
- •Единые отчеты о преступности: полиция сообщает о преступлениях
- •Какие данные содержатся в ucr?
- •Получение данных для ucr
- •Национальный виктимологический опрос (ncvs): жертвы сообщают о преступлениях
- •Какие данные можно получить в ходе опроса?
- •Самоотчеты правонарушителей: правонарушители сообщают о преступлениях
- •Какие данные можно получить в ходе sr-исследования?
- •Получение сведений в ходе самоотчетов (sr-исследований)
- •Данные ucr, ncvs и sr-исследований: сходство и различие
- •Сходство абсолютных показателей преступности
- •Сходство относительных оценок преступности в различных географических районах
- •Сходство демографических характеристик правонарушителей
- •Сходство временных трендов
- •Заключение
Какие данные можно получить в ходе sr-исследования?
SR-исследования являются ведущим способом изучения этиологии преступлений в криминологии. Они позволяют исследователям получить подробную информацию о правонарушителях, и именно в этом состоит их основное отличие от UCR и NCVS. Опросы, посвященные виктимизации, дают очень мало сведений о преступниках. В UCR включаются данные лишь об арестованных правонарушителях, причем перечень учитываемых демографических переменных очень невелик. Новый подход к сбору данных для UCR, основанный на изучении каждого отдельного происшествия, позволит получить более полные сведения о преступниках. Тем не менее эти данные не будут столь же подробными, как те, которые можно получить в результате опросов правонарушителей.
Набор изучаемых характеристик правонарушителей (например, особенности семей, в которых они воспитывались, демографические характеристики, свойства их личности и т, п.) варьирует в различных SR-работах и зависит от интересов исследователя. Тем не менее почти во всех SR-onpocax выясняют основные демографические характеристики правонарушителей: их пол, возраст, расовую принадлежность, социально-экономический статус их семей. Затем следует серия вопросов, сформулированных в зависимости от интересов исследователя и направленных на выяснение других независимых переменных. Так, Дж. Ф. Шорт и Ф. И. Най стремились выяснить, имеют ли респонденты, происходящие из неполных семей, большую склонность к противоправной деятельности. Т. Хирши (Т. Hirschi, 1969) исследовал, как работает в обществе теория социального контроля, поэтому включил в анкету вопросы о школьных интересах и мотивациях достижения успеха. Вопросы NYS (D. Elliott et at, 1983) были направлены на выяснение структуры семьи респондента, его профессии, того, учится ли он в школе, как относится к преступности в данном районе, проблемам окружающей среды и соблюдению религиозных ритуалов.
В новейших SR-исследованиях «распространенность» (prevalence) противоправного поведения отделяется от его «инцидентности» (incidence). «Распространенность» определяется по числу человек, сообщивших о совершенном ими одном или нескольких проступках за определенный промежуток времени. «Инцидентность» отражает число проступков за тот же период. Таким образом, уровень распространенности обычно отражает, какая доля людей от общей численности населения призналась в своем участии в одном или нескольких правонарушениях (D. Elliott etai, 1983: 18). Уровень инцидентности — это среднее число преступлений, приходящихся на одного человека, или число преступлений, приходящихся на некоторое количество населения (т. е. 100,1000 или 100 тыс. человек) (D. Elliott et at, 1983: 19). Уровень инцидентности более сравним с данными UCR о числе преступлений, ставших известными полиции. В табл. 3.5 представлены уровни распространенности и инцидентности, рассчитанные по данным NYS в 1980 г. среди респондентов в возрасте от 15 до 21 года.
Уровень распространенности — это процент респондентов, сообщивших об одном или более правонарушениях, относящихся к определенной категории. Так, в совершении статусных правонарушений признались 62% респондентов, ограблений — всего лишь 2% опрошенных. Уровень инцидентности содержит информацию о среднем числе правонарушений, приходящихся на одного респондента. В среднем на одного опрошенного в 1980 г. приходилось 18,07 статусных правонарушений и только 0,10 ограблений. Различного рода делинквентность достаточно широко распространена среди молодежи, более серьезные правонарушения — относительно редки.