Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Рыцари и замки

.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
49.15 Кб
Скачать

Рыцари и замки

Если смотреть на рыцарство как на особый обряд, по которому молодые люди, предназначавшиеся к военной службе, получали право носить оружие, то рыцарство придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее.

Но если смотреть на рыцарство как на звание, которое занимало первое место в военном сословии и давалось посредством инвеституры, сопровождавшейся некоторыми установленными религиозными и военными обрядами и торжественной клятвой, то в этом смысле рыцарство возникло не ранее 11 века.

Духовные лица, видя в рыцарях защитников веры и покровителей несчастных и сирот, смотрели на них как на воинов, достойных небесной награды в будущей загробной жизни. Католическая церковь придала большое значение этому благодетельному учреждению и освятила прием в рыцари своей пышной обрядностью. Таким образом, рыцарство достигло той степени славы, которой домогались даже короли.

В 10 веке появились такие воины, чьи заслуги в борьбе с язычниками обеспечили им сакрализацию всего того, что бы они ни делали в дальнейшем. Но миновала языческая опасность. Необходимо было положить конец и бесчинствам рыцарей. Они защитили Запад, но кто теперь защитит его от этих защитников? Кто, если не кто-нибудь из той же рыцарской среды? Так и случилось благодаря рождению рыцарской этики, в основу которой было положено стремление достичь на земле “мира божия”. Теперь для того, чтобы прослыть рыцарем, уже было мало иметь оружие, боевого коня, физическую силу, профессиональное мастерство, личную храбрость. Необходима была воля и дисциплина в следовании нравственной норме, принятие которой обозначалось соответствующим обрядом – ритуалом посвящения в рыцари.

У сословия рыцарей существовали особые правила поведения – Кодекс чести. Соблюдать определенные правила рыцарю полагалось и на поле боя, и во время мира. Иначе он терял свою честь и лишался уважения других рыцарей.

Главными достоинствами считались верность сеньору, смелость, защита обиженных и слабых, уважение к противнику и щедрость. Вскоре к этим качествам прибавилось преданность Прекрасной Даме: знатной особе, супруге сеньора, королеве или возлюбленной рыцаря. Когда рыцарь избирал себе “даму сердца”, которая со временем должна была сделаться его подругой, он старался всеми силами заслужить ее расположение и уважение. Этого он мог заслужить подвигами доблести и чести. Желание понравиться даме своего сердца удваивало храбрость рыцаря и заставляло его презирать самые большие опасности. Но, храня верность избранной им особе, он должен был выказывать уважение и покровительство и ко всем прочим женщинам. Все особы слабого пола были священными лицами в глазах рыцарей.

Рыцари всегда были готовы вооружиться для защиты женщин, если кто только задумывал их притеснять. Действительно, если бы не великодушное покровительство рыцарей, то многим женщинам того времени пришлось бы очень плохо: они были слишком слабы для того, чтобы удержать за собой без помощи мужчин свое имущество или мстить за нанесенные им оскорбления. Одна из основных статей рыцарского закона заключалась в том, чтобы не оскорблять женщин и не дозволять никому, делать этого в своем присутствии.

Девиз всех рыцарей: «Бог, женщина и король». Они были настоящими защитниками отечества. Упомянутый девиз сиял на роскошных и воинственных празднествах рыцарей, в их воинских играх, в торжественных собраниях удальцов и красавиц, в их вымышленных сражениях, в великолепных турнирах. Ложь и вероломство считались между рыцарями самыми гнусными преступлениями.

Блестящие подвиги, совершаемые рыцарями, заслужили им самые почетные отличия. Им давали разные титулы; рыцари имели право восседать за одним столом с королями; только они одни имели право носить копья, броню, золоченые шпоры, двойные кольчуги, золото, шлемы, горностаевые и беличьи меха, бархат, красное сукно и ставить флюгера на своих башнях.

Только родовой дворянин по отцу и матери, достигший 21 года, мог быть посвящен в рыцари. Однако и это считалось недостаточным для приема молодого человека в рыцарское звание. Желавший получить его должен был сначала на низших степенях воинского звания доказать свое мужество, великодушие, честность и доблесть.

Воспитание будущего рыцаря начиналось с самого детства. Для развития в ребенке воинского духа даже его игры и забавы носили воинственный характер: башни и укрепления из снега, которые нужно было осаждать или оборонять, упражнения с колом, изображавшим копье и т.д. Когда ребенок достигал семилетнего возраста, он переходил из женских рук в мужские и первоначальные уроки получал дома, под родительским кровом, но в десять лет его отсылали на воспитание к главнейшим рыцарям, с которыми родители ребенка были в родстве или дружбе. Советы и пример таких рыцарей составляли окончательное воспитание.

За века своего существования обряд посвящения в воины претерпела немало изменений, и, в конце концов, превратилась в торжественную церемонию, после которой официально признавалось право юноши самому быть хозяином своей судьбы и слова.

Будущий рыцарь должен был, сначала, принять ванну (событие само по себе уникальное для тех времен) и переодеться в праздничные одежды. Во-вторых, к опоясыванию мечом добавилось вручение золотых шпор. В довершение всего, новообращенному отвешивали подзатыльник. Это последний в его жизни удар, за который не надо было мстить. Проводить церемонию посвящения мог любой опытный рыцарь, включая родственников юноши. Однако с возрастающим влиянием церкви, появилось правило обязательного освещения оружия. При этом будущему воину предписывался строгий пост за сутки до церемонии. Вскоре, церковь приписала себе право на проведение обряда целиком, превратив его в религиозную церемонию.

Церемония, применявшаяся в древности для посвящения в рыцари, покажется нашим современникам слишком сложной. Оруженосец получал посвящение в ходе пышной церемонии, освященной церковью. Предшествующую ночь он проводил в молитве - это была "ночь посвящения". На следующий день новообращенный надевал коричневый плащ, исповедовался, причащался и омывался. Затем он облачался в белые одежды, ложился и принимал церемониальные визиты. После этого он облачался в доспехи. Став на колени, он давал клятву не щадя своей жизни и имущества защищать веру, вдов, сирот и угнетенных. После этого ему вручали позолоченные шпоры, меч и перевязь. Перевязь повязывалась ему на шею, что означало его посвящение церкви. После церковной службы священник, взяв меч, благословлял его и передавал новопосвященному, который затем представал перед своим сеньором, сидящим в окружении соратников. Вновь встав на колени и произнеся вторую клятву верности рыцарству, он получал два или три удара плоскостью меча по плечам и становился рыцарем "во имя Бога, святого Михаила и святого Георгия". Посвященный таким образом новый рыцарь надевал шлем, брал щит и копье и немедленно садился на коня, чтобы показать окружающим свое новое достоинство.

Рыцарские замки.

Замок — здание (или комплекс зданий), сочетающие в себе жилые и оборонительно-фортификационные функции. В наиболее распространенном значении слова — укреплённое жилище феодала в средневековой Европе. Большое количество замков сохранилось до наших дней, и является признанными памятниками истории и культуры.

Первыми предшественниками замков стали укрепления VIII—VII вв. до н. э., воздвигавшиеся на территории Ассирии. Затем прототипы замков можно увидеть в архитектуре Древнего Рима. В эту эпоху укреплялись, например, загородные дворцы римских императоров (дворец императора Диоклетиана в ныне хорватском городе Сплите). Древнеримские укрепления оказали значительное влияние на архитектуру европейских замков эпохи Средневековья. Фортификационные сооружения получили большое распространение в Византии, откуда они к IX веку проникли в Западную Европу.

Собственно замки появились в Средние века и были жилищами дворян-феодалов. В связи с феодальной раздробленностью и, как следствие, частыми междоусобными войнами, жилище феодала должно было выполнять и оборонительную функцию. Обычно замки строились на возвышенностях, островах, скальных уступах и других труднодоступных местах.

Наибольшего расцвета замковое строительство достигло в Англии в XII веке. Многочисленные замки сохранились также в долинах рек Рейна и Луары, в Палестине (замки крестоносцев) и Испании.

Лишь король и знатные феодалы могли позволить себе возведение каменной твердыни. Простые рыцари обитали в укрепленных домах своего поместья. Замок старались строить в выгодном для обороны месте – на возвышении или посередине озера, а если природных преград не было – рыли глубокий ров и наполняли его водой. Через ров перебрасывали подъемный мост, который вел к обитым мощным железом воротам и кованой металлической решетке. В случае опасности мост поднимался на цепях. За рвом возвышались мощные укрепления. Напротив главной крепостной стены располагалась другая, более высокая, а за ней, в центре замка, – донжон. Он разделялся перекрытиями на несколько этажей, попасть на которые можно было только по специальным лестницам, которые в случае опасности убирались через люки в потолках. Жилище феодала размещалось на третьем этаже, а на первом располагался колодец, склад продовольствия и оружия и темница, где феодал держал своих пленников. На случай захвата донжона в стену башни была вмонтирована винтовая лестница, по которой рыцарь с семьей спускался в подземный ход и покидал замок, отправляясь за помощью к верным вассалам.

Главное помещение замка – большой зал, где хозяин собирал на веселый пир вассалов и гостей. За этими обильными пирами уничтожалась большая часть того, что крестьяне приносили в качестве оброка рыцарю. Вряд ли в замках было намного уютнее, чем в обычных крестьянских домах. В этих каменных громадах часто приходилось мерзнуть, потому что несколько каминов не могли хорошо прогреть все просторные помещения. В холода окна закрывались ставнями, что не спасало полностью от сквозняков, зато погружало комнаты в темноту. Мрак разгоняли факелами, копоть от которых покрывала толстым слоем стены и потолки.

Захватить хорошо укреплённый замок было очень непросто. Единственный подход к нему вёл вверх по узкой дороге, змеившейся по холму, на котором стоял замок. Она не подводила сразу к воротам, а сначала огибала замковую стену. Нападавшему приходилось бежать к воротам, открыв для обстрела со стен правый, не защищённый щитом бок. Вдоль стен шел ров, подход к воротам защищался предмостным укреплением, подъемным мостом, проездной башней. Створки ворот делались из дуба и обивались железом. При нападении проем ворот закрывался еще и опускавшейся сверху массивной решеткой. Проезд в башне часто поворачивал под прямым углом в сторону – и наступавшие снова неожиданно оказывались под градом стрел и копий. Небольшая площадь замка могла быть перегорожена внутренними стенами, а защитники каждой башни были в состоянии самостоятельно оказывать сопротивление ворвавшимся во двор врагам. Самая мощная башня замка была особой маленькой крепостью и могла одна выдерживать осаду. Такую главную башню во Франции назвали донжон. В Германии – бергфрид, в Англии – киип. Если же последние защитники не могли удержаться и в донжоне, то по тайной лестнице в толще стен они спускались в подземный ход и, скрывшись от врагов, уходили по нему за несколько километров от замка, где оказывались уже в безопасности.

В конце XVIII — начале XIX веков, на волне романтизма, строительство замков вновь несколько активизировалось. При этом вновь построенные замки часто стилизовались под средневековые, однако не имели никакого оборонительного значения — стены и башни этих замков, порой весьма внушительные, служили лишь декоративным целям. Характерными примерами подобного типа замков являются замки, построенные королём Людвигом II Баварским в середине XIX века (в особенности — замок Нойшванштайн). Существовали замки, принадлежавшие не одному феодалу, а рыцарскому ордену. Такие замки отличались бо́льшими размерами, как пример можно привести Кёнигсбергский замок.

Обычно замок имел небольшой внутренний двор, который окружали массивные зубчатые стены с башнями и хорошо укреплёнными воротами. Далее следовал внешний двор, включавший в себя хозяйственные постройки, а также замковые сад и огород. Такие замки часто были в плане прямоугольными, либо стены их чётко следовали рельефу местности. Многочисленные примеры подобных сооружений дошли до наших дней на территории Великобритании, ФРГ, Франции, Украины и Белоруссии (например — Мирский замок в Белоруссии или Луцкий замок на Украине).