Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Госы_1 / европа / США / Вопрос 39. Социально-экономическое развитие США 1877-1914 гг. .doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
180.22 Кб
Скачать

Внешняя политика и дипломатия сша в 1867 – 1918 гг.

После окончания Гражданской войны главным противником США продолжала оставаться Англия. США постепенно начали искать возможности для экспансии. 10 октября 1868 г. на Кубе вспыхнуло восстание (1868 – 1889) против испанского колониального господства, которое возглавил адвокат Карлос Мануэль де Сепседес. В 1869 г. повстанцы собрали ассамблею, утвердившую первую кубинскую конституцию. Она отменяла рабство и провозглашала Кубу независимой. Кубинцы обратились к США за помощью. Президент Грант колебался в выборе позиции. Госсекретарь Фишер категорически возразил президенту, указав, что США нужно придерживаться «доктрины зрелого плода», сформулированную госсекретарем Адамсом в 1823 г. Суть доктрины – не допускать захвата Кубы какой-либо другой державой, дожидаться пока Испания будет не в состоянии удержать остров. А потом купить или захватить его силой. Кубинцы неоднократно одерживали победы, ослабляя Испанию, но в одиночку достичь успехов первые не могли. В 1878 г. кубинцы были вынуждены сложить оружие.

Панамериканский союз (1881 – 1889). Опыт дипломатической борьбы 70-80-х годов убедил Белый дом в том, что, как и ранее, в Западном полушарии ему не достает ни сил, ни ловкости, ни простора для внедрения в сферы, где господствовала Англия. Не было предлога апеллировать к доктрине Монро. Изыскивая способы изменить положение Белый дом обратился к доктрине панамериканизма. Зародилась идея еще в годы войны испанских колоний за независимость: по замыслу Симона Боливара, следовало добиться сближения всех латиноамериканских государств и прекращения их соперничества. 29 ноября 1881 г. государственный секретарь США Джеймс Г. Блейн от имени президента обратился к правительствам стран Латинской Америки. Он приглашал их направить своих представителей на панамериканский конгресс для обсуждения насущных вопросов. При этом он убеждал, что США «далеки от намерения предстать на конгрессе протектором или арбитром». Однако, в Латинской Америке его инициатива поддержана не была.

После смерти президента Гарфилда в 1882 г. приглашения на панамериканский союз были отозваны президентом Артуром под предлогом их несвоевременности. В 1885 г. пост президента занял Кливленд, подписавший в мае 1888 г. решение Конгресса, рекомендовавшее созыв панамериканской конференции.

Конференция открылась 2 октября 1889 и работала до 19 апреля 1890 г. Главным предметом обсуждения сделался внесенный госсекретарем нового президента США (Гарррисона) Джеймсом Блейном проект образования панамериканского таможенного союза. Чтобы поразить делегатов из Латинской Америки успехами США, внушить им выгоду торговых отношений с американскими производителями и покупателями, сразу же после открытия конференции организовали их поездку по стране.

Однако от делегатов не ускользнула известная ранее грубая напористость американских дельцов, высокомерие предприимчивых «денежных мешков» к «нерасторопным и ленивым» южным соседям. Эта настороженность была также активно стимулируемы европейскими странами (прежде всего Англией). Из-за перечмсленных факторов проект таможенного союза не получил поддержки стран Латинской Америки. Не получил ее и проект введения единой валюты для государств Западного полушария. Итог конференции – создание Международного союза американских республик по обмену экономической информацией (с 1910 – панамериканский союз). Его функции сводились к деятельности совещательно-информационного Коммерческого бюро.

Активизация внешнеполитического курса США. На рубеже XIX-XX вв. произошли крупные изменения во внешнеполитическом курсе американского правительства. Бурный рост экономического по­тенциала страны, превращение Соединенных Штатов в динамич­ное индустриально-аграрное государство, в одну из наиболее экономически развитых стран мира - все это усилило стремление быстро формирующихся групп монополистической буржуазии к активизации внешнеполитической экспансии, к завоеванию внешних рынков сбыта товаров и сфер приложения капиталов. Эти устремления четко выразил в 1895 г. в своем выступлении на учредительном съезде Национальной ассоциации промышленни­ков видный деятель республиканской партии Уильям Маккинли, вскоре после этого избранный на пост президента США. Он заявил о крайней необходимости получения «иностранных рынков для избыточной продукции, которая переполняет наши внутрен­ние рынки».

Не случайно как раз в конце XIX в. в Соединенных Штатах завершилось формирование идеологии империалистического экс­пансионизма, в разработке которой приняли участие многие видные ученые, публицисты, политические деятели, представи­тели протестантской церкви. Важнейшим идейным источником экспансионистской идеологии стала теория «предопределения судьбы», в основе которой лежали идеи избранности, особой миссии американцев, которым самой судьбой якобы предопреде­лено установить свое господство над всеми «отсталыми» народами Западного полушария, а затем и всего земного шара. Теория «предопределения судьбы в конце века была тесно увязана с традиционными расистскими догматами о превосходство англосаксов и с очень популярными в то время социал-дарвинистскими теориями, гласившими, что и в природе, и в обществе, и в отношениях между различными народами непрерывно идет борьба за существование и что в этой борьбе «выживают наиболее приспособленные».

Первым решительным актом империалистической экспансии Соединенных Штатов на рубеже XIX-XX вв. стала испано-аме­риканская война 1898 Т. Внешним поводом, использованным американским правительством для развязывания этой войны, послужили суровые репрессии испанских колониальных властей против участников национально-освободительного движения, бо­ровшихся за независимость Кубы (1895 – 1898). Заявляя о своем сочувствии борьбе повстанцев, правительство США несколько раз посылало ноты протеста против творимых испанскими властями насилий. Затем эта пропагандистская кампания была подкреплена демон­страцией силы: в Гавану был послан американский крейсер «Мэн». 15 февраля 1898 г. этот крейсер, стоявший на гаванском рейде, внезапно взорвался, унеся с собой жизни 260 американ­ских моряков. Хотя тщательное расследование так и не выяснило истинных причин случившегося, правительство США возложило вину на Испанию и использовало этот предлог для начала военных действий.

Испано-американская война продолжалась около трех меся­цев. Испания потерпела поражение и вынуждена была просить мира. По мирному договору, заключенному в декабре 1898 г., Соединенные Штаты получили Филиппинские острова, заплатив 20 млн. дол. В качестве компенсации Испании, а также острова Пуэрто- Рико и Гуам. Испания признала независимость Кубы. Однако на острове оставались американские войска, а в 1903 г. Кубе была навязана так называемая поправка Платта, которая предоставила Соединенным Штатам право на интервенцию «в целях защиты независимости Кубы», установила американский контроль над ее внешней политикой и разрешила строить на ее территории военно-морские базы США. Все это фактически пре­вратило Кубу в полуколонию Соединенных Штатов. Наконец, еще одним важным побочным результатом войны США против Испании явилась окончательная аннексия Гавайских островов.

Еще в ходе войны американский конгресс принял постановление о присоединении Гавайских островов в качестве «части террито­рии США». В 1898 г. аннексия Гавайев была окончательно закреплена.

Установление американского колониального господства над Филиппинами вызвало отчаянное сопротивление населения архи­пелага. Более трех лет филиппинская армия героически сражалась за независимость страны. Однако американские войска беспощадными расправами над филиппинцами в 1902 г. подавили это сопротивление.

Приобретение таких важных владений в бассейне Тихого океана, как Гавайи, Филиппины и Гуам, рассматривалось Соединенными Штатами как завоевание плацдарма для проникнове­ния в страны Восточной Азии, и прежде всего в Китай. Но поскольку Китай к концу XIX в. был уже поделен на сферы влияния крупнейшими европейскими колониальными державами, американское правительство, опираясь на возросшее экономичес­кое могущество Соединенных Штатов, выдвинуло в качестве руководящего принципа своей политики в этом районе курс на экономическое проникновение. Этим целям и служила доктрина «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле с Китаем, которая в качестве односторонней американской декларации была изложена в сентябре 1899 г. в нотах государственного секретаря США Джона Хэя правительствам Англии, Германии, Франции, России и Японии. Тем самым Соединенные Штаты делали пер­вую серьезную заявку на завоевание преобладающих экономичес­ких, а на этой базе и политических позиций Америки в Китае.

Однако главные усилия в своей экспансионистской политике в начале ХХ в. Соединенные Штаты направляли на страны Центральной и Южной Америки. Американское правительство опиралось при этом на новое истолкование доктрины Монро. Еще в 1895 г. государственный секретарь США Р. Олни В ноте Англии провозгласил исключительную ответственность США за положение в странах Латинской Америки. Еще более расшири­тельную интерпретацию доктрины Монро дал в 1904 г. президент Т. Рузвельт. Он заявил, что Соединенные Штаты не только намерены взять на себя ответственность за урегулирование любых споров между странами Латинской Америки и европейскими стра­нами, но в случае «хронических беспорядков» в какой-либо латиноамериканской стране должны «взять на себя роль междуна­родной полицейской силы».

К этому времени у Соединенных Штатов уже был первый опыт применения подобной политики «большой дубинки» по отношению к странам Латинской Америки. Превратив Кубу в полуколонию и получив там опорные базы, США стали добиваться строительства межокеанского канала через Панамский переше­ек и установления единоличного контроля над ним. Американ­ское правительство заключило договор с правительством Колум­бии о строительстве и эксплуатации канала на территории Пана­мы, являвшейся тогда северной провинцией Колумбии. Однако колумбийский сенат отказался ратифицировать проект этого дого­вора. Тогда в ноябре 1903 г. Соединенные Штаты организовали в Панаме мятеж против Колумбии и послали к берегам Панамы морскую пехоту. Панама была объявлена независимой республи­кой и сразу же подписала договор, предоставивший Соединенным Штатам исключительное право на сооружение канала, постройку железных дорог и возведение укреплений вдоль линии канала.

Объектами американской политики «большой дубинки» стали в начале ХХ в. и некоторые другие государства бассейна Кариб­ского моря. Помимо Кубы и Панамы в их число входили тогда Доминиканская республика, Гаити, Гондурас, Никарагуа. В этих странах Соединенные Штаты неоднократно высаживали свои войска, устраивали пере вороты, поддерживали марионеточные режимы. В Южной Америке, где американской экспансии про­тивостояли сильные европейские соперники, позиции Соединен­ных Штатов были тогда значительно слабее, и на первый план в действиях американского правительства выступали здесь методы экономической экспансии «дипломатия доллара»

Таким образом, уже в начале ХХ в. США стали играть значительную роль в мировой политике. В их лице возникла новая сильная империалистическая держава, заявившая свои претензии на эксплуатацию колоний и сфер влияния. В этом отношении положение США напоминало в тот период положение Германии - другой относительно молодой империалистической державы.

Однако ни в большинстве стран Азии, ни в Африке, ни в Южной Америке, не говоря уже о Европе, Соединенные Штаты не играли тогда сколько-нибудь крупной роли. Зарубежные инвестиции США в начале ХХ в. были во много раз меньше громадных иностранных капиталовложений европейских держав. Да и сами Соединенные Штаты вплоть до Первой мировой войны находились на положе­нии должника европейских стран.

Налицо был своеобразный парадокс: Соединенные Штаты обладали несомненным экономическим первенством, но в то же время их роль в сфере мировой политики оставалась относительно второстепенной. В основе этого парадоксального положения ле­жали особенности экономического развития США в течение пред­шествующих десятилетий: массовое заселение свободных земель Запада и быстрое развитие в этих районах высокотоварного фер­мерского хозяйства, быстрая индустриализация страны, более высокий жизненный уровень населения, более высокая, чем в основных странах Западной Европы, заработная плата рабочих. Все это создавало в Соединенных Штатах чрезвычайно обширный внутренний рынок, какого не было тогда ни в одной другой стране. Промышленность США почти на 90% работала на внут­ренний рынок. Не случайно в широких массах населения США очень сильными оставались традиции изоляционизма, невмешательства в европейские дела, и даже в кругах американской буржуазии были широко распро­странены традиционные изоляционистские идеи о неприемлемос­ти для США «обязывающих» союзов с европейскими странами. И только Первая мировая война кардинально изменила ситуа­цию. Она внесла решительные изменения в международные пози­ции Америки.

США в первой мировой войне. До 6 апреля 1917 г. США сохраняли нейтралитет в войне. Вступление Соединенных Штатов в войну на стороне Антанты во многом меняло и непосредственный ход событий. В борьбу включались финансовые ресурсы США, их практически неограниченные по тем временам возможности в области промышленности и сельского хозяйства. Если американ­скую армию еще предстояло создать, то огромные количества новейшего наземного транспорта, текстиля, горючего, боеприпа­сов и стратегического сырья, продовольствия были готовы хлынуть В Европу. К перевозкам грузов через Атлантику подключался весь американский торговый флот.

Вступление в войну Соединенных Штатов еще больше увели­чивало разрыв между экономическим и людским потенциалом Антанты, с одной стороны, и блоком Центральных держав ­с другой. Вступление США в войну во многом способствовало победе Антанты.

Первые американские войска отправились за океан уже летом 1917 г. К ноябрю 1918 г. численность американской армии достигла 2 млн. человек. Американская армия совместно с французской участвует в наступлении по очищению Сен-Мийельского выступа в сентябре, а затем участвует в последнем общем наступлении союзных войск в сентябре1918.

Отношения с Россией. После гражданской войны в США в отношении России сохранилась инерция дружественных отношений. В 1867 г. США купили у России Аляску.

Затем в отношениях между странами возникают некоторые сложности, связанные с незаконными промыслами американцев на Дальнем Востоке России. Во время русско-турецкой войны Россия закрывала глаза на браконьерство, т.к. существовала реальная угроза столкновения последней с Англией. США предоставляли свои порты для возможного ведения крейсерской войны против Англии. Накануне Берлинского конгресса 1878 г. правительство США не поддалось сильнейшему нажиму со стороны Англии и фактически санкционировали строительство и вооружение крейсеров для России в момент обострения англо-русских отношений (такая американская помощь объясняется сохранившейся неприязнью к Англии со времен Гражданской войны, т.к. последняя поддерживала Южные штаты). Аналогично Россия не стала препятствовать признанию Гавайских островов американской территорией в 1898 г.

Стремясь сохранить баланс сил, Т. Рузвельт выступил посредником в мирных переговорах между Россией и Японией, однако проявлял гораздо большую заинтересованность в усилении Японии, а не России.

После февральской революции 1917 г. в России в марте 1917 г. в Петрограде состоялось вручение официальных документов о признании России Соединенными штатами. За эти актом последовали займы Временному правительству, оправданные желанием поддержать молодую российскую демократию. При предоставлении займов России Вашингтон выдвинул условие продолжения ее участия в войне. Первый заем на сумму 100 млн долл. был предоставлен Временному правительству 16 мая 1917, а к октябрю того же года общая сумма займов и кредитов составила 325 млн долл.

Октябрьская революция в России, провозгласившая совершить всемирную социалистическую революцию изменила отношение США к России. Официальная американская политика в отношении СССР на данном этапе основывалась на принципах трех «нет»: непризнание большевистского правительства, невмешательство с использованием военных средств в российские внутренние дела и нежелательности расчленения России. Представители союзных стран, в первую очередь британские, начали активную дипломатическую деятельность по обработке американского правительства. 19 августа 1918 г. во Владивостоке высадился экспедиционный американский корпус ок 7500 человек. Войска США высадились также в Мурманске и Архангельске. Экспедиционные силы США покинули российский север в июле 1919, а дальний Восток 1 апреля 1920 г.

Приложение. 14 пунктов Вудро Вильсона (8 января 1918 г. Послание к Конгрессу)

(краткое изложение)

I. Исключение секретных соглашений, открытость международной дипломатии.

II. Свобода мореплавания за пределами территориальных вод

III. Свобода торговли, устранение экономических барьеров

IV. Разоружение, уменьшение вооружения стран до минимального уровня, необходимого для обеспечения национальной безопасности.

V. Свободное и беспристрастное рассмотрение всех колониальных вопросов с учетом как колониальных притязаний владельцев колоний, так и интересов населения колоний.

VI. Освобождение российских территорий, решение её вопросов исходя из её независимости и свободы выбора формы правления.

VII. Освобождение территории Бельгии, признание её суверенитета.

VIII. Освобождение французских территорий, восстановление справедливости в отношении Эльзас-Лотарингии, оккупированной в 1871 году.

IX. Установление границ Италии по национальному признаку.

X. Свободное развитие народов Австро-Венгрии.

XI. Освобождение территорий Румынии, Сербии и Черногории, предоставление Сербии надёжного выхода к Адриатическому морю, гарантии независимости балканских государств.

XII. Независимость турецких частей Оттоманской империи (современная Турция) одновременно с суверенитетом и автономным развитием народов, находящихся под властью Турции, открытость Дарданелл для свободного прохода судов.

XIII. Создание независимого польского государства, объединяющего все польские территории и с выходом к морю.

XIV. Создание всеобщего международного объединения наций в целях гарантии целостности и независимости как больших, так и малых государств.

16