Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Николаева Е.И., 111 баек для детских психологов.doc
Скачиваний:
118
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
785.41 Кб
Скачать

№ 85. Байка «Нет ничего более разрушительного для непосредственно опыта, чем познание»

Это высказывание К. Юнга [44].

Мораль: в развитии ребенка должен быть сначала непосредственный опыт, а потом знание. Когда ребенку сначала рассказывают, что представляет собой явление или вещь, а потом предлагают их испытать, он может почувствовать только то, что ему рассказали, и так и не сможет ощутить их сполна.

Комментарий: собственное ощущение и активность ребенка являются основой его уникального восприятия жизни и формирования собственной картины мира. Если ребенок сначала получает знания извне, а потом проверяет на собственном опыте, то он перестает формировать свой взгляд на жизнь. Например, когда ребенка до школы учат рассказывать по картинке о том, что там нарисовано, то через какое-то время он начинает видеть на картинках то, что видит обучающий взрослый, а не то, что он мог бы увидеть сам. Взрослый уже лишен ощущений, поскольку каждое из них мгновенно дополняется его знаниями о мире. Именно поэтому он видит, как пересекаются рельсы железной дороги, но говорит себе, что они параллельны. Ребенок доверяет себе и своим ощущениям. Он верит, что рельсы пересекаются, а когда он вырастет, то достанет до неба. Но он пойдет в школу, и эта иллюзия всемогущества развеется. Всякое познание меняет восприятие, как бы встраивая его в рамки картины мира, созданной поколениями людей задолго до рождения ребенка. С этой точки зрения чрезмерная интеллектуализация начальной школы (а у нас даже и детского сада) вредна для формирования непосредственной картины мира ребенка.

Диапазон применения байки: беседы с воспитателями детского сада и учителями начальной школы, консультации родителей дошкольников.

№ 86. Байка «Пифагор и диета»

Рекламируя тот или иной товар, производители часто привлекают известных людей. Это объяснимо: у многих есть подспудное ощущение, что талантливый человек талантлив во всем. Но это не совсем так. Великий грек Пифагор [43] считал себя не только математиком и философом, но и великим диетологом. Именно поэтому его школа была не просто философской и математической, но и еще диетологической. Согласно его учению, в пищу нельзя употреблять бобы и сердце, нельзя первым брать ломоть хлеба (то есть все должны ждать, пока кто-то, сильно проголодавшись, не вытерпит) и позволять ласточкам гнездиться под крышей дома. Нельзя есть и собственную собаку (а чужую – можно).

Мораль: при кормлении ребенка не стоит опираться на диету, предложенную великим математиком (или любым другим умным человеком, но не специалистом в данной области). Лучше проконсультироваться у специалиста.

Комментарий: число людей, выступающих в различных СМИ и предлагающих свои диеты, неумолимо растет. При этом правильность своих высказываний и предпочтений они подтверждают статусом специалиста в чем угодно, но только не в медицине или физиологии.

Диеты непрофессионалов обычно составляются взрослыми, часто пожилыми людьми. Известно, что (после 40 лет) чем старше человек, тем менее калорийную пищу и в меньшем объеме ему нужно употреблять. Поэтому часто диеты, предлагаемые такими диетологами для всех, не содержат мясной и молочной пищи. В детстве нельзя ограничивать детей ни в молоке, ни в мясе, поскольку именно в этих продуктах они черпают и материал для строительства организма, и энергию для движения. Необходимо соотносить диету с возрастом человека.

Только в нашей стране есть наказание детей «за то, что не ест». Многие родители полагают, что количество пищи, которая нужна ребенку, должно увеличиваться линейно, то есть чем старше и крупнее ребенок – тем больше пищи. Но это не так. За первый год жизни организм увеличивается в размере в 3 раза. В это время ребенок может есть очень много. Но после 2 лет рост уже не столь стремителен, чем раньше. Поэтому многие дети резко сокращают количество потребляемой пищи. Потом вновь наступает бурный рост, ребенок опять начинает много есть (примерно в 5–7 лет). Затем ребенок снова ест меньше и растет медленнее. Во время пубертатного периода (период полового созревания, у девочек в 11–13, у мальчиков в 13–15 лет), подросток начинает дважды ужинать, а в промежутках между приемами пищи регулярно бегать к холодильнику.

Раньше полагали, что родители должны накладывать определенное количество пищи, а ребенок должен все съедать. Теперь мы знаем, что жировые клетки, появившись в организме, навсегда остаются в нем. Поэтому нужно класть ребенку на тарелку столько, сколько он обычно съедает, или чуть меньше – в расчете на то, что при его желании ему можно положить еще. У каждого ребенка при рождении есть специальный механизм, который регулирует количество необходимой пищи. У большинства взрослых он сломан, поскольку они регулярно участвуют в праздничных мероприятиях, где люди едят не для того, чтобы насытиться, а для того, чтобы получить удовольствие или «заесть» стресс.

Чтобы у ребенка этот механизм функционировал и обеспечивал здоровый образ жизни, родители не должны «впихивать» в него пищу. Еще не было ни одного случая, когда бы ребенок отказался от еды совсем и потому умер от голода. Это возможно только для подростков, да и то под воздействием СМИ или окружающих людей. Но если у ребенка плохой апппетит, то он не должен «кусочничать», то есть добирать еду конфетами, булочками в промежутке между приемами пищи. Не съел ничего за завтраком – будет ждать до обеда. Не поел за обедом – будет ждать до ужина. Аппетит быстро восстановится.

Диапазон применения байки: обсуждение с родителями системы кормления дошкольников.