Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семинар (христианская философия).doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
172.54 Кб
Скачать

Христианская философия

Отличительные черты:

  1. теоцентризм. И Бог не просто является предметом и целью познания, но он сам дарует возможность познания себя верующему в него. Августин писал: "Только некоторая божественная сила может показать человеку, что есть истина" Человек стремился постичь высшую реальность не ради себя но ради самой этой реальности.

  2. в отличие от античности, где истиной надо было овладеть, средневековый мир пребывал в откровенности истины в Священном писании.

  3. креационизм. Идея творения мира из ничего.

  4. провиденциализм. Божественное провидение действует как в жизни отдельного человека, так и в жизни целого народа, но так же и в истории всего человечества.

  5. богооткровенность. Богооткровенным считается не только Священное Писание, но и постановления церковных соборов и творения Святых Отцов.

  6. традиционализм. При несомненной эволюции философии никто из мыслителей не считал себя первооткрывателем новых идей, а всего лишь комментатором Священного Писания.

  7. человек впервые стал рассматриваться как личность, деятельность которой основана на воле (в силу акта творения человека по образу и подобию Бога)

Понятие о патристике и ее основные особенности

Патристикой (от греч. vavfy, лат. pater — "отец") обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Ко времени папы Геласия (ум. 496) были окончательно установлены четыре существенные характеристики "отца церкви": 1) святость жизни, 2) древность, 3) ортодоксальность учения и 4) официальное признание церкви. Все прочие христианские авторы (согласно западной традиции) назывались "церковными писателями" (scriptores ecclesiastic! — термин предложен Иеронимом).

Принципы патристики:

  1. Истина в патристике — достояние не индивидуальное, но корпоративное; она принадлежит не тому или иному автору, но всему христианскому сообществу.

  2. Авторитет всякого отца церкви объясняется вовсе не его личной оригинальностью, но тем, что его мысли находятся в согласии с традицией, освященной апостольским и церковным авторитетом. (Отец церкви более всего велик там, где он согласен с другими авторитетными отцами)

  3. Решительная смена ориентиров. Древние мудрецы, Платон или Аристотель (при всем уважении к ним) не могли оставаться для христианина высшим авторитетом. Исходным пунктом всякого теоретизирования становится текст Св. Писания (канон которого окончательно сложился в IV в.).

  4. Авторитет Писания неизмеримо превосходит значимость любого философского текста. Писание является источником истины и вместе с тем конечной объяснительной инстанцией. Фундаментальный тезис патристики (и любого христианского философствования) гласит: истина заключена в Писании, а задача теолога ("истинного философа") — правильно понять и разъяснить ее.

  5. Можно выделить 2 метода философствования: апофатическое («отрицательное») - Бог непостижим для человеческого ума, а выясняя прежде всего, чем Бог не может являться, такое философствование всегда есть попытка описать неописуемое и выразить невыразимое. Конечное основание бытия принципиально недоступно разуму: к Богу приближает только вера. Здесь коренятся важнейшие проблемы христианского сознания и прежде всего - соотношение разума и веры, разума и авторитета.; катафатическое («положительное») - принципиальная непостижимость Бога не исключает возможности делать предположения о тех проявлениях Его Существа, которые (по идее) могут быть доступны разуму и чувству человека (в русле этого типа философствования решаются вопросы христологии, происхождения и познаваемости мира, назначения человека, т.е., всего, что составляет содержание космологии, антропологии и этики).

Перечисленные особенности нужно учитывать и при традиционном делении патристики на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на восточную и западную. Помимо чисто языкового критерия (который применим не во всех случаях), мы должны иметь в виду, что греческой патристике, опиравшейся на изощренную платоническую метафизику, свойственно большее внимание к высокой теологии. Для латинского Запада, исторически и географически удаленного от крупных центров греческой философии, характерен интерес к проблемам христианского социума и христианского индивида, т.е. к антропологии, психологии, этике и праву.

Наконец, особый круг вопросов связан с хронологическим делением патристики. Обычно она делится на раннюю (II-III вв.), зрелую (IV-V вв.) и позднюю (конец V-VIII вв.).

1) РАННЯЯ ПАТРИСТИКА (II-III вв.)

Ранний период патристики отчетливо подразделяется на два этапа. К первому этапу (нач. II — нач. III вв.) относится группа христианских авторов, заложивших важнейшие основы будущей догматики. Второй этап (кон. II-III вв.) — переход к построению универсальных теологических систем.

2) ЗРЕЛАЯ ПАТРИСТИКА (IV-V вв.)

В эту эпоху христианство становится государственной религией, а патристика достигает наивысшего расцвета. Основные особенности периода: подъем общего уровня теоретизирования; создание многочисленных универсальных теологических систем на основе платонизма и неоплатонизма; сочетание философских конструкций с проблематикой догматических споров и окончательное преодоление чрезмерно "логичного" представления о Боге.

Основная догматическая коллизия IV в. — борьба с арианством, в которой Запад принимал лишь весьма скромное участие. Учение александрийского пресвитера Ария (ум. 335) о неравносущности Ипостасей Св. Троицы. "Троица" для Ария — понятие не онтологическое, а временное (ибо всякое рождение он в отличие от Оригена представляет как временной акт); таким образом, Ипостаси не совечны и возникают одна за другой.

3) ПОЗДНЯЯ ПАТРИСТИКА (конец V-VIII вв.)

Этот период не принес крупных новаций. Основные интересы концентрируются в области систематизаторства и комментаторства. Влияние неоплатонизма и мистические тенденции (особенно на Востоке) усиливаются, но при этом все заметнее начинает проявляться влияние аристотелизма. Христианское философствование понемногу начинает приобретать переходные к схоластике формы.