Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Zaya.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
12.11.2018
Размер:
84.99 Кб
Скачать

Оглавление

Оглавление 1

Введение 2

1. Военные конфликты 3

2. Противостояние интеграционных и дезинтеграционных процессов 4

3. Противостояние демократических и тоталитарных систем 9

4. Региональный конфликт: понятие и особенности 11

Заключение 13

Список литературы 14

Введение

Термин "глобальные конфликты", подобно более привычному - "глобальные проблемы", отвечает, по крайней мере, двум критериям. Во-первых, критерию геополитической универсальности, во-вторых, критерию универсальной деструктивности, связанному с проблемой выживания.

Из того, что мы условно обозначаем как "глобальные конфликты", возьмем три группы конфликтов - военные, противостояние интеграционных и дезинтеграционных процессов и основную социально-политическую конфронтацию нашего века - конфликт между демократическими и тоталитарными системами.

Проблема региональных конфликтов и современных вызовов и угроз глобальной безопасности всему миру уже сегодня представляет собой клубок трудноразрешимых вопросов, имеющих жизненно важное значение для всех регионов планеты.

В силу современной геополитической специфики глобальная конкуренция становится неявной, реализуясь в отдельных, ограниченных по масштабам, то есть региональных, формально не связанных друг с другом конфликтах, которые приобретают долгосрочный, тлеющий характер. Их активизация и привлечение к ним внимания мирового общественного мнения создают новые поля на «великой шахматной доске».

1. Военные конфликты

Хотя войны сопровождали практически всю историю человечества, несли с собой огромные жертвы и разрушения, никогда, вплоть до второй половины нашего века, они не представляли собой угрозы выживанию людей. Только с появлением средств массового поражения такая угроза стала реальной. С другой стороны, эта угроза имеет и другой аспект, являясь мощным фактором сдерживания, который, возможно, предотвратил третью мировую войну и вообще крупные войны. Кроме того, этот фактор послужил, по-видимому, одним из решающих стимулов изменения общепланетарной милитаристской ментальности.

Если прежде войны, как правило, казались вполне нормальным, а иногда и предпочтительным социальным состоянием, то к концу ХХ в. в общественном сознании - во всяком случае, развитых стран - происходит антимилитаристский поворот, военные конфликты начинают терять свой "естественный" статус, превращаясь, скорее, в "социально-патологическое" явление.

Такой поворот нашел практическое воплощение в создании международных миротворческих механизмов, в сущности первых долговременных работающих механизмов такого рода в истории. Это - новый и чрезвычайно существенный аспект общественного развития. Конечно, пацифистские настроения не всегда прочны и далеки от всеобщности, а миротворческие органы испытывают немало неудач, однако их становление, которое естественно не может проходить в "идеальных" формах, дает определенную надежду на обуздание в конечном счете такой катастрофической опасности, как военные конфликты. Разумеется, до этого еще очень далеко (если такая надежда вообще реальна). Количество военных конфликтов, связанных с завоевательными устремлениями, борьбой за власть и интересы, за спорные территории, с дезинтеграционно-сепаратистскими процессами, конфессиональными проблемами и пр., возможно даже увеличивается. Однако тут важна глобальная тенденция: если миротворческие ценности и механизмы будут становиться более влиятельными, универсальными, общепризнанными, это неизбежно приведет к минимизации военных конфликтов, в том числе и локальных.

Существенными факторами в современной военной истории являются, конечно, распад основных тоталитарных систем, прекращение противостояния двух блоков, интеграционные процессы в ряде регионов. В течение многих лет нет мировых войн, которые и в ближайшем будущем, по-видимому, маловероятны. Европейский континент превратился в зону мира, хотя кое-где она нарушается военными формами распада тоталитарных империй и блоков.