Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Ф.Зима. Человек и власть в СССР.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
13.11.2018
Размер:
1.34 Mб
Скачать

1 Гарф. Ф. 5446. Оп. 89. Д. 22. Л. 58.

- Там же. Л. 59.

3 Там же. Д. 23. Л. 288-289.

Во время голода у граждан отбиралась иностранная валюта, полученная по почтовым переводам. Жительница дер. Журбино Селецковского сельсовета Костюковичского района Белоруссии Н.Л.Трофимова получила от мужа из Северо-Американских Соединенных Штатов 707 долларов. Через некоторое время к ней пришел уполномоченный ОГПУ и забрал у нее эти деньги, сказав, что заменит ей валюту на советские деньги, но не сдержал своего обещания. Трофимова обратилась с жалобой к Молотову. После ряда запросов из Москвы к прокурору Белоруссии местные власти ответили, что конфискованная валюта была передана на таможню как контрабанда. На запрос из секретариата Молотова в ОГПУ в Москве был получен ответ от помощника начальника экономического управления ОГПУ Фельдмана. В нем говорилось, что Трофимова занималась скупкой американских долларов, золо­тых рублей, поэтому деньги у нее были конфискованы правильно и возврату не подлежат'.

1 Там же. Ф. 1235. Оп. 66а. Д. 99. Л. 1-4.

Таким же образом в трудные 1931-1934 гг. по приказу сверху при обысках изымали у людей золотые монеты, кресты, серьги и кольца. Посыпались жалобы возмущенных граждан в ЦИК СССР, но из ОГПУ отвечали, что это делалось на основании постановле­ния Совета труда и обороны, в котором хранение золота в 50-ки­лометровой пограничной полосе приравнивалось к контрабанде. При этом добавлялось, что жалобщики настроены антисоветски, поэтому ходатайства о возвращении золотых вещей не прини­мались. Золотые вещи, правда, изымались по всей территории страны далеко от государственной границы. После того как зо­лото изъяли, начали отбирать у людей серебро, ценные вещи и даже облигации. Экспроприация коснулась иностранных специ­алистов, приехавших в СССР по приглашению советского прави­тельства на строительство заводов «Севкабель», «Электросила», «Ижорский», «Красный Октябрь» и др. 28 сентября 1932 г. они жаловались М.И. Калинину на изъятие у них золота и валюты1.

Часть вторая

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОР В СССР 1936-1939 ГГ.

Глава первая

сталинская конституция 1936 Г. и выборы в верховный совет СССР в 1937 Г.

1. Подготовка и принятие нового текста Конституции ссср

Политический режим, созданный И.Сталиным и его окружени­ем в 1930-е гг., противопоставил себя народам советской стра­ны, постоянно находясь в состоянии конфронтации со своими гражданами. Обострение противостояния власти и народа, вы­лившееся в войну с крестьянством в начале 1930-х гг., переросло в открытое избиение всех слоев населения с целью нагнетания страха и покорности. «Обнаженный меч» сталинского терро­ра — НКВД, направляемый директивами Политбюро ЦК и мощ­ной политической пропагандой, рубил без разбора. От него больше всего пострадали рядовые граждане, далекие от власти и политики. Даже те, кто уцелели, приспособились к режиму и не были репрессированы, жили и работали под постоянной уг­розой ареста, неосознанно сохранили этот страх и передали его своим детям. Некоторые из таких людей до сих пор считают, что власть действовала правильно, оправдывают сталинскую поли­тику физической расправы с инакомыслящими гражданами в 1937-1938 гг.

Видимость демократизации советского государства нужна была для привлечения экономической помощи со стороны наиболее раз­витых капиталистических стран. Государственная экономика СССР, особенно ее военно-промышленный сектор, постоянно нуждалась в кредитах из США, Англии, Германии и других стран. Громкая полити­ческая пропаганда по поводу написания, обсуждения и принятия но­вой конституции была больше рассчитана на зарубежных читателей, чем на граждан СССР. Поскольку масштабы политического террора тщательно скрывались, то двойная политическая игра оказывала нужное влияние на развитие выгодных международных отношений советского правительства в 1930-е годы. Сталину верили зарубежные кредиторы, с которыми он всегда расплачивался в назначенный срок золотом, алмазами и валютой.

На подъеме новой волны политических репрессий сталинс­кое руководство готовило новый текст конституции, которая, по его мнению, должна была отразить «последние достижения» строительства социализма в СССР. 11 июня 1936 г. Президиум Центрального исполнительного комитета СССР заслушал доклад председателя конституционной комиссии Сталина о проекте Конституции СССР. В последовавшем постановлении Президиум ЦИК СССР одобрил проект и принял решение созвать 25 ноября 1936 г. Всероссийский съезд советов, а проект Конституции СССР опубликовать для всенародного обсуждения. 5 декабря 1936 г. Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов СССР утвердил текст Конституции (Основного закона) СССР.

В I главе Конституции «Общественное устройство» было за­явлено, что СССР — социалистическое государство рабочих и крестьян, где власть принадлежит трудящимся города и дерев­ни в лице советов. Статья 30 провозгласила высшим органом государственной власти СССР Верховный совет СССР, хотя фактически роль данного органа с начала 1930-х годов заметно ослабла. Президиум Верховного совета СССР, возглавляемый М.И.Калининым, все больше выступал в роли бюро по приему заявлений и жалоб жителей деревни и города. Советы депутатов трудящихся на местах были проводниками политики партии. Статьи 64 и 65 главы V определяли, что высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти являлся Совет народных комиссаров СССР, который ответственен и по­дотчетен перед Верховным советом СССР, а в период между сес­сиями — перед Президиумом Верховного Совета СССР1. Такого подчинения не было. Председатель Президиума Верховного со­вета СССР подписывал постановления и распоряжения, подго­товленные в ЦК ВКП(б).