Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы 17-24.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
100.86 Кб
Скачать

17. Философия Аристотеля. Метафизика как учение об устройстве мироздания.

В 367 г. до н.э. слушателем «Академии» Платона стал семнадцатилетний Аристотеля.(384-322 до н.э.). Он пробыл в Академии 20 лет. Считая себя учеником Платона, А. был самостоятельно мыслящим философом, именно ему принадлежат слова: «Платон мне друг, но истина дороже». Детищем А. было логика. Наука о мышлении и его законах изложена ученым в ряде его произведений, объеденных под названием «Органон»(«Орудие»). Главным его философским трудом была «Метафизика», в ней изложено основное содержание философского учения А. А. сохраняет характерное для элеатов и Платона понимания бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного, но не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за отделение их от чувственного мира. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие А. делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя – это первичный материал. Из возможности в действительность материю превращает форма. Таким образом, А. понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно А., - это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Наивысшей сущностью А. считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, кот служит источником жизни и движения всего Космоса.

В соответствии с учением о сущности, А. проводит классификацию причин бытия. Он выделяет четыре вида причин.

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть. 3. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей. 4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».

Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, присуща лишь живому существу. Душа – это проявление активности живительной силы. Ею обладают только растения, животное и человек. Разумной же душой, которая познает и думает, обладает только человек. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление и которым живет все в мире.

Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по А., основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. А. разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические(волевые). Дианоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычки. Решающее значение, для А., имеют дианоэтические добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие.

Добродетелью обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая.

Справедливость рассматривается А. в связи с понятием «равенство». Он строго различал проявление справедливости среди равных и среди неравных. Справедливость, по его мнению, состоит в равенстве, но не для всех, а для равных, а неравенство также представляется ему справедливостью, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных. Неравенство – это нормальное состояние людей.

Метафизика Аристотеля.( подробнее)

Аристотель интересуется именно эмпирическими науками. Платоновскую тройственную, структуру - мир идей, мир вещей, материя - Аристотель заменяет двойственной - форма и материя. Действительное бытие вещи состоит в единстве формы и материи, где форма - активное, творческое начало, а материя - пассивное. Форма - это реализация данной возможности. Косная материя содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей, как, например, в мраморе мы находим возможность появления различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма - это реализация данной возможности. Проблема формы и материи ввела в философию две важных категории: возможность и действительность. Эта категории указывают на источник движения уже не как внешний по отношению к вещи, а как лежащий внутри нее. Формообразующую функцию, по Аристотелю, осуществляет перводвигатель, который должен быть вечным и неподвижным, не связанным с материей. Таким перводвигателем является Бог, определяемый как форма всех форм, как причина и вершина мироздания. То есть, в конечном счете, Аристотеле отрывает форму вещей от самих вещей и превращает ее в самостоятельную субстанцию по аналогии с миром платоновских идей. Однако в гносеологии Аристотель последовательно отстаивает материалистические позиции. Он исходит из признания существования независимо от человека объективного материального мира. Аристотель, утверждая единство материи и формы, материального и идеального миров, разрабатывает учение о том, что изучение мира состоит в открытии форм, но для достижения этого необходимо отправляться не от самих форм, а от данной нам действительности. Первой ступенью познания является, по Аристотелю, чувственное познание посредством ощущений высшая ступень познания осуществляется посредством разума и состоит в нахождении общего в единичных вещах. Аристотель считал, что познание возможно лишь с помощью логики, которую он называл "органической" наукой, так как она есть орудие ("органон") для изучения бытия. Он создал весьма законченное логическое учение, установив основные законы логики, определив общие принципы доказательства, правила силлогизма как умозаключения, приводящего к доказательству. Важнейшее учение Аристотеля - учение о человеке. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека - разум. "Нравственный человек - мера для других людей".

 

18. Схоластическая философия в Западной Европе. Проблематика реализма и номинализма.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства: о личностной форме единого бога-творца, в корне отвергавший атомистические доктрины античности, и догмат о творении богом мира «из ничего».

В условиях жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой богословия» (формула Петра Домиани), которая должна была использовать свою мощь для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название «схоластики» (от лат. scholaslica – школьный, ученый). Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы актуализировать ее, выведя всю полноту ее логических следствий, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов. В этом отношении схоластика, естественно, опиралась на античное наследие, особенно – на формальную логику Аристотеля.

Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский (1225/26–1274), ставивший своей основной целью отработку догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Он канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Душа чел есть формообразующий принцип, однако свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом. Это последнее положение поставило точки над «и» в одном из самых острых дискуссионных вопросов христианской схоластики. Иисус Христос был, по библии, явлен в образе человека, то есть объединил в себе и божественную (идеальную) и человеческую (материально телесную) природу. Материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание», не потеряв при этом своего зависимого положения.

Однако наиболее остро коллизия между духом и материей проявилась в средневековье в споре между реалистами (от лат. realis – вещественный, действительный) и номиналистами (от лат. nonien имя, наименование). Спор шел о природе универсалий (от лат. universalis–общий), то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена и главным образом Фома Аквинскнй), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии, согласно Фоме Аквинскому, существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность или формы и «после вещей», то есть в человеческом разуме, как результат абстракции.

Номиналисты (Росцелин), будучи во многом значительно более материалистически настроены, чем даже умеренные реалисты, считали, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, то есть они отрицали существование «до вещи». Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания.

Как и следовало ожидать, церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г.

Тезис реализма о наличии общих понятий в человеческом сознании лег впоследствии в основу идеалистического рационализма (Лейбниц, Декарт), а положение об онтологической независимости универсалий перешло в немецкий классический идеализм.

19. Фома Аквинский – систематизатор схоластики. Разум и вера.

В период средневековья, в условиях жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой богословия» (формула Петра Домиани). которая должна была использовать мощь своего рационального аппарата для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название «схоластики» (от лат. scholaslica - школьный, ученый). Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и, чтобы актуализировать ее, выведя всю полноту ее логических следствий, необходимо применить систему правильно построенных силлогизмов. Многие «таинства веры» превращались в образцы «логических задач» (особенно догмат о троице, то есть о трех лицах одного бога), поэтому схоластика со стороны своей техники характеризуется как «схоластическии рационализм».

Систематизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский (1225/26—1274), ставивший своей основной целью отработку догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Он канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановившимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слияние первопринципа формы и материи рождает, по Фоме Аквинскому, мир индивидуальных явлений. Душа человека есть формообразующий принцип, однако свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом.

Это последнее положение поставило точки над «и» в одном из самых острых дискуссионных вопросов христианской схоластики. Иисус Христос был, по библии, явлен в образе человека, то есть объединил в себе и божественную (идеальную) и человеческую (материально телесную) природу. Сам факт этого объединения не давал возможности полностью игнорировать материю как ложное бытие, как «ничто» (чего требовал догмат о творении из ничего), поэтому квалификация материи Фомой Аквинским с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из создавшегося логического тупика. Материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание», не потеряв при этом своего зависимого положения. Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский признает также возможность достижения объективного, верного знания и отвергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого разума. Познание должно быть направлено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления.

И хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все. Над царством философского, метафизического познания находится другое царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естественной силой мышления. Область наисущественнейших таинств христианской веры остается для Аквинского вне философского разума и познания (например, триединство, воскресение и т. д.). Речь идет об истинах сверхъестественных, таких, как божественное откровение благая весть, которые содержатся только в вере. Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму.

Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры. Этой ролью она и ограничивается. Философия сама не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее аргументы.

20. Философия эпохи Возрождения (Кузанский, Бруно)

Философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Но для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Характерной для нее является антисхоластическая, антиаристотелевская направленность. На смену теизму приходит пантеизм («Бог во всем»). Христианский Бог сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский. Он ориентировался на традицию неоплатоников. Центральное понятие неоплатонизма –понятие «Единого». У платоников единое характеризуется через свою противоположность «иному», неединому.

Николай Кузанский заявляет, что единому ничто не противоположно – Единое есть все. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное – это то, больше чего ничего быть не может. Поэтому Кузанский называет его максимумом, единое же – это минимум.

Центральным пунктом философии Николая Кузанского является учение о совпадении противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Абсолютный максимум единствен, потому что он есть все, в нем все есть, потому, что он – высший предел. Так как ему ничто не противостоит, то с ним в то же время совпадает минимум, а максимум тем самым находится во всем. А так как он абсолютен, то воздействует на действительность не испытывая сам никакого ограничения, но ограничивает все. Этот абсолютный максимум, по Кузанскому, есть Бог. Бог заключает в себе все в том смысле, что все в нем и сам он есть во всем. Если рассматривать Бога без вещей, то получается, что он существует, а вещи не существуют. Отстранить Бога от творений и останется небытие, ничто. Пантеистическое приближение бесконечного Бога к природе привело к новому истолкованию происхождения Вселенной и устройству Космоса. Кузанский фактически устраняет принцип творения мира Богом. Он представляет отношения мира и Бога как отношения целого и части. Бог – это «бесконечный максимум», а Вселенная – это «ограниченный максимум». Ограниченный максимум произошел от абсолютного максимума посредством ограничения, поскольку все конечные или ограниченные вещи находят свое место где-то между абсолютным максимумом и абсолютным минимумом.

Идеи Николая Кузанского и Коперника развил и углубил Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.). Единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость – таковы исходные посылки философии итальянского мыслителя. На этом базируется его космологическое представление. Бруно открыто порывает с геоцентрической концепцией устройства мироздания. По его мнению, движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля – лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть центром Космоса, потому, что в мире вообще нет ни центра, ни границы. Понятия «верх», «низ» и им подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам, но не к Космосу, вечному и бесконечному.

Философские и космологические воззрения Д. Бруно были неприемлемы церкви. Вскоре после выхода этой книги он был аресто­ван и по приговору инквизиции сожжен на костре. Он не отрекается от своих взглядов.