совпадению во времени смены стадий в эволюции расселения, описываемой в упомянутых двух аспектах, со сменой стадий в эволюции топологического строения транспортных сетей. Еще в конце 70-х – начале 80-х годов исследованиями С.А.Тархова было убедительно показано, что транспортные сети обладают способностью к саморазвитию, причем закономерности их пространственного строения и его эволюции носят универсальный характер и не зависят ни от размеров охватываемой территории (город, регион, страна), ни от характера самих сетей (железнодорожная сеть страны, сеть троллейбусных маршрутов города и т.д.). Внешние условия могут ускорить или замедлить развитие транспортной сети, но не могут повлиять на последовательность смены событий [43]. С.А.Тархов явно исходил из представлений о потенциальной форме – наиболее развитой топологической структуре транспортной сети, которая и является областью притяжения ее эволюции, хотя и не формулировал это представление эксплицитно. Именно подобные представления, отнюдь не импортированные из других наук, а порожденные самой логикой развития географии, создали весьма благоприятную почву для проникновения в нашу науку теоретических представлений синергетики, а вслед за ними – исключительно эффективного математического аппарата. См лекцию