Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. - Психотерапи....docx
Скачиваний:
199
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
3.33 Mб
Скачать
  1. Обычно пациент достаточно легко осознает неадаптивность и ложность «плохой» мысли, но добиться отчуждения этой мысли от Эго значительно труднее. Бек приводит следующий терапевтический диалог.

  2. Пациент. Я никчемный человек, неудачник.

  3. Терапевт. Но это плохая мысль, она заставляет вас страдать.

  4. Пациент. Вот видите, и мысли у меня плохие. Я неудачник.

  5. Таким образом, основным компонентом этапа отстранения является пер­вый.

  6. III этап терапии — проверка истинности неадаптивной мысли

  7. Суть данного этапа состоит в том, что психотерапевт побуждает пациента к проверке обоснованности (валидности) неадаптивной мысли. С этой целью используются как когнитивные, так и поведенческие техники. Если проверка пациентом собственных неадаптивных мыслей показывает, что они необос­нованны, беспочвенны, не опираются на объективную реальность, то возни­кает возможность избавиться от этих мыслей. Пациент начинает понимать, что указанные мысли связаны с особенностями его характера, воспитания, а не с реальными характеристиками среды, ситуации. После этого пациент ме­няет неадаптивные убеждения на адаптивные. В этой замене и состоит суть IV этапа.

  8. Патогенез психопатологических расстройств.

  9. Каждый человек имеет предрасположенность, уязвимость к определенным психотравмирующим ситуациям, к так называемым «местам наименьшего сопротивления» (Locus minoris resistentia). По Беку, эта уязвимость связана с личностной структурой. Личность, в свою очередь, представляет собой сово­купность когнитивных схем, формирующихся по ходу жизни в индивидуаль­ном опыте в связи с научением и идентификацией со значимыми людьми. Каждое расстройство имеет собственное типичное когнитивное содержание. Бек указывает, что когнитивные профили депрессии, тревоги и других рас­стройств различны и требуют совершенно разных терапевтических подходов. Ниже приведены когнитивные модели ряда психопатологических рас­стройств.

  10. Когнитивная модель депрессии.

  11. Когнитивная триада депрессии включает: 1) негативный взгляд на мир; 2) негативный взгляд на будущее; 3) негативный взгляд на себя. Пациент вос­принимает себя как неадекватного, брошенного, ничего не стоящего. У паци­ента имеются убеждения, что он зависим от других и не может самостоя­тельно достичь ни одной жизненной цели. Такой пациент крайне пессими­стично рисует будущее и не видит никакого выхода. Эта безнадежность мо­жет привести к суицидальным мыслям. Мотивационные, поведенческие и физические симптомы депрессии производны от когнитивных схем. Пациент считает, что у него отсутствует способность контролировать ситуацию, сов­ладать с ней. Зависимость пациента от других людей (считает, что ничего не может сделать самостоятельно) воспринимается им как проявление собст­венной некомпетентности, беспомощности. Переоцениваются вполне обыч­ные жизненные трудности, которые воспринимаются как невыносимые. Фи­зические симптомы депрессии — низкая энергия, усталость, инертность.

  12. Важную роль в выздоровлении играют опровержение негативных ожиданий и демонстрация моторной способности.

  13. Когнитивная модель тревожных расстройств.

  14. Пациенты нечувствительны к сигналам, свидетельствующим о снижении угрозы (опасности). Имеется готовность воспринимать ситуации как опас­ные. Следовательно, в случаях тревожности когнитивное содержание враща­ется вокруг тем опасности.

  15. Фобия.

  16. Пациенты антиципируют физический или психический вред в специфиче­ских ситуациях. Вне рамок этих ситуаций они чувствуют себя комфортно. Когда пациенты попадают в эти ситуации, они испытывают типичные фи­зиологические и психологические симптомы тревоги. В результате подкреп­ляется стремление избегания таких ситуаций в будущем.

  17. Суицидальное поведение.

  18. Здесь когнитивные процессы имеют две черты:

  • высокий уровень безнадежности;

  • трудности в принятии решений.