Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gregg-tajnyj-mir-risunka.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
4.75 Mб
Скачать

В поисках «дорожных указателей»

На протяжении всего терапевтического процесса следует обращаться к таким «дорожным указателям», указывающим путь интерпретации рисунка. Глядя на них, не стоит забывать и о качестве дороги. То есть, если знак предписывает скорость в сорок миль в час на повороте, а зимний день ненастен, и дорога покрыта коварным льдом, водитель обязан передвигаться со скоростью даже ниже той, что обозначена на знаке. Дорожные указатели только направляют, но хороший терапевт принимает во внимание также и «погодные условия» пациента. Можно руководствоваться знаками, которые содержит рисунок, но при этом нельзя забывать об уникальности конкретной личности.

Это достойно удивления, но мне доводилось видеть таких обучающихся, которые, намереваясь использовать рисунки как терапевтическое средство, иногда забывали, что имеют дело с живым человеком, у которого есть чувства и разум. Нужно помнить, что рисунки - это средство работы с пациентом, представляющим собой цельную личность. Используя рисунки, мы переводим пациенту на язык слов то, что он выразил на бумаге. Занимаясь этим, легко скатиться в когнитивное интерпретирование, не замечая чувства человека. Рис. 87 поясняет эту точку зрения.

На этом рисунке газонокосилка явно может наехать на женщину. Рисунок сделал человек, толкающий газонокосилку. Женщина-это его жена; она пропалывает лужайку. Пока мы с автором обсуждали общую композицию рисунка, я попытался уловить отношение этого человека к его жене. Я старался представить, какие чувства он испытывает к ней, и почему между собой и женой он нарисовал газонокосилку. Также я пытался понять, отчего у него могло возникнуть желание переехать жену косилкой. Я размышлял над этим; меня насторожило то, что этот рисунок рассказывал мне, но я не стал делиться с автором всеми своими догадками. Сначала я отмечаю, какие мысли изображение вызывает у меня, но при этом я стараюсь не забывать о том, что рисунок может иметь значение отличное от того, которое я склонен ему приписывать.

Терапевту необязательно делиться с пациентом всеми своими соображениями. Желание высказаться обо всем увиденном проистекает, возможно, из потребности пророчествовать, быть предсказателем чужих судеб. Мне доводилось видеть обучающихся, которые, проанализировав для себя рисунок, начинали бомбардировать пациента вопросами с активностью матадора, атакующего быка. А как же пациент? Готов ли он воспринять все эти вопросы? Теперь вернемся к человеку с газонокосилкой. Возможно, он ищет встречи с терапевтом потому, что у него всего несколько недель назад умерла жена, а терапевту об этом ничего не известно. Было бы явно неуместно сразу задавать вопрос, а почему вдруг этому человеку захотелось переехать женщину газонокосилкой.

Рис. 87

Живой человек, а не машина

Мудрый терапевт помнит о том, что пациент приходит к нему, чтобы лучше понять свои проблемы и определить, как с ними жить и справляться приемлемым для себя образом. Если бы перед нами, советниками, стояла задача только рассказать пациенту о его проблемах и описать возможные способы их преодоления, мы могли бы просто составить справочное пособие, озаглавленное «Рецепты советника: как жить». Оно могло бы стать простым средством, но, к сожалению, это абсолютно нереально. Когда дело касается терапевтического подхода к живым людям, «готовые рецепты» не помогают. Говоря словами Карла Г. Юнга, «отсутствие в практической психологии универсальных действенных рецептов и правил способно вызвать чувство отчаяния. Существуют только конкретные случаи с исключительно разнообразными потребностями и нуждами, настолько различными, что мы никогда не знаем наперед, как будут развиваться события в этом конкретном случае, а посему врачу лучше всего отказаться от всех предвзятых мнений. Это не означает, что он должен выбросить свои теории за борт, это означает лишь то, что в каждом данном случае он должен использовать их лишь как гипотезы для возможного объяснения». (Юнг, 1966, CW, стр. 71).

На всем протяжении определения проблем и поиска их решения пациент должен усвоить определенный объем информации. Терапевт надеется, что в один прекрасный день пациент сможет обходиться без его помощи, сталкиваясь с новыми проблемами и дилеммами, будучи в состоянии лучше анализировать их и справляться с ними, используя навыки и сведения, переданные ему терапевтом. Приобретая новый опыт и применяя его в ходе терапевтических сеансов, он учится противостоять предстоящим проблемам. Таким образом, очень важно постоянно помнить, что разрешение существующих проблем - это только часть, причем не самая главная часть лечебного средства. Главное заключается в оказании помощи другому человеку в поиске метода, его личного подхода к проблеме и поиску ее решения - сейчас и в будущем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]