Скачиваний:
45
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
2.16 Mб
Скачать

2. Чем характеризуются исторически первичные формы человеческой деятельности?

Исторически первична совместная практическая деяте­льность, где имеется общий мотив для всех участников дея­тельности и общие цели действий.

  • Общение между субъектами исходно служит непосредст­ венному ситуативному планированию, организации и управлению совместной деятельностью и распределению отдельных действий между членами сообщества. Исходно практическая сторона деятельности и общение составляют единый процесс и являются слитыми.

  • Позднее от деятельности отделяется собственно коммуни­ кативная сторона по мере совершенствования и диффе­ ренциации жестовых и речевых средств общения.

3. Какие психологические основания лежат в основе обще­ ственного разделения труда?

Специализация субъектов в выполнении отдельных дей­ствий ведет к разделению труда и дифференциации все но­вых видов человеческой деятельности.

  • Любое действие включает: а) этап ориентировки и плани­ рования; б) этап исполнения и реализации; в) этап контро­ ля и коррекции (рефлексия).

  • По мере технологического усложнения и фиксирования в языковых и знаково-символических средствах способов организации и выполнения действий отдельные операции

165

в их составе осознаются и преобразуются в новые самосто­ятельные действия.

  • Субъекты начинают специализироваться в выполнении различных операций и действий при реализации совмест­ ных видов деятельностей: а) операций и действий предва­ рительной ориентировки и организации совместной дея­ тельности; б) исполнительных операций и действий, реа­ лизующих деятельность и обеспечивающих получение конкретного продукта; в) действий контроля, оценки, рас­ пределения полученных продуктов.

  • По механизму сдвига мотива на цель формируются произ­ водные виды деятельности — деятельности планирования, организации, исполнения, контроля.

4. Как формируются умственные действия и умственные формы человеческих деятельностей?

Компоненты общественной деятельности, связанные с планированием, организацией и контролем, оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной. Формируется труд умствен­ный.

  • Появляется необходимость и возникают условия для того, чтобы речь выделилась из межсубъектного общения и при­ обрела новые функции — организации индивидуальной умственной деятельности.

  • Новые функции речи делают необязательной ее внешнюю развернутую форму.

  • Речевые действия приобретают характер внутренних средств для организации умственных действий над значе­ ниями (представлениями и понятиями) — формируется индивидуальный внутренний план умственной деятельно­ сти.

  • Субъект становится носителем индивидуального сознания.

5. К каким последствиям в формировании и развитии чело­ веческих типов деятельности ведет отделение ориентацион- но-планирующих компонентов от исполнительных, с одной

166

стороны, и умственных индивидуальных форм организации и реализации действий от исходно внешних совместных дейст­вий, с другой стороны?

Внутренние опосредствованные речью действия и опера­ции предварительной ориентировки и планирования прак­тических видов деятельности преобразуются в познаватель­но-исследовательскую деятельность (механизм сдвига моти­ва на цель).

Коммуникативно-организационные аспекты речевого общения преобразуются в ряд специализированных видов профессиональной деятельности, заключающихся в речевом воздействии на других людей: учебную, идеологическую, по­литическую.

С. Л. Рубинштейн (1889-1960) Субъектно-деятельностная теория психики

  1. Человека с его психикой исходно следует рассматри­ вать «внутри бытия», а не противопоставлять окружающему миру.

  2. Предметом изучения психологии являются психиче­ ские функции в их отношениях и связях с миром и деятель­ ностью человека в мире.

  • Всякая внешняя активность живого существа содержит в себе психические составляющие, посредством которых осуществляется ее регуляция.

  • Следует различать: а) деятельность, в которой присутству­ ют психические функции, когда реализуются жизненные отношения человека к окружающему миру; б) собственно психические функции — психические процессы.

3. В процессе взаимодействия субъекта с миром внешние факторы всегда действуют через внутренние условия. Такие условия представляют собой внутреннюю психическую ак­ тивность субъекта, которая имеет врожденный характер.

• Психика детерминируется одновременно «органическим субстратом» мозга и внешним предметным миром.

167

4. Деятельность всегда есть взаимодействие субъекта и объекта: не может быть бессубъектной деятельности и дея­ тельности без предмета.

• В деятельности всегда в большей или меньшей мере при­ сутствуют активность, творчество, самостоятельность.

5. Субъект в своих деяниях, актах творческой самодея­ тельности не только обнаруживается и проявляется, но со­ зидается и определяется в них.

  • Субъект есть то, что он делает: направления деятельности формируют и изменяют самого субъекта.

  • Каждая новая функция в поведении и психике субъекта перестраивает все остальные функции в новую функцио­ нальную структуру.

  • В деятельности человек сам создает условия для своей жиз­ ни.

  1. Сознание человека формируется и развивается в дея­ тельности и по мере развития начинает оказывать влияние на организацию деятельности (принцип единства сознания и деятельности).

  2. Психика представляет собой непрерывный, контину­ ально-генетический процесс. Прерывны и дискретны толь­ ко результаты психических процессов.

  3. Основным механизмом психики выступает анализ че­ рез синтез: познаваемый объект включается во все новые межпредметные связи и потому выступает во все новых каче­ ствах, которые фиксируются в новых представлениях, поня­ тиях.

Некоторые расхождения в теоретических позициях

В отечественной психологии можно встретить упомина­ния о «принципиальных» расхождениях во взглядах Л. С. Вы­готского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальпери­на. Такие расхождения обнаруживаются только в том случае, если «вырывать» позиции, которые занимали авторы теорий в

168

разное время, из контекста развития единого общепсихологи­ческого теоретического подхода. В настоящее время большая часть таких противоречий преодолена, но их место занимают другие противоречия и трудности. Это естественный путь раз­вития любой «живой», развивающейся системы теоретиче­ских знаний в науке. При этом принципиальных методологи­ческих расхождений, которые бы требовали радикального пе­ресмотра деятельностного подхода, между указанными авторами теорий нет.

Укажем некоторые из расхождений, ссылки на которые можно обнаружить в психологической литературе.

А. Н. Леонтьев о необходимости изменения единицы анали­за психических явлений, используемой в работах Л. С. Выгот­ского (Леонтьев А. Н., 1998)

Л. С Выготский: внутри «практического» процесса жизни ребенок сталкивается с особым историческим продуктом — с общественным сознанием и мышлением, овеществленными в языке, орудиях, продуктах человеческой культуры.

  • Единицей сознания выступает значение, которое лежит за словом, а слово выступает носителем значения.

  • Овладение значением есть результат общения, в ходе кото­ рого происходит овладение ребенком значениями и смыс­ лами, имеющимися в общественном сознании и культуре.

А. Н. Леонтьев: положение Л. С. Выготского о том, что со­знание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его вещной действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения.

• Единицей анализа психики становится действие, в кото­ ром открываются для субъекта и порождаются значения (и смыслы), которые могут фиксироваться языковыми сред­ ствами.

169

  • Критические замечания С. Л. Рубинштейна к теории А. Н, Леонтьева

    Слишком преувеличена роль внешних причин формиро­ вания сознания. Не учитывается роль уже имеющихся пси­ хических процессов. «Внешние причины всегда действуют через внутренние условия». Нельзя считать верным, что процесс интериоризации полностью обеспечивает форми­ рование внутреннего плана умственных действий.

  • Интериоризация ведет не от материальной внешней дея­ тельности, лишенной внутренних психических компо­ нентов, а от одного способа существования психических явлений — в качестве составляющих внешнего практиче­ ского действия — к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

  • Не следует в качестве предмета психологии рассматривать действие. Действие может служить только «объяснитель­ ным принципом». Деятельность не может входить в пред­ мет психологии. Предметом психологии может быть толь­ ко психическая сторона деятельности (см. также ниже: П. Я. Гальперин).

Проблема содержательно-теоретической интерпретации и конкретизации психологического механизма интериоризации

четко обозначена И. И. Ильясовым (1986). Механизм инте­риоризации имеет две альтернативные (взаимодополнитель­ные?) теоретические трактовки в зависимости от особенно­стей решения психофизиологической проблемы: а) психика формируется как результат формирования ориентировоч­но-исследовательских операций и действий; б) психика есть продукт функционирования нервной системы и мозга.

В первом случае механизм интериоризации трактуется как исчерпывающее объяснение порождения психического на основе ориентировочно-познавательных компонентов внешних предметно-практических действий. С этим можно согласиться, если предположить, что все, даже элементар­ные, психические аналитико-синтетические процессы и

170

способы ориентировки младенца формируются в онтогенезе сразу после рождения на основе активных сенсомоторных движений, а затем действий, направленных на предметное окружение.

Альтернативное предположение заключается в том, что элементарные аналитико-синтетические психические про­цессы, организующие и ориентирующие сенсомоторные движения младенца в раннем постнатальном периоде, пред­ставляют собой врожденные естественные психические функции. В этом случае объяснительный потенциал процес­са интериоризации следует ограничить следующим образом. Превращение непсихических явлений в психические обес­печивается работой мозга и остается до сегодняшнего дня центральной нерешенной проблемой психологии. Способ­ность мозга порождать психическое из непсихического воз­никает не в онтогенезе, а в филогенезе. Таким образом, пра­вильно будет говорить о процессах эволюционного развития условий для формирования у живых организмов более слож­ных психических процессов на основе более простых. Отсюда следует, что интериоризация есть переход от одной формы су­ществования естественных психических функций в составе внешних предметно-практических действий к другой форме психического — формированию внутренних форм умствен­ных действий. Такая система предположений ведет к необхо­димости разводить: а) процессы преобразования объектов и б) собственно познавательно-ориентировочные процессы от­ражения явлений в их предметных свойствах, связях, отно­шениях, которые исходно осуществляются на основе врож­денных элементарных аналитико-синтетических психиче­ских операций. Предполагаемые изначально психические элементарные аналитико-синтетические операции не явля­ются следствием внешних действий, а только совершенству­ются и развиваются на основе функционирования преобра­зовательных операций с объектами. Содержание же внут­ренних преобразовательных операций, приобретающих форму умственных действий во внутреннем плане сознания,

171

порождается в онтогенезе путем интериоризации внешних преобразовательных операций с объектами (Ильясов, 1986). В настоящее время указанная теоретическая альтернати­ва преодолевается путем разведения: а) психофизиологиче­ских механизмов, которые, очевидно, имеют врожденные компоненты и выступают необходимым условием для по­строения потенциально различных по содержанию образов; б) конкретного, индивидуального «образа мира» как резуль­тата активных ориентировочно-исследовательских действий субъекта в окружающем мире.

Теоретическое уточнение и конкретизация выделенного А. Н. Леонтьевым предмета исследования психологии в рабо­тах П. Я. Гальперина

А. Н. Леонтьев: психология должна исследовать скрытые за психической феноменологией реальные предметные и идеальные формы действий. Психология — наука о порожде­нии и функционировании в деятельности индивида психи­ческого отражения реальности — «образа мира», обеспечива­ющего ориентировку субъекта в предметном мире и органи­зацию деятельности.

П. Я. Гальперин: предмет изучения психологии — ориен­тировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и со­ставляют психический образ.

Петр Яковлевич Гальперин

Психические явления как ориентировочные

составляющие действий и деятельности

Необходимо радикальное изменение методологии психоло­гического исследования.

• Исследование психического развития человека следует осуществлять от анализа объективно-заданной обще­ственно-историческим опытом конечной формы поведе­ния (результатов действий и способов их получения) к ее становлению у ребенка.

172

• От констатации и фиксирования уже сформированных психических явлений следует перейти к выявлению при­ чин и условий, обеспечивающих формирование психиче­ ского процесса или психического образования с заданны­ ми свойствами.

Объяснительные принципы

1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей становится адекватная ориентировка: а) в значимых, суще­ ственных взаимосвязях элементов меняющейся окружаю­ щей среды; б) в процессах планирования и исполнения дей­ ствий.

  • Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется тем, что раздражители, вызывающие действия, должны быть обобщенными, а организация и исполнение действия требуют конкретности и точности.

  • Точность действий может быть обеспечена только путем их предварительного пробного выполнения, но не в реальных условиях, где нельзя допускать ошибку, а на основе ориен­ тировки в плане образа — в «идеальном» поле возможных действий.

2. Предмет изучения психологии ориентировочная осно­ ва намечаемого и выполняемого поведения, ориентировоч­ ные компоненты деятельности, которые и составляют пси­ хический образ.

  • Психический образ обеспечивает ориентировку в неповто­ ряющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, от­ крывает субъекту поле возможных действий и служит усло­ вием выбора эффективного поведения.

  • Задача психологии изучать строение, законы, особенно­ сти формирования и развития ориентировочных опера­ ций, действий на разных этапах онтогенеза.

173