Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Электронная музыка

.docx
Скачиваний:
71
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
19.16 Кб
Скачать

Электронная музыка как направление начало свое формирование в 70-е годы прошлого века. Ее становление было связано с появлением электронных музыкальных инструментов. Однако многие исследователи говорят о том, что электронная музыка уходит своими корнями в глубь веков. Ритмы и мелодии электронной музыки связаны с искусством древних шаманов, которые использовали их, чтобы войти в измененное состояние сознания, или попросту в транс, а также с мерным битом на рабских галерах. Теперь обо все по порядку.

Электронная музыка непременно связывается с появлением синтезатора. В Германии в 19 веке жил выдающийся ученый-физик Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц (1821-1894). Он написал труд «Восприятие тонов: физиологические основы теории музыки». Исследуя акустику – природу звука, - он создал инструмент, который был назван впоследствии «резонатором Гельмгольца». Принцип работы такого инструмента заключался в том, что он позволял синтезировать звуки различных тонов за счет того, что металлические зубцы излучали электромагнитные колебания, а стеклянная сфера позволяла изменять тон звуков. Это был первый синтезатор звука, который использовался исключительно с научными целями.

Итальянец Ферруччо Бузони впервые предложил использовать описанное выше устройство в музыкальном искусстве. В 20-е годы 20 века россиянин Л.Н. Термен разработал первый в мире синтезатор звуков, который стал использоваться как музыкальный инструмент. Инструмент был назван именем разработчика «Терменвокс».

Электронная музыка продолжает свое развитие во Франции, где на синтезаторах делали музыку композиторы-авангардисты Эрик Сати, Артюр Онеггер и Дариус Мийо, которые были современниками Л.Н. Термена. В то время их эксперименты с электронными инструментами остались без внимания широкой аудитории. Только сейчас стало понятно, что эти люди опередили свое время. 

В 50-е годы 20 века появился Аналоговый синтезатор им. Скрябина. Он был оптическим прибором, который синтезировал звуки на основе графики. Не вникая в подробности устройства инструмента, заметим, что большинство первых фантастических фильмов о космосе в те годы было озвучено при помощи такого синтезатора.

В начале 70-х годов 20 века начинает формироваться собственно электронная музыка, какой мы знаем ее в настоящее время. Отцом ее называют Kraftwerk-а, радом с именем которого стоят имена Tangerine Dream, Клауса Шульца, Эллиота Шарпа, Жана Мишеля Жара, Брайна Ино, Вангелиса. Именно эти люди стали основателями целого музыкального направления под названием «электронная музыка», которое в настоящее время стала массовым видом музыкального искусства, а в то время была в диковинку.

В Россию электронную музыку привез Мартин Ландерс, который сделал радиопередачу «Back To The Universe» об электронной музыке и выпустил несколько сборников с такой музыкой. Кроме него, в 90-е годы в России электронная музыка стала появляться в клубах. Не малую лепту в дело распространения электронной музыки в России внес DJ Фонарь (Владимир Фонарев). Это человек, благодаря которому в России сложилась клубная культура. Другое имя, которое нельзя забыть, говоря о клубной музыке в России, - DJ X.P. Voodoo (Тимур Мамедов). Он был пропагандистом Psychedelic Trance.

В настоящее время ведутся споры по поводу того, что же такое электронная музыка? Нужно сказать, что это довольно широкое понятие, которое давно перестало ограничиваться традиционной электроникой Клауса Шульца, Tangerine Dream и им подобных. Действительно, это музыка, создающаяся на синтезаторах, к которым в последнее время присоединились и компьютеры. Иными словами, электронная музыка – это такая музыка, которая создается при помощи электронных средств, технологий не зависимо от ее стилистических разновидностей.

Нужно сказать, что характерными особенностями электронной музыки являются не только то, что она создана при помощи технических средств, но и гипнотичность ее ритма. Это уже вопрос восприятия электронной музыки. Она воспринимается не только на уровне сознания, но и на уровне подсознания. Первоначальный вариант электроники Space Music – космическая музыка – завораживала и вызывала странные напряженные эмоции, связанные с предощущением таинственного, фантастического. Она с самого своего рождения была обращена к человеку новой космической эры, технологического прогрессы. Для наиболее полного представления об электронной музыки рекомендует послушать сборник «Sacred Spirit vol.2: More Chants and Dances of Native Americans», который вышел в 2000 году на студии Higher Octave.

Следует отметить, что современная электронная музыка – это отнюдь не «долбежка», как считают многие. Это богатый и разнообразный пласт современной музыкальной культуры, который многие считают аналогом и альтернативой классической музыке. Стоит вспомнить, по крайней мере, что электронная музыка составила саунд к таким фильмам как «Матрица», «Терминатор», «Эквилибриум», «Обитель Зла». А щедевры композитора Энио Мариконе, который соединяет электронику и инструментальную музыку вряд ли способны оставить кого либо равнодушным.

Кёльнская школа

Круг композиторов, который определял музыкальное лицо Кёльна в 1950-е годы, часто называют центром музыкального авангарда.

В 1951 году на базе кёльнской телерадиокомпании WDR была основана студия электронной музыки. Под руководством Герберта Аймерта и благодаря растущему авторитету Карлхайнца Штокхаузена она вскоре стала местом встречи композиторов из разных стран. В Кёльне жили и работали композиторы Эрнст Кренек (Австрия/США), Дьёрдь Лигети (Венгрия), Франко Эванджелисти (Италия), Корнелиус Кардью (Великобритания), Маурисио Кагель (Аргентина), Нам Джун Пайк (Корея).

Ключевые произведения этих лет создал не Штокхаузен, а Готтфрид Михаэль Кёниг, который, будучи техническим ассистентом, умел использовать возможности студии как никто другой и помогал многочисленным композиторам в реализации их идей. Его работы, сколь радикальные, столь и виртуозные – «Звуковые фигуры II» (Klangfiguren II, 1955/56), «Эссе» (Essay, 1957) и Terminus I (1962) – представляют собой высшую точку развития языка и техники ранней электронной музыки.

Штокхаузен и после Штокхаузена

Оглядываясь назад, мы видим, что влияние «Кёльнской школы» было значительным и разноплановым. Во-первых, студия на WDR считается «прародительницей всех студий». В частности, она послужила моделью миланской Studio di Fonologia Бруно Мадерны и Лучано Берио (1955) и варшавской экспериментальной студии Юзефа Патковского (1957), где композиторы также работали с генераторами синусоидальных звуков, шумов и импульсными генераторами, магнитофонами, ревербераторами и фильтрами. Во-вторых, Штокхаузен, который в течение многих лет был важнейшей объединяющей фигурой нового музыкального направления, способствовал тому, что электронная музыка завоевала международное признание.

В то же время резкой критике подвергались его апокалиптические воззрения и склонность к спиритуализму, которые впервые проявились в таких произведениях, как «Гимны» (Hymnen, 1966-67) и «Телемузыка» (Telemusik, 1969). Луиджи Ноно объявил «Гимны», из которых черпали вдохновение краутроковые коллективы Can и Neu, «националистический поделкой». В 1974 году Корнелиус Кардью и вовсе заявил: «Штокхаузен служит империализму».

В-третьих, многие композиторы, прошедшие в Кёльне электроакустическую инициацию, распространяли и развивали воспринятые идеи дальше. В 1958 году в Кёльне Дьёрдь Лигети создал магнитофонный этюд «Артикуляция» (Artikulation), а затем сочинил по этому электроакустическому образцу свою «Атмосферу» (Atmosphère, 1960/61), где сгустил звучание оркестра до состояния живого звукового тумана. Примерно то же развитие прослеживается в творчестве Гельмута Лахенманна, который написал всего один магнитофонный этюд, но при этом в конце 60-х произвел революцию в инструментальной музыке, предложив концепцию опирающейся на шумы «конкретной музыки».

Герберт Брюн, который до 2000 года преподавал в Университете Иллинойса, переосмыслил то, чему научился в Кёльне, в духе своей теории социально ориентированной электронной музыки. Готтфрид Михаэль Кёниг, который в 1964 возглавил нидерландский Институт сонологии, в качестве «критики Кёльнской студии» начал использовать в своей студийной работе приборы для управления напряжением и компьютерное оборудование.

Маурисио Кагель, записавший в 1963 году в студии WDR магнитофонную работу «Переход» (Transicion), позднее, после создания аудиопьесы «Состояние записи» (Ein Aufnahmezustand, 1969), посвятил себя скорее акустическому искусству, применяя к произведениям повествовательного характера способ монтажа, который использовал ранее при создании электронных работ. Писатель Фердинанд Кривет, который тесно общался с композиторами в Кёльне, создал ряд «аудиотекстов», в которых превратил разноплановые, выразительные документальные записи в произведения литературы.

Эра электроакустики не прошла бесследно и для музыкального развития ГДР. В 1986 году Георгу Катцеру удалось после многочисленных недолговечных проектов организовать в Берлинской академии художеств студию, оборудование и материалы для которой пришлось везти с Запада, причем иногда тайными путями. Организованная таким образом студия в значительной мере соответствовала западным производственным стандартам. Она стала местом политико-эстетической «подрывной деятельности», где создавались произведения, противопоставляющие заданным государством нормам мышления индивидуальную поэтику свободомыслия.