Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Солохин А.А. - Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы

.pdf
Скачиваний:
595
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
2.06 Mб
Скачать

управления, на значительном расстоянии смещена внутрь кабины в результате деформации рамы. Рулевая колонка по той же причине смещена кзади и книзу. Передняя левая стойка погнута, ветровое стекло разбито. Сиденье и спинка его отсутствуют.

Для того чтобы определить, мог ли находиться шофер А. в момент аварии машины в кабине за рулем, при столь значительных повреждениях кабины, мы произвели ряд измерений, которые свидетельствовали о том, что водитель при таких смещениях частей кабины, несомненно, должен был получить тяжелые повреждения. Так, расстояние от нижнего края рулевого колеса до переднего края спинки сиденья равно 16 см, а расстояние от нижнего края рулевого колеса до верхнего края гнезда сиденья всего 7 см. Поставить сиденье в гнездо не удалось.

Для сравнения и сопоставления повреждений у гр-на Л. со сместившимися частями кабины шоферу А. было предложено занять место водителя в кабине (без сиденья и спинки). Он с трудом сел, при этом рулевое колесо плотно соприкасалось с передней поверхностью брюшной стенки и грудью. На основании учета приведенных данных мы сочли возможным дать следующий ответ в отношении механизма возникновения повреждений.

Характер и локализация повреждений ребер и печени, обнаруженные у гр-на Л., дают основание считать, что они возникли в результате удара и сдавления грудной клетки и живота твердым тупым предметом с большой силой. В конкретных условиях автомобильного происшествия вероятнее всего этот удар с последующим сдавлением нанесен частями рулевого колеса, сместившегося кзади и вниз в связи с перемещением рулевой колонки из-за повреждений рамы и передней стенки кабины автомашины в тот момент, когда гр-н Л. занимал место у рулевого колеса.

Повреждения, установленные у гр-на Ш., могли возникнуть при ударе о твердый тупой предмет с большой силой или от удара таковым. В данных условиях они могли возникнуть от удара телом о части кабины автомобиля. Судя по их локализации и характеру, мало вероятно, чтобы они образовались от удара о рулевое колесо.

Локализация и характер повреждений, установленных у шофера А., не типичны для повреждений, наблюдающихся у водителей автомобиля при ударе грудью и животом о рулевое колесо в момент столкновения.

Значительные повреждения кабины автомобиля и характер повреждений у шофера А. позволяют высказаться о том, что он в момент столкновения автомашины не находился на месте водителя. Если бы он сидел за рулем, то при резкой деформации кабины автомобиля, происшедшей во время катастрофы, он должен был получить несомненно более тяжелые повреждения иного характера и локализации.

Расследованием позднее было установлено, что гр-н А., будучи в состоянии опьянения, при возвращении в гараж отказался управлять автомобилем. Он передал управление приятелям, которые имели опыт вождения машины и соответствующие права. Кто управлял автомобилем при возвращении в гараж, гр-н А., по его словам, не помнил. Он же сам находился в кузове.

Данные судебномедицинской экспертизы в какой-то степени подтверждали показания шофера А. в той части, что он в момент столкновения автомобиля не находился в кабине и тем более не управлял

160

ею. В то же время экспертиза указывала на то, что на месте водителя находился гр-н Л., а рядом с ним пассажиром был гр-н Ш. Эти выводы экспертизы были проверены следственными данными и полностью подтверждены как показаниями очевидцев происшедшего, так и косвенно — положением трупов на месте происшествия после столкновения автомобилей.

Дифференциальная диагностика повреждений, возникших при травме в кабине, от повреждений, полученных при других автомобильных происшествиях, не составляет особой трудности. Она проводится с учетом совокупности характерных и специфических повреждений, присущих каждому виду автомобильной травмы.

Г л а ва 8

ПОВРЕЖДЕНИЯ И СЛЕДЫ НА ОДЕЖДЕ ПРИ АВТОДОРОЖНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Исследование одежды пострадавших при автодорожных происшествиях является важным подспорьем для решения задач, которые ставятся на разрешение экспертизы судебно-следственными органами. Большинство авторов указывает на необходимость исследования одежды при этой категории дел и придает ему важное значение (Simonin, В. А. Сафронов и др.).

На своей поверхности одежда сохраняет следы, которые дают ценнейшие сведения об обстоятельствах и причинах событий. При этом в значительном проценте случаев одежда является носителем не только общих, но и специфических признаков.

Несмотря на большое судебномедицинское значение исследования повреждений и следов на одежде, этот вопрос в литературе освещен недостаточно. Немногочисленные статьи, посвященные отдельным частным вопросам исследования одежды, и краткие разделы в диссертациях, посвященных судебномедицинской экспертизе автомобильной травмы, не удовлетворяют еще практических экспертов, так как не исчерпывают всех вопросов этой большой проблемы.

Одной из причин недостаточной разработки этого вопроса является, на наш взгляд, то, что экспертиза не располагает достаточным практическим материалом, так как одежда пострадавших при автодорожных происшествиях еще редко направляется следственными органами на исследование. Имеется много примеров, когда следственные органы одежду пострадавших при автодорожных происшествиях не только не направляли на трассологические исследования, но не осматривали и не изымали ее. Это объясняется недооценкой значения исследования одежды при подобных происшествиях.

162

Одежда человека является одним из первых предметов, соприкасающихся в момент происшествия с частями автомобиля, с предметами на дороге, а также дорожным покрытием. Поэтому на ней образуются разнообразные следы и повреждения, исследование которых имеет первостепенное значение.

Необходимость исследования одежды пострадавших при автодорожных происшествиях очевидна. Несмотря на возражения некоторых криминалистов (П. П. Цветков, И. X. Максутов, 1958), исследование одежды, по мнению большинства судебномедицинских экспертов, должно проводиться тем экспертом, который вскрывал труп или освидетельствовал пострадавшее лицо. Этого требует повседневная практика. Комплексное исследование трупа (или пострадавшего лица) и одежды позволяет судебномедицинскому эксперту сравнить и сопоставить обнаруженные на теле и одежде следы и повреждения, а следовательно, получить максимум даных для построения исчерпывающего и научно обоснованного заключения. Подобных возможностей у эксперта-криминалиста нет.

При разных видах автомобильной травмы на одежде пострадавших возникают многообразные по характеру и локализации следы и повреждения. В зависимости от

характера

их необходимо подразделить на две

группы:

1) следы

и повреждения, специфические для

автомо-

бильной травмы, и 2) следы и повреждения, не специфические или не характерные для автотравмы. С п е ц и ф и - ч е с к и е следы и повреждения возникают при прямом контакте одежды с частями транспорта или дорожным покрытием. Они, как правило, отображают на одежде форму или рисунок отдельных частей автомобиля и встречаются только при автомобильной травме. Н е с п е ц и - ф и ч е с к и е следы и повреждения наблюдаются не только при автомобильных, но и при других травмах. Каждому виду автотравмы свойственны определенные группы специфических и неспецифических следов и повреждений.

При столкновении автомобиля с пешеходом на одежде последнего могут возникать следующие следы и повреждения.

1) С п е ц и ф и ч е с к и е с л е д ы и п о в р е ж д е н и я : а) следы (пыли, грязи, краски, вдавления) и повреждения, отображающие на одежде форму или рисунок от-

163

дельных частей автомобиля — украшений, штуцера, болтов, бордюрного пояса, фары, бампера и др.

2) Н е с п е ц и ф и ч е с к и е с л е д ы и п о в р е ж д е - ния: а) следы скольжения на подошвах обуви; б) повреждения и следы от скольжения, возникающие в результате трения одежды о части автомобиля, о грунт или другие предметы; в) механические повреждения ткани одежды — разрывы, разрезы, раздавливания, вдавления; г) следы краски, смазочных масел и других веществ.

Повреждения и следы, отображающие на одежде форму или рисунок отдельных частей автомобиля, возникают при непосредственном контакте частей машины с одеждой в первой и реже — во второй фазе столкновения, т. е. в момент первичного удара автомобиля или при последующем падении жертвы на автомобиль и ударе о его части.

На поверхности автомобиля всегда в той или иной степени имеются различные загрязнения и наложения в виде пыли, грязи, краски или других веществ. В момент удара вследствие соприкосновения частей автомобиля с одеждой находящиеся на деталях машины загрязнения переносятся и наслаиваются на одежду. Образующиеся таким образом следы по своему механизму относятся к следам наслоения. На одежде, как правило, отпечатываются только выступающие поверхности деталей автомобиля, поэтому образующиеся отпечатки являются позитивными. Форма, рисунок и размеры следов на одежде находятся в зависимости от силы удара, площади соприкосновения и степени загрязнения частей машины. В связи с этим отпечатки частей машины на одежде могут быть полными или частичными, отображать в одних случаях форму, в других только строение предмета (рис. 40).

Наряду со следами наложения в результате удара автомобилем могут возникать и разные вдавления и повреждения ткани одежды. Последние могут отображать форму, размеры, а иногда и строение тех частей автомобиля, которыми они нанесены. Их возникновение и характер зависят от угла соприкосновения частей автомобиля с одеждой, характером частей, пришедших в контакт, силы удара и свойств одежды и тканей человека, находящихся под одеждой (костная ткань или мягкие ткани). Специфические повреждения одежды, как правило,

164

отображают лишь какую-то определенную часть детали, а не рисунок ее строения в целом. Это может быть проиллюстрировано следующими наблюдениями из практики.

12 ноября 1959 г. примерно в 19 часов на 19-м км Симферопольского шоссе при обкатке нового автобуса ЗИЛ-158 был сбит гр-н X., который от полученных повреждений умер на месте происшествия.

Привлеченный в качестве обвиняемого водитель К. показал, что он ехал со скоростью 70—75 км в час и увидел человека, перебегавшего шоссе слева направо в 5 м от автобуса. Тормозить он не стал, так как считал это бесполезным.

По делу была назначена комиссионная медико-криминалистиче- ская и автотехническая экспертиза1. В ходе экспертизы на кожаной шапке погибшего был обнаружен специфический след и повреждение, отображающие форму, строение и размеры какой-то части автобуса. По этому следу был установлен внешний вид детали, оставивший его. Ею оказалась головка штуцера от стеклоочистителя автобуса, на котором отсутствовал рычаг (рис. 41). По этой детали была установлена марка автобуса (автобус ЗИЛ-158) и место ее расположения на нем.

В результате изучения этого следа с учетом других повреждений на пальто, теле погибшего и следов скольжения на обуви было определено взаимное положение тела пешехода и частей автобуса ЗИЛ-158 в момент их столновения. Эксперты пришли к выводу о том, что удар был нанесен передней частью автобуса по задней поверхности тела пешехода в тот момент, когда он находился в вертикальном положении, спиной к движущемуся автобусу. Этим заключением было опровергнуто показание водителя автобуса о том, что он сбил пешехода, когда последний перебегал шоссе перед машиной слева направо.

Особое внимание следует обращать на высоту расположения следов и повреждений. Уровень их расположения на одежде пострадавших соответствует высоте расположения частей автомобиля над землей. При описании расположения повреждений и следов на одежде недостаточно ограничиться указанием их высоты от нижнего края одежды. Наряду с этим необходимо определить их высоту от земли. Это достигается при одевании одежды на манекен с раздвижным туловищем или на человека такого же роста, что и жертва. Подобное измерение позволит более точно сопоставить следы и повреждения на одежде с частями автомобиля при следственном эксперименте.

Важное значение для определения положения жертвы при автодорожном происшествии и вида травмы имеют следы скольжения на подошвах обуви. Они возникают

1 В комиссии участвовали: эксперт-криминалист Ю. Г. Корухов, автотехнический эксперт Г. Г. Павленко и автор.

165

 

Рис. 40. Следы краски на одежде при столкнове-

 

 

 

нии

автомобиля

с

пешеходом.

 

 

 

 

а — следы белой краски на левой поле пальто в виде па-

 

 

раллельных полос, возникшие от трения пальто о бор-

 

 

дюрный

пояс автобуса ЗИЛ-158

в момент

столкновения;

 

 

б — общий вид

бордюрного

пояса

автобуса

ЗИЛ-158;

 

 

я — совмещение

следов на пальто с

рельефом бордюр-

 

 

 

 

 

ного

пояса

автобуса.

 

 

 

 

в результате

трения

подошв

 

обуви

о

покрытие

дороги

при

поступательном

движении

тела

вперед

после

удара

частями машины, т. е. на первой

ф а з е

столкновения. На

этот

признак

впервые

обратили

внимание

з а р у б е ж н ы е

исследователи

Ponsold

(1950),

Dettling

(1951),

Lawes,

Bitzel, Berger

(1956)

и

др. Н.

Г.

Ш а л а е в

(1958,

1961),

занимавшийся изучением этого вопроса в нашей стране, выявил р я д признаков и закономерностей.

Следы скольжения на подошвах обуви представляют собой параллельно расположенные бороздки и возвышения в виде полос и царапин линейной или дугообразной

167

Рис. 41. Следы и повреждения на головном уборе при столкновении автобуса с пешеходом.

а — вдавленный узорчатый след и повреждение на кожаной шапке-ушанке, возникшие от удара головой о штуцер стеклоочистителя автобуса ЗИЛ-158; б — общий вид штуцера стеклоочистителя автобуса ЗИЛ-158; в — экспериментальный отпечаток на пластилине шту-

цера стеклоочистителя автобуса ЗИЛ-158

формы (рис. 42). Степень их выраженности зависит от величины сцепления между подошвой и дорогой. Чем значительнее величина сцепления, тем выраженнее следы на подошвах. Характер следов скольжения зависит от материала подошв, покрытия дороги и места приложения силы. Наиболее рельефные следы возникают на кожаных подошвах при скольжении по асфальтовой или бетонной дороге, покрытой защитным слоем гравия. На подошвах из резины или кожимита, а также на* дорогах с асфальтовым или булыжным покрытием возникают слабо выраженные следы. При ударах частями автомобиля по телу выше центра его тяжести или на уровне верхней трети голеней на подошвах .образуются более четкие следы, чем при других точках приложения силы.

169

Соседние файлы в предмете Криминалистика