Скачиваний:
2
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
6.83 Кб
Скачать

Самоограничение власти. Краткий курс конституциализма 24 :: 25 :: 26 :: Содержание 1.4.2. Концепция конституции

Бессмертное произведение Лоренса Стерна "Жизнь и мнения Тристра-ма Шенди, джентльмена" начинается с зачатия главного героя и едва преодолевает этот момент — хотя мы знаем, что наш герой существует и что с ним многое произойдет. Точно так же и конституция — она становится тем, во что ее превращают в течение жизни, однако если мы захотим дать ей определение, ориентиром здесь, пожалуй, будет ее возникновение, а самым интересным — то, что ей предшествовало.

Есть конституции, которые вовсе не рождаются — они просто существуют, такие как британская, израильская и новозеландская. Точно так же требованиям конституционного государства своего времени соответствовало не имевшее писаной конституции Венгерское королевство в составе Австро-Венгерской монархии. А вот американскую Конституцию может рассматривать под стеклом всякий, кому посчастливится во время школьной экскурсии оказаться у стенда музея, хотя очевидно, что американская Конституция — это нечто гораздо более значимое, чем пожелтевший документ, написанный каллиграфическим почерком. Следует подчеркнуть, что конституция не обязательно должна быть увязана с письменной формой — не говоря уже о

24

конституционализме, — хотя подавляющее большинство современных государств имеет писаную конституцию.

В писаной конституции есть положения, которые благоприятствуют конституционализму (как ограничению власти). В нее — в определенные основополагающие статьи, при наличии соответствующих предписаний — труднее вносить поправки. Когда конституция представляет собой письменный юридический документ, она становится пригодной для судебно-правовой практики, что делает возможным реализацию статей конституции1.

Великие конституции, сыгравшие значительную роль в истории человечества, по большей части создавались, чтобы увенчать, завершить социальную революцию и запретить все последующие общественно-политические переустройства, выделяя при этом положения, особенно важные для победителей. Другие конституции создавались для того, чтобы предотвратить революцию и восстановить дореволюционное состояние.

Американская Конституция 1787 г. характеризовалась прагматичностью: ей необходимо было устранить ошибки функционирования предшествовавшего строя. Одновременно с этим она завершила революцию: сохранила результаты восстания против англичан, но запретила такие "крайние республиканско-демократические" институты, которые учредила Пенсильвания в революционном порыве в том же 1787 г.

Конституции создаются и для того, чтобы организовавшиеся в новое государство нации могли заявить о себе своим соотечественникам и всему миру: вот, мы существуем. Если новорожденный кричит, значит он жив. Однако конституции пишутся и исключительно в целях мистификации публики: "великая" сталинская Конституция 1936 г., очевидно, служила тому, чтобы ввести в заблуждение весь мир. Мир хочет быть обманутым — его и обманывают. С тех пор во многих странах провозглашены конституции, возможно, с самыми благими намерениями, упоминающие всяческие права, не осуществленные, однако, после их провозглашения. В обещаниях недостатка нет, особенно если они способствуют международному признанию.

Иногда в конституции перемешиваются различные политические цели: германский Основной закон был заказан оккупировавшими страну державами, потому что они нуждались в будущем союзнике, у

25

которого есть собственная государственность и независимость. И немцы писали конституцию, с одной стороны, контрреволюционную, ибо она отвергала результаты гитлеровской революции, т.е. бесчеловечность, а с другой стороны — прагматичную, ибо исправляла ошибки Веймарской конституции. Постсоциалистические конституции отрицали коммунистическое государственное устройство, но не осмелились стать радикально контрреволюционными. Они воздерживались от возвращения к докоммунистическим структурам, и, кроме дел, связанных с гражданством (как в случае с русскими в странах Прибалтики) или с деятельностью тайных агентов коммунистической полиции в Восточной Германии и Чешской Республике, не принимали никаких серьезных мер против тех, кто поддерживал бывшие коммунистические режимы. Значительная часть общества испытывала серьезную заинтересованность в набивших оскомину отношениях. В то же время большинство посткоммунистических конституций узаконивает провозглашение новых национальных государств.

26

1 По мнению сторонников неписаной конституции, писаная Конституция слишком жесткая, тогда как конституция, реализующаяся через обычаи и традиции, дает возможность гибкого ее применения. Что же касается того аргумента, что судьям будет нечем руководствоваться, то это скорее преимущество, чем недостаток неписаной конституции, поскольку разделение властей сохраняется, но исключается возможность одновременного правления и законотворчества судей. 24 :: 25 :: 26 :: Содержание