Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шелли - 5 - методы.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
188.93 Кб
Скачать

Какие данные можно получить в ходе sr-исследования?

SR-исследования являются ведущим способом изучения этиологии преступле­ний в криминологии. Они позволяют исследователям получить подробную информацию о правонарушителях, и именно в этом состоит их основное отличие от UCR и NCVS. Опросы, посвященные виктимизации, дают очень мало сведений о преступниках. В UCR включаются данные лишь об арестованных правонарушителях, причем перечень учитываемых демографических переменных очень невелик. Новый подход к сбору данных для UCR, основанный на изучении каждого отдельного происшествия, позволит получить более полные сведения о преступниках. Тем не менее эти данные не будут столь же подробными, как те, которые можно получить в результате опросов правонарушителей.

Набор изучаемых характеристик правонарушителей (например, особенности семей, в которых они воспитывались, демографические характеристики, свойства их личности и т, п.) варьирует в различных SR-работах и зависит от интересов исследователя. Тем не менее почти во всех SR-onpocax выясняют основные демографические характеристики правонарушителей: их пол, возраст, расовую принадлеж­ность, социально-экономический статус их семей. Затем следует серия вопросов, сформулированных в зависимости от интересов исследователя и направленных на выяснение других независимых переменных. Так, Дж. Ф. Шорт и Ф. И. Най стре­мились выяснить, имеют ли респонденты, происходящие из неполных семей, большую склонность к противоправной деятельности. Т. Хирши (Т. Hirschi, 1969) исследовал, как работает в обществе теория социального контроля, поэтому вклю­чил в анкету вопросы о школьных интересах и мотивациях достижения успеха. Вопросы NYS (D. Elliott et at, 1983) были направлены на выяснение структуры семьи респондента, его профессии, того, учится ли он в школе, как относится к преступности в данном районе, проблемам окружающей среды и соблюдению ре­лигиозных ритуалов.

В новейших SR-исследованиях «распространенность» (prevalence) противоправного поведения отделяется от его «инцидентности» (incidence). «Распро­страненность» определяется по числу человек, сообщивших о совершенном ими одном или нескольких проступках за определенный промежуток времени. «Ин­цидентность» отражает число проступков за тот же период. Таким образом, уро­вень распространенности обычно отражает, какая доля людей от общей численности населения призналась в своем участии в одном или нескольких правонарушениях (D. Elliott etai, 1983: 18). Уровень инцидентности — это сред­нее число преступлений, приходящихся на одного человека, или число преступле­ний, приходящихся на некоторое количество населения (т. е. 100,1000 или 100 тыс. человек) (D. Elliott et at, 1983: 19). Уровень инцидентности более сравним с данными UCR о числе преступлений, ставших известными полиции. В табл. 3.5 представлены уровни распространенности и инцидентности, рассчитанные по дан­ным NYS в 1980 г. среди респондентов в возрасте от 15 до 21 года.

Уровень распространенности — это процент респондентов, сообщивших об одном или более правонарушениях, относящихся к определенной категории. Так, в совершении статусных правонарушений признались 62% респондентов, ограб­лений — всего лишь 2% опрошенных. Уровень инцидентности содержит инфор­мацию о среднем числе правонарушений, приходящихся на одного респондента. В среднем на одного опрошенного в 1980 г. приходилось 18,07 статусных право­нарушений и только 0,10 ограблений. Различного рода делинквентность доста­точно широко распространена среди молодежи, более серьезные правонаруше­ния — относительно редки.