Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
первые вопросы к экзамену психологя личности.docx
Скачиваний:
104
Добавлен:
27.01.2017
Размер:
166.71 Кб
Скачать
  1. Психология самости х. Кохута и концепция внутренней реальности д. Винникотта.

В процессе сепарации от первичного объекта (матери) ребенок находит ее заменители, которые Винникотт рассматривал как переходные объекты. Это может быть мягкая игрушка или уголок одеяла, которые ребенок использует, когда мать недоступна (при стрессе, засыпании). Возраст появления переходного объекта 4-6-8-12 месяцев. В случае недостаточно хорошей матери переходный объект используется после 3-х лет, может приобретать качество фетиша. Переходный объект – не обязательно вещь (не использованный объект, а использование объекта). Объект находится в переходной области - между психической реальностью и внешним миром (произведение искусства имеют все качества переходного объекта – продолжают внутреннюю реальность индивида вовне).

Д. Винникотт пишет, что изначально, мать должна создать у ребенка иллюзию всемогущества для обеспечения ребенка чувством доверия и безопасности к себе и миру. Если доверие ребенка к матери сформировано – ребенок начинает делать попытки отделения и использования других материальных объектов. Это объекты, призванные заменить и символизировать мать в ее отсутствии Винникотт назвал «переходными объектами», а сам этот феномен «феноменом перехода». Эти объекты уже не являются простой галлюцинацией – они части реального мира, но и части фантазматического мира ребенка. Ими можно манипулировать и играть, символически проигрывая в этой игре отношения с объектом. Появление «переходных объектов» говорит об образовании в психике ребенка «переходного пространства», где возможна символизация и творчество. Переходные феномены обеспечивают ребенку осуществление определенной самодостаточности и противодействуют чувствам, связанным с утратой объекта и одиночеством, заброшенностью и ненужностью. Кроме того, они являются индикатором эффективности попыток Я разрешить дилемму объектных отношений, попыток сохранить иллюзии любящей, заботливой и успокаивающей матери.

С течением времени объект теряет свое значение, так как ребенок выходит за пределы переходной области. Переходный объект спасает ребенка от депрессивного состояния и помогает ребенку нетравматично переносить периоды, когда мамы рядом нет. Переходный объект – это объект, который ребенок воспринимает как уже немножко не-я, но все-таки еще немножко Я. Это и есть тот объект, который постепенно обеспечивает ему нетравматичное принятие окружающего мира, ребенок отказывается по отношению к объекту от собственного всемогущества.

По Х.Кохуту Самость – это первичный организатор человека, ее отличает определенное ощущение самого себя, чувства единения с собой, поиска себя, жизни в соответствии со своей сущностью, согласия с самим собой. 

По представлениям Фрейда, человек неизбежно оказывается виноватым ввиду своих желаний инцеста и пожеланий смерти, понимаемых как первичные желания. В соответствии же с психологией самости человек попадает в трагические ситуации в результате неизбежных неудач и поражений.

Теоретически самость имеет биполярную или даже триполярную структуру, так как включает в себя:

1) элементарные потребности или амбиции;

2) таланты или способности;

3) идеалы, т. е. потребность в признании и уважении.

Между этими тремя полюсами существует напряжение в зависимости от того, насколько их учитывают и удовлетворяют. Если их в достаточной степени развивают, то появляется хорошее настроение, ощущение прочной, гармоничной самости. А если окружающие не уделяют человеку необходимого внимания, получается нестабильная, пустая или фрагментированная самость. Когда самость испытывает слишком сильные нагрузки, говорят о перегруженной, «перестимулированной» самости; соответственно, отсутствие необходимой стимуляции приводит к «недостимулированной» самости.

Эмпатия предполагает способность почувствовать то, что переживает другой человек, умение «вчувствоваться» в него, умение поставить себя на место другого человека с его внутренним миром, настроиться на него, заглянуть вглубь него. Если у самого пациента пока не получается заглянуть вглубь себя, психоаналитик пытается сделать это вместо него (замещающая интроспекция). Условием эмпатии является умение правильно слышать и слушать. Слушание и эмпатия, в свою очередь, требуют достаточно гибкой аффективной способности к эмоциональному отклику. Это позволяет психоаналитику строить гипотезы о том, как пациент чувствует себя в данный момент, а, кроме того, задавая пациенту вопросы, аналитик может проверить, правильно ли он понял пациента. В этом отношении эмпатия – необходимое условие для психоаналитических действий, одна из принципиальных установок, которая предшествует по времени любой реакции на перенос в контрпереносе. Уже само наличие такой установки помогает психоаналитику эффективно осуществлять свою деятельность.

Так как качества значимого человека (это могут быть отец, мать, воспитательница или педагог, а в терапии – аналитик или психотерапевт) играют важную роль, то психология самости придает большое значение следующим понятиям:

 Оптимальная фрустрация бывает следствием неизбежных ошибок при недостаточной сформированности способности вчувствоваться в других у человека, ухаживающего за ребенком; она оптимальна в том смысле, что все-таки способствует развитию. Правда, в нашем понимании, для достижения этого ухаживающий человек должен осознавать границы своей эмпатии и делать ее предметом обсуждения.

 Оптимальная отзывчивость – это способность оптимально реагировать на элементарные потребности объектов самости ребенка или пациента; о ней можно говорить тогда, когда человек, ухаживающий за ребенком или заботящийся о пациенте, наилучшим образом удовлетворяет его актуальные потребности, идет им навстречу, соответствует им. Если такое соответствие достигнуто, то ребенок (или пациент) чувствует, что он в безопасности и что его понимают.