Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Руслит 19 век.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
350.21 Кб
Скачать

Вопрос 38. Место трагедии «Борис Годунов» в творчестве Пушкина.

Вопрос 39. Лирика Ник. Мих. Языкова (1803 -1846)

Среди пушкинской Со Язык был самым близким к рев. романтикам, и по-своему выразил вольнолюбие прогрессивной молодежи декабристской поры. Но его это колбасило только в первый период его лит. деятельности, т.е. до конца 20-х годов. Затем он поумнел, и в его творчестве случился резкий перелом, и поэт Языков стал воспевать реакционный лагерь.

Развитие наиболее своеобразного жанра его лирики было связано с бытовой обстановкой Дерптского университета, в кот. проходили его молодые годы. Накосорезил он в молодости, видимо, нехило, и в его творчестве немеренное кол-во разнокалиберных студенческих песен, полных юношеского задора и смелого вольномыслия. Колян родил образ гуляки-студента, за внешней бравадой кот. непременно скрывается love к родине и freedom. Его лирический герой с бокалом вина заплетающимся языком призывает еще способных что-то воспринимать друзей-студентов: «Сердца – на жертвенник свободы!», благоразумно опуская последовавший за этим дружный одобрительный мат любящих родину студентов («Мы любим шумные пиры…» 1823). Среди демокр. молодежи были популярны его поздние песни «Из страны далекой…» (1827), «Пловец» (1829). В Языковском студенческом вольнолюбии не было сознательности дворянских революционеров, хотя и антиправительственные вещи порой случались – «Счастлив, кому судьбою дан…» (1823), «Послание Н.Д. Киселеву» (1823).

Много места в его творчестве занимает жанр исторической баллады, популярный среди рев. романтиков. С декабристами Колю сближает и выбор и трактовка исторической тематики – разномастные «святые битвы за свободу», показанные в свете общественно-полит. задач, стоявших перед дворянскими революционерами. Но если декабристы предпочитали тему вольного Новгорода, то Мыкола особенно тащился от борьбы рус. с монголо-татарским игом – «Песнь барда во время владычества татар в России» (1823), «Баян к рус. воину при Димитрии Донском, прежде знаменитого сражения при Непрядве» (1823), «Евпатий» (1824). Образ древнерус. нар. певца, популярный в ром. поэзии, говорит о том, что Николаша связывал жанр историч. баллады с нац.-нар. традициями. Да и сам он без обиняков и древнерусских певцов так прямо и заявлял, что сторонник нац. – самобытного содержания и формы лит-ры. Поэтому любил рус. нар. творчество, а элегический ром-м Жуковского не любил и пропагандировал высокую гражданскую поэзию.

К декабристам относился нежно и трепетно, что и выразил в вирше на смерть Рылеева и его другов 1826 г.:

«Не вы ль, убранство наших дней,

Свободы искры огневые, -

Рылеев умер, как злодей! –

О, вспомяни о нем, Россия,

Когда восстанешь от цепей

И силы двинешь громовые

На самовластие царей!»

Оригинальная тематика Колиного ром-ма проявилась и в своеобразии его поэтич. речи – его элегии, дружеские послания (на …), исторические баллады содержали черты «высокого», гражданского стиля. Про это свистели почти все его современники – Гоголь: «Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет языком, как араб диким конем своим.»

Стилистическая резкость проявилась у Языка в необычной метафоризации, в сочетании слов различных семантических и стилистических рядов. Сам он о своей поэзии скромно сказал:

«Не удивляйся же ты в ней

Разливам пенных вдохновений,

Бренчанью резкому стихов,

Хмельному буйству выражений

И незастенчивости слов»

Неплохо пользовался он и звуковой формой стиха – «Волги вал белоголовый…»

Но все это относится к первому периоду его творчества. Но и тогда он мало задумывался о протекавших в России процессах, т.к. считал, что «столетья грозно протекут», прежде чем она воспрянет ото сна («Элегия «Еще молчит гроза народа…» 1824). В исторических балладах прикалывался по ливонскому рыцарству, кот. ром. идеализировал («Ала» 1824).

Разгром восстания декабристов 14 дек. 1825 толкнул его в стан реакционеров, и не спасла его даже дружба с Пушкиным. К тому же в 20-х годах он стал якшаться с религиозно-националистически настроенной публикой, и Коля в конце концов превратился в воинствующего защитника славянофильства и даже писал бяки против только проснувшегося Герцена, Чаадаева и всей Со.