Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История географии в России XVIII в..docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
27.11.2018
Размер:
476.03 Кб
Скачать

8. Географические работы комплексного содержания

Академические экспедиции и подготовленные на основе их работы были наиболее плодотворны­ми научными предприятиями второй половины XVIII в. Но ими не ограничивались ни полевые натурные работы, ни теоретические обобщения. Не умаляя достоинств географических работ руко­водителей и участников академических отрядов Второй Камчатской экспедиции и прежде всего «Опи­сания земли Камчатки» Крашенинникова, отчетов Палласа, Лепехина, Георги, Гильденштедта, Фалька и Гмелина, отечественная наука к концу века обогатилась рядом комплексных обобщений. К их числу следует отнести труд Петра Ивановича Рычкова (1712—1777), совершенно самобытного ав­тора «Топографии Оренбургской» (1762). Рычков был самородком и до всего доходил в основном самообразованием. Так он обучился бухгалтерской грамоте, служил на Петербургской таможне. С организацией в 1734 г. Оренбургской экспедиции И.К. Кирилов пригласил Рычкова на роль бухгал­тера. Фактически же он исполнял обязанности заведующего канцелярией экспедиции, а потом и огромной Оренбургской губернии. Общение с Кириловым и Татищевым приобщило Рычкова к на­учным занятиям. По долгу службы он сопровождал первого, потом второго и других оренбургских начальников в их объездах подопечной территории, знакомился с состоянием горнозаводского про­изводства, других промыслов, жизни и быта разноплеменного населения и, конечно, с особеннос­тями природы и природопользования в различных местах обширного края. В связи с проведением относительно подробных топографических работ в крае в 1741 г. при Оренбургской канцелярии был образован географический департамент, куда стекалась всевозможная информация. Личные наблюдения, ис­следование формирующегося архива данных, глубокое изучение ли­тературных источников по различным областям знания, помножен­ные на несомненный талант прирожденного мыслителя, способство­вали превращению самоучки в одного из образованнейших людей своего времени. Рычков много и охотно писал. Его статьи печатались в ака­демических периодических «Сочинениях и переводах к пользе и увесе­лению служащих» (редактор Г.Ф. Миллер), «Трудах Вольного Эконо­мического общества», а произведения печатались и отдельными кни­гами. В 1755 г. геодезистом И. Красильниковым было закончено составление атласа Оренбургской губернии. Одновременно Рычко-вым была написана первая часть «Топографии Оренбургской», кото­рая задумывалась как важный комментарий к картам атласа. Рычков справедливо полагал, что помимо исправных карт «каждому коман­диру сверх того надо знать еще разные обстоятельства, яко то: народ­ное и натуральное состояние подчиненных ему мест, где какое люд-ство и на каком основании находится, что где натура произвела и произвести может, которое место чем избыточествует или оскудева-

ет, откуда, когда и как награждать недостатки и чрез что превозмогать имеющиеся или быть могущие затруднения и пр., — без чего командующему, хотя бы он и снабжен был исправнейшими ландкар­тами, и имел бы при том рассуждение самое тонкое и проницательное, во всех его делах и предприя­тиях порядочное учреждение и управление иметь не только трудно, но и едва возможно ль» (Цит. по: Мильков, 1953. С. 21—22). Практическая сметка сопровождает все работы Рычкова, равно как и попытка найти объяснение фактам, обнаружить причинно-следственные связи.

Атлас Красильникова и рукопись первой части «Топографии Оренбургской» были рассмотрены в академии, одобрены и рекомендованы к печати, но их публикация задерживалась. В 1755 г. в «Сочинениях» академии была напечатана работа Рычкова «Переписка между двумя приятелями о коммерции», в которой дан первый очерк истории развития коммерции, представлен анализ не только состояния внутренней и внешней торговли, но и показаны возможности развития хозяйства страны. В 1758 г. — «Письмо о земледельстве в Казанской и Оренбургской губерниях». В этой статье Рычков поставил конкретные задачи по улучшению сельского хозяйства. В 1759 г. им опуб­ликована «История Оренбургская по учреждению Оренбургской губернии». В январе 1759 г. Ломо­носов направил президенту академии докладную записку с обоснованием учреждения звания члена-корреспондента академии, через неделю проект Ломоносова был одобрен, и на следующий день был избран первый член-корреспондент Российской академии. Им стал Петр Иванович Рычков. В 1760 г. напечатана статья Рычкова «Описание пещеры, находящейся в Оренбургской губернии при реке Белой, которая из всех пещер, в Башкирии находящихся, за славную и наибольшую почитается». Только в 1761 г. в нескольких номерах «Сочинений и переводов» был опубликован полный текст «Топографии Оренбургской», но уже в следующем году выдающееся произведение Рычкова вышло отдельной книгой. В 1771 г. книга в переводе на немецкий язык была издана в Германии, в 1772 г. — в Риге. Что же касается карт атласа Оренбургской губернии и сопредельных стран Красильникова, они были напечатаны в 1880 г.

«Топография Оренбургская» состоит из двух частей. В первой дана общая характеристика приро­ды, населения и хозяйства губернии. В ней представлены такие главы, как «О звании Оренбурга и Оренбургской губернии, от чего и когда началось», «О пределах и об окружности Оренбургской губернии и о смежных с ней местах и народах» с краткой, но правдивой характеристикой среднеазиат­ских земель, «О провинциях и дистриктах Оренбургской губернии», «О разности народов, внутри Оренбургской губернии находящихся, по древнему и нынешнему их состоянию», «Сокращенное описа­ние местоположения всей Оренбургской губернии, о поверхностях и внутренних землях», по Милько-ву (1953), — емкий «образец блестяще составленного очерка природы». В главе описано нарастание степени континентальности климата с северо-запада на юго-восток, уменьшение объема выпадающих осадков, снижение почвенного плодородия, отмечается заметное уменьшение площади лесов, осо­бенно в южной части, за счет вырубок, но еще приличное число обитавших в степях Оренбуржья сайгаков, тарпанов и куланов. Завершается первая часть главой «О внутренних и внешних обстоятель­ствах коммерции прежней, нынешней и впредь могущей», о состоянии торговли и промыслов.

Во второй части дано описание отдельных частей губернии (12 глав) по общему плану: «1. Вели­кость и обширность оных, состояние внутреннее и смежное вообще. 2. Города, крепости и знатные жительства, когда начались, какое где людство, на каком основании и пр. 3. О состоянии уездов и уездных обывателей порознь, чем избыточествуют или оскудевают. 4. Какие где промыслы есть, или быть могут» (Мильков, 1953. С. 62). Завершается вторая часть главой «О ведомстве Оренбургс­кого горного начальства» со списком горных заводов. Глава представляет собой краткий экономико-географический очерк цветной и черной металлургии края.

«Топография Оренбургская» Рычкова сразу же была оценена как образцовая. Отмечая выход кни­ги отдельным изданием, в академическом журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» было высказано пожелание, «чтоб и в прочих губерниях пространной российской губернии нашлись трудолюбивые и к сочинению такого описания способные люди, кои бы по примеру сей топографии хотели сочинить равномерные губерниям своим или провинциям описания и для напеча-тания сообщить Академии. Что же при таком сочинении наблюдать надлежит, в том Оренбургская Топография верною и достаточною предводительницею служить может» (Там же. С. 81). Ф.Н. Миль­ков, проанализировав все творчество Рычкова, отметил, что его труд намного опередил свое время. «В русской и мировой географической литературе долгое время не было подобных работ» (Там же. С. 79). Именно сочетание общей и районной частей при региональных характеристиках стало преимуще­ственным качеством географических работ XX в. В последней четверти XVIII в. были созданы опи­сания ряда губерний и наместничеств, но их научный уровень был намного ниже, нежели «Топогра­фия» П.И. Рычкова. Правда, Ф.А. Шибанов (1974) об «Описании и алфавитах к Калужскому атла­су» сделал вывод, что это был фундаментальный географо-статистический труд областного масштаба, равного которому дореволюционная Россия не знала.

В конце 80-х гг. XVIII в. Михаил Дмитриевич Чулков (1743—1792) осуществил идею Ломоносо­ва, составил «Роспись всем и всякого звания товарам российской коммерции» — своеобразный ста­тистический справочник, часть семитомного труда Чулкова «Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах» (1781—1788). В нем дана характеристика русской торговли в историческом развитии со множеством экономических и историко-географических сведений. «От продажи товаров, — писал Чулков, — изобилие в народах и многолюдство чрез что единое приводят­ся государства в цветущее и благополучное состояние... Мануфактуры и фабрики способствуют к размножению народа в государстве...» (Никитин, 1950. С. 85). Чулков исповедовал принципы ры­ночной экономики, свободу производства и товарообмена. Его работы закладывали основы коммер­ческой географии, получившей развитие в следующем веке.

В 1790 г. горный инженер И.Ф. Герман опубликовал «Статистическое описание России в отноше­нии населения, свойств земли, естественных продуктов, сельского хозяйства, горного дела, ману­фактур и торговли». Более половины труда было отведено описанию природных условий. А.Н. Ради­щев неодобрительно отозвался о содержании этой работы Германа. Сам Радищев проявлял интерес к экономике и экономической географии. Экономические и экономико-географические оценки можно обнаружить в его «Путешествии из Петербурга в Москву», в «Записках путешествия в Сибирь», в «Дневнике путешествия из Сибири», в «Топографическом описании Тобольского наместничества», в «Письме о китайском торге». В «Описании моего владения» и «О законоположении» Радищев предложил программу статистического (страноведческого) изучения регионов, содержащую разде­лы: численность населения, количество и качество земель, способы обработки, описание заводов, фабрик, мельниц, других промыслов, объем промышленной продукции, размеры податей и нало­гов, состояние дорог, судоходных путей, каналов... Остались незаконченными три варианта «Опи­сания Петербургской губернии».

В 1786 г. опубликовано комплексное «Обозрение Российской империи в нынешнем ее новоуст­роенном состоянии» Сергея Ивановича Плещеева (1752—1802). В книге три раздела. В первом дана характеристика природных условий и их хозяйственное использование. Во второй — характеристика наместничеств, сгруппированных по трем полосам, выделенным по природным признакам: северная (севернее широты 57°), средняя (между 50 и 57°) и южная. Отмечено, что средняя полоса «изобилу­ет разных родов житами, пенькою, скотом, рыбою, пчелами, лесами, на всякие строения годны­ми, разных родов зверями, металлами высокими и низкими, драгоценными многоразличными ка­меньями и прочая. Она ж и для жития человеческого обеих других полос удобнее и выгоднее по причине умереннейшего воздуха и благорастворения» (Никитин, 1950. С. 88). В третьем — алфа­витный указатель географических названий. «Обозрение» переиздавалось в России в 1787, 1790, 1793 гг., в Германии — в 1787, во Франции — в 1796 и 1804 гг.

Значительные экономические и экономико-географические сведения содержатся в работах буду­щего академика А.К. Шторха (1766—1835): в «Описании Петербурга» в двух томах (1794); издано на немецком, переведено на французский и английский языки, в «Статистическом обзоре губерний Российской империи по их достопримечательностям и культурному состоянию, в таблицах» (1795), в «Материалах к познанию Российской империи» в двух томах (1796, 1798) — историко-экономичес-кий анализ развития страны, в восьмитомнике «Историко-статистический обзор Российской импе­рии в конце XVIII в.», где дан анализ состояния земледелия, промышленности, торговли... До сих пор вместе с Шторхом мы вынуждены вопрошать: «Почему русская нация должна постоянно нахо­диться в зависимости от индустрии других народов? Почему она должна вечно производить только сырье и предоставлять другим народам выгоду переработки своих продуктов, которые потом вынуж­дена покупать по удесятеренной цене? (Павлов, 1997). В 1801 г. Шторх опубликовал «Историческое описание российской торговли» — движущей силы, которая создавала и культуру, и города, и самое русское государство.

Своеобразным и самобытным ученым был Андрей Тимофеевич Болотов (1738—1833), оставивший после себя 350 томов опубликованных и рукописных сочинений по вопросам естествознания, медици­ны, педагогики, экономики, сельского хозяйства (Перевалов, 1952; Федюкин, 1993). В течение 52 лет он вел метеорологические и фенологические наблюдения. 10 лет издавал журнал «Сельский жи­тель», много лет печатался в «Трудах Вольного Экономического общества» и в других изданиях. Он постоянно подчеркивал «связь и сопряжение всех созданных в мире вещей и их зависимость друг от друга». В статье «Об улучшении лугов» (1776) Болотов писал о взаимодействии почв, растительности, климата, рельефа, об уживаемости отдельных видов растительности друг с другом. Эту статью Болото­ва называют первой работой по экологии. Крупными монографическими произведениями Болотова являются «Письма о красотах природы», «Кунст-камера натуры, или Собрание записок, относящихся до красоты и приятностей натуры», «Живописатель натуры, или Опыты сочинениям, относящимся до красоты натуры и увеселения себя оными». Большой информативностью отличается четырехтомник «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков».

На русской почве были подготовлены и изданы региональные обзоры бывшего господаря Молда­вии Д.К. Кантемира «Историческое и географическое описание Молдавии» (1720-е гг.), его сына, видного общественного деятеля Антиоха — «Описание Молдавии» (1740-е гг.), царевича Вахушти Багратиони, создавшего уникальный труд «Описание царства Грузинского» (1745), снабженного ат­ласом подробных карт.

В качестве комплексных географических описаний выступали и статьи географических словарей — «лексиконов». О «Лексиконе» Татищева уже говорилось. Но издание его задержалось, и раньше, в 1773 г., был напечатан «Географический лексикон Российского государства, или Словарь, описываю­щий по азбучному порядку реки, озера, моря, горы, города, крепости, знатные монастыри, отроги, ясашные зимовья, рудные заводы и прочие достопримечательные места обширной Российской импе­рии...» Ф.А. Полунина под редакцией Г.Ф. Миллера (Абрамов, 1972). В 1778—1789 гг. словарь Полу­нина дополнил (он вырос в объеме в пять раз!) Л. Максимович. Он был выпущен в шести частях на 2023 страницах. В 1801—1809 гг. этот словарь увеличил в объеме еще в три раза А.М. Щекатов.

Упомянутый выше ряд работ О.А. Александровская (1989) представила в качестве основы для зарождения экономической географии в нашей стране, естественно, включая в этот перечень работы Кирилова, Татищева и Ломоносова. «Цветущее состояние Всероссийского государства...» Кирилова О.А. Александровская (1986) назвала «первым опытом русской экономической географии».

По сравнению с географическими работами научного содержания, географические описания тер­ритории России в учебной литературе явно отставали. Они не могли быть достаточными в книгах Варена и Гюбнера, использовавшихся « качестве учебников. Первым учебником, созданным в Рос­сии, было «Краткое руководство к математической и натуральной географии» Г.В. Крафта, на рус­ском языке изданное в 1739 и 1764 гг. За основу Крафт взял географию Варена. В 1745 г. была опубликована для учебных целей «Краткая политическая география» X. Винсгейма. Лучшим в этом ряду был учебник «Политическая география» (1758—1772) С.Ф. Наковальникова для учащихся шля­хетского корпуса. Были изданы также «Опыт Российской географии» Г. Дилтея (1771), «Руковод­ство к географии» М. Клевецкого (1773), «Краткое начертание географии... с приобщением кратко­го описания России» Л. Баумана (1775).

В 1776 г. появилось «Географическое методическое описание Российской империи...» профес­сора истории, правоучения и красноречия Московского университета Харитона Андреевича Чебо­тарева (1746—1815) — оригинальная, масштабная (540 с.) учебная книга по географии России, один из первых опытов районирования территории России. Выделены Московская губерния и че­тыре группы других губерний, находящихся соответственно к северу, западу, югу и востоку от Московской и даны их краткие характеристики. География, по Чеботареву, это «описание обита­емого нами земного шара, купно с его жителями». Другая книга Чеботарева — «Историческое и топографическое описание городов Московской губернии с их уездами» (1787) — «выдающееся произведение в русской географической литературе того времени, имевшее исследовательский ха­рактер» (Есаков, 1983. С. 11).

Как видим, в XVIII в. географическая наука в России была вполне в «исправном» состоянии. Обращает на себя внимание комплексный характер географических работ, включающих и человека, характер его деятельности по освоению естественных ресурсов.