Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Статья Губайдуллова Военная кампания 1183 года.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
02.11.2018
Размер:
206.85 Кб
Скачать

В.Н. Татищев. «История Российская»

«Болгары волские, имея с Белою Русью непрестанной торг, множество привозили яко жит, тако разных товаров и узорочей, продавая в городех руских по Волге и Оке. Но руские многие, собрався тайно, по Волге купцов болгарских грабили, а потом по Волге села их и городы разоряли, о чем болгары два раза присылали Всеволода о управе просить. Но понеже люди те были резанцы, муромцы и других градов неведомые, не мог Всеволод никакой управы учинить, только во все свои области послал запресчение, чтоб таких разбойников, ловя, приводили; а ловить их по Волге не послал, чем болгоры озлобясь, собрав войска великие, пришли в лодиях по Волге и берегом в области белоруские, ко­торые около Городца, Мурома и до Резани великое разорение учинили. И войска, посланные противо их, не могли для множества их оборо­нить, даже сами, набрав множество в плен людей и скота, возвратились. Всеволод, вельми оскорбяся сим и желая болгаром отмстить, но един не надеялся своими войски достаточно учинить, послал в Киев ко Святославу, объявя ему о том учиненном от болгор разорении, и просил его о помосчи, написав ему тако: «Отче и брате, се болгоры соседи наши, народ безбожный, суть вельми богаты и сильны, ныне пришед по Волге и Оке, якоже и конми с великим войском многие городы разорили, людей бесчисленно пленили, которым я един противиться не могу. Наипаче же, что резанские князи междо собою братья, имея вражду, друг друга воюют, свои области разоряют, ко руской земли отечестве своем, не радеют. Половцов же призывать не хочу, ибо они с болгары язык и род един, опасался от них измены, ниже хочу, чтоб, они, за моею саблею пленников набрав, ко вреду Руской земли усили­вались. Того ради прошу у тебя, да пришлешь мне в помочь достаточное войско, сколько сам заблагоразсудишь, а когда тебе на иноверных помочь потребна, я не обленюся сам придти или все мои войска тебе послать».

Святослав принял сие за полезное и отвечал послам: «Дай боже, чтоб нам во дни наши в братии иметь любовь и тишину, а на нечестивых воевать обсче. И немедленно послал ко Всеволоду сына своего Владимира с войском. Також писал ко всем братиям и сыновцам, к которым Ярослав черниговский и Игорь северский присовокупили свои полки с воеводами. А Изяслав переяславльский сам пошел, Давид смоленский послал сына Мстислава.

Наступивший весне пришли все князнии руские к Оке и, оставя войска в Коломне, Ростиславле и Борисове, велели насады (струга) готовить, а князи поехали во Владимир, Изяслав Глебович переяславльский, Владимир Святославич, Мстислав Давидо­вич смоленский, Роман и Игорь Глебовичи резанские, Владимир муром­ский. Которых князь великий принял с любовию и честию, и пировал с ними пять дней, доколе получил известие, что войска, суда изготовя, пошли по Оке к устью Клязьмы. И в шестый день маиа 20-го сам Всеволод со всеми князи поехал в Городец, где его войска были готовы, другие пошли по Клязьме, и все совокупясь на устье Оки, войска конные отправили полем с воеводами, сами пошли вниз по Волге. Напереди шли Изяслав Глебович и Владимир Святославич, позади резанские, а муромский и смоленский с великим князем в сре­дине. И тако пришли к острову, называемому Сады, на устии реки Цевцы, иуниа 8-го дня. Тут же вышли на берег, понеже войска конные тут их дожидались, и оставили на том острову лодии и насады, при оных воевод Фому Назариевича с белозерским полком да Дорожая, которой прежде служил княгине Ольге галицкой, и других начальни­ков, сами пошли на конех в землю Болгарскую. Мордва же мир со Всеволод учинили и привозили в войско всякие запасы продавать. Все­волод, пришед ко граду серебреных болгор, стал у Тухчина городка и, пробыв тут два дни, послал наперед разъезд к Великому го­роду, а в третий день сам пошел. И розъезд узрил в стороне полк стоясчей; думали, что болгары идут, стали приготовляться к бою, но вскоре от онаго приехали 5 человек и объявили о себе, что они при­сланы от князя половецкого Ямака, который, уведав, что князь вели­кий идет с войском на болгар, обсчих неприятелей, пришед здесь, велел спросить: «Если вам не противно, то он с вами обсче пойдет». Князь великий, созвав князей всех и вельмож, советовал, какую им отпо­ведь дать. И положили на том, что взять от них роту, велеть идти близ полков руских, что они охотно учинили и пошли вкупе к Великому го­роду. Перешедши же черемис, пришли к Великому городу. И в первый день, устроя полки, стали советовать, что делать, ибо чаяли болгор встретить в поле. Но оные все заперлися во граде и, пред градом укрепя оплотом крепким, стали со всем войском своим.

Изяслав Глебович переяславльский, будучи в передовом полку, хо­тел первый опыт учинить. Видя пехоту болгорскую пред оплотом стоясчую, вооружа полк свой, пошел прямо ко граду. И приближась, напал на оных так мужественно, что оные, потеряв немало людей, при­нуждены уйти в оплот; и гнал их до самых врат, рубя и пленя. Тут ударен был Изяслав стрелою сквозь бронь под сердце так тяжко, что уже принуждены его на руках в стан отнести. Сие учинило великую печаль Всеволоду и всем князем, паче же всему войску, зане храбрости его ради и добраго в войске разпорядка у всех любим и почитаем был. В то время болгары, собрався всех окольных градов и предел кусяне, себи, члмата, також называемые мтимдюдичи более 5000, пошли в лодиах к острову, где стояли насады руские, а ис Торцеса пришли к оному ж конницею и, пришед, вышли на остров прямо на русских, вопиюсче, яко пожрети хотя. Воеводы же руские устроя полки своя, не хотели ожидать в окопе зделанном, разсудя, если они в одном месте в окоп прорвутся, то все придут в смятение, пошли прямо противо их к берегу. Болгары, увидя войско, чего не чаяли, с великим смятением, не учиня бою, побежали к своим досченикам оставленным, а русские за ними погнали, рубили их и кололи, мало живых брали. Оные, прибежав к Волге, метались в их досченики, и тут многие потонули, досченики бо от множества седших людей тонули и опрокидались, где их более 2000 потонуло и едва половина от всех в домы возвратилась.

Князь великий стоял около града серебреных болгар 10 дней. И выслал князь болгарский вельмож просить о мире. Всеволод, видя сыновца Изяслава изнемогаюча, учинил с болгоры мир, взяв от них дары многие, паче же руских, бывших в плене, сколько они имели, всех освободил, а которые в даль развезены, обесчали всех отпустить. И по­том со всеми войски пошли паки к острову, где стояли насады, не ведая, что болгары на оные приходили и погибли. Но пришед уже, о том ведали вельми радовались о сугубой на неприятелей победе, и воз­дали хвалу господу богу. Но радость та наутрие пременилась в тяжкую печаль, преставися бо Изяслав Глебович, котораго, положа в лодию, отправили наскоро во Владимер. И сам Всеволод возвратился в наса­дах, а конницу от реки Суруи (ныне Сура) отпустил берегом на мордву, которые идусчим на низ за Всеволодом вред делали и людей побили. Оные воеводы, пришед в мордовскую область, много сел их разорили до реки Цевцы (ныне Цна) и со многим полоном воз­вратились. Всеволод, пришед во Владимир, велел Изяслава погрести у святыя Богородицы».

Источник: Татищев В. Н. История Российская. — М., 1964. — Т. III. — С. 12.