Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Особенности расследодвания преступлений / Belov_V_F_Prestuplenia_protiv_semi_i_nesoversh.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
487.42 Кб
Скачать

1.3. Уголовное Уложение 1903 г.

Новое Уголовное Уложение в России начали готовить к приня­тию с 1897 г., когда стало ясно, что произведенных в 1860—1885 гг. изменений и дополнений в Уложение о наказаниях образца 1845 г. недостаточно, и необходимо принятие нового кодифицирован­ного уголовного закона. В 1898 г. рабочий проект нового Уголов­ного Уложения был представлен для согласования в Министер­ство юстиции России, которое подвергло проект существенной правке. Но и после этого Уложение вводилось в действие начиная с 1903 г. постепенно, отдельными главами и статьями, и к 1917 г. глава 18 "Посягательства на союз семейный", устанавливающая уголовную ответственность за преступления против семьи и не­совершеннолетних, так и не была введена в действие. Однако, поскольку с точки зрения юридической техники и истории раз­вития законодательства о преступлениях против семьи и несовер­шеннолетних Уложение 1903 г. представляет определенный ин­терес, рассмотрим его по тексту проекта, согласованного в 1898 г. Министерством юстиции9.

Глава 18 содержит 20 статей и большинство из них (за исклю­чением статей 371, 372 и 377—379) устанавливают уголовную от­ветственность за преступления, связанные с брачными и семей­ными правами граждан, и преступления против несовершен­нолетних. В отличие от Уложения 1845 г. внутреннее деление гла­вы отсутствует.

Статья 360 устанавливает наказание в виде каторги на срок до 8 лет или заключения в исправительном доме за принуждение к вступлению в брак путем насилия или угроз, причем ответствен­ности подлежит не только лицо, принуждающее к вступлению в брак, но и соучастники, и духовное лицо, совершившее бракосо­четание (ст. 361). Также уголовная ответственность устанавлива­лась за вступление в брак с заведомо душевнобольным; лицом,

8 Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями // Свод законов Рос­сийской империи. Т. 15. — Спб., 1912.

9 Здесь и далее: Уголовное Уложение. Проект, измененный Министром юстиции по соглашению с Председателем Высочайше учрежденной Ре­дакционной Комиссии. — Спб., 1898.

14

находящемся в бессознательном состоянии; близким родствен­ником (и по крови, и по родству); вступление в четвертый по сче­ту брак; брак с заведомо не христианином; с лицом, не достиг­шим брачного возраста, либо уже состоящим в браке (при этом "состоящий в супружестве" наказывался исправительным домом, а "не состоящий в супружестве" — заключением в тюрьме). Рав­ная уголовная ответственность ожидала также свидетелей такого брака, духовное лицо, его совершившее и даже служащего, сде­лавшего запись о регистрации брака (ст.ст. 362 — 368). При этом гражданским и церковным законодательством устанавливались следующие условия законности и действительности брака: 1) воз­раст: мужчины — с 18 лет, женщины — с 16 лет; 2) взаимное со­гласие; 3) дозволение родителей или опекунов; 4) дозволение на­чальства для лиц, состоящих на службе. Препятствиями к браку являлись: иноверие, прежний не прекратившийся брак, преды­дущие 3 брака, родство и свойство10.

Как отголосок Уложения 1845 г. в главе 18 присутствует статья 370, устанавливающая наказание в виде ареста для виновного в увозе незамужней, достигшей брачного возраста, но моложе 21 года, женщины, для вступления с ней в брак с ее согласия, но без согласия родителей. Уголовно наказуем также обман при зак­лючении брака с выдачей себя за другое лицо, или сокрытие об­стоятельств, делающих брак недействительным (ст. 369). Инте­ресно, что по проекту Уложения 1903 г. предполагалось ввести одинаковую уголовную ответственность за измену для обоих суп­ругов, а также для лица, с которым была совершена измена (ст. 373 — арест). Здесь налицо все большее признание в обще­стве равноправия мужчин и женщин.

Преемственность Уложений 19-го и 20-го века видна и в фор­мулировке составов преступлений против несовершеннолетних, также частично введенных в главу 18. Так, согласно ст. 375 Уло­жения 1903 г., родитель или "имеющий попечение или надзор за несовершеннолетним", виновный: 1) в жестоком обращении с не достигшим 17 лет лицом (если нет тяжких телесных поврежде­ний); 2) в принуждении лица, не достигшего 21 года, к вступле­нию в брак, в случае, если брак последовал; 3) в обращении или отдаче лица, не достигшего 17 лет, для нищенства или "иного без­нравственного занятия"; 4) в потворстве непотребству или иному разврату лица, не достигшего 17 лет, наказывался тюрьмой. Тоже наказание было предусмотрено для виновного в принятии лица

Григоровский С. П. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе, узаконение, усыновление и внебрачные дети. — Спб., 1908.

15

моложе 17 лет для обращения в нищенство и мастера, виновного в жестоком обращении с учеником или подмастерьем, находящимся у него в обучении (ч. 2 ст. 375). Причем в случаях 1, 3, 4 суд имел право лишить виновного власти над несовершеннолетним с уч­реждением над ним опеки или попечительства (аналог современ­ного лишения родительских прав).

Интересный состав преступления содержала статья 376 — арест или крупный штраф полагался за оставление малолетнего или иного лица без надлежащего надзора лицом, которому оно было отдано под надзор, если поднадзорным совершено преступление или проступок. Поднадзорными предлагалось считать душевно­больных или лиц, по недостатку умственных способностей не могущих понимать значение совершаемых ими действий, мало­летних (до 10 лет) или несовершеннолетних (от 10 до 17 лет), ко­торые не могли понимать значение совершаемых действий или руководить своими поступками (ст.ст. 34—35).

Часть составов преступлений против несовершеннолетних предлагалось разместить в других главах Уложения 1903 г. В част­ности, в главе 14 "Преступные деяния против личной свободы" содержится много таких составов. Статьей 441 установлена уго­ловная ответственность в виде помещения в исправительный дом для виновного в похищении, сокрытии или подмене ребенка, не достигшего 12 лет (соответствует современному составу подмены ребенка, в котором не определен возраст подменяемого). Если ребенок похищен, сокрыт или подменен для нищенства или "ино­го безнравственного занятия", из корыстных целей или с целью лишить ребенка прав его состояния, нижний предел срока нака­зания поднимается до 3-х лет. Устанавливается ответственность и за невозвращение самовольно взятого ребенка, подкинутого или заблудившегося (ст. 442—443).

Виновный в принуждении насилием, угрозами или злоупот­реблением родительской или опекунской властью к отказу от прав или нарушению прав и обязанностей принуждаемого, подлежит заключению в тюрьму — ст. 446 (состав сформулирован таким образом, что может быть использован для защиты интересов и прав не только несовершеннолетних, но и взрослых лиц). Прообраз вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность со­держится в ст. 447 Уложения — "виновный в покушении прину­дить посредством насилия, угроз, злоупотребления родительской или опекунской властью, к совершению проступка или преступ­ления", если противоправное деяние последовало, наказывался заключением в тюрьму или исправительный дом. "Подговор

16

к самоубийству" лица, не достигшего 17 лет, или не способного понимать значение своих действий и руководить ими, или содей­ствие в самоубийстве таким лицам наказывалось каторгой на срок до 8 лет (ст. 409). Предлагалось также ввести ответственность для кормилицы или няни ребенка, скрывшей от нанимателя зараз­ную болезнь (ст. 186), что также следует расценивать как усиле­ние уголовной охраны прав несовершеннолетних.

Большое внимание в проекте Уложения уделялось охране не­совершеннолетних от преступлений сексуального характера и от вовлечения в занятие проституцией ("непотребством", по тер­минологии Уложения). Соответствующая глава 27 "О непотреб­стве" была введена в действие, согласно расположенным в ней статьям, уголовная ответственность устанавливалась за сводни­чество в отношении несовершеннолетних или членов семьи (!) женского пола (ст. 524), склонение несовершеннолетних к заня­тию проституцией и потворство в этом (ст. 525—526), принятие в публичный дом женщины моложе 21 года и ряд других преступ­лений. В целом охрана половой свободы и половой неприкосно­венности лиц моложе 21 года (исключительно женского пола) осуществлялась в проекте Уложения наиболее полно и последо­вательно по сравнению с предыдущими и последующими коди­фицированными источниками уголовного права.

Встречаются в проекте и не вошедшие в главу 18 составы пре­ступлений против брачных прав граждан, граничащие с другими составами — так, ст. 445 карает заключением в тюрьму на срок не ниже 6 месяцев виновного в похищении незамужней женщины для вступления с нею в брак, без ее согласия (данное преступле­ние направлено против личной свободы и брачных прав женщи­ны). В тексте проекта Уложения часто в качестве квалифицирую­щего признака выступает факт совершения преступления против матери или "законного отца" (имеется в виду только отец по крови, а не отчим), что также усиливает охрану семейных прав граждан.

В целом проект Уголовного Уложения 1903 г. по юридической технике совершеннее Уложения 1845 г. Расширен круг преступ­лений, усовершенствованы формулировки составов преступле­ний. В проекте почти не встречаются точные санкции (с указани­ем верхнего или нижнего пределов наказания), что объясняется, очевидно, его незавершенностью. В тексте статей, вступивших в 1903—1911 гг. в действие, местами заметны внесенные измене­ния, а санкции норм сформулированы вполне определенно, сточ­ным указанием вида, срока или размера наказания. Предусмат­ривалось введение ряда новых составов преступления (ст. 186,373,