Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Typo_EmilRuder

.pdf
Скачиваний:
110
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
5.53 Mб
Скачать

Письмо и печать

21

Письмо и печать

Письмо и печать

22

Возникновение книгопечатания отмечено изданиями, в которых смысл и значение этого большого рывка

èновой технологии (печатание подвижными литерами) раскрыты весьма слабо. Гутенберг, Фуст, Шеффер

èдругие первопечатники в первую очередь тщились сохранить образ прежних рукописных форм шрифта. Раскраской полей и буквиц, но прежде всего щедрым применением лигатур произведение печати уподоблялось рукописной книге, что породило немало путаницы — вплоть до новейших времен. В этом отношении изобретение книгопечатания явно отличается от других открытий. В литографии, например, суть новой технологии раскрылась в подлинных шедеврах.

Первопечатным изданиям противостояли рукописные книги, и это противостояние породило у печати комплекс неполноценности. Рукописная книга единична, незаменима, нетиражна. Произведение печати, напротив, воспроизводимо в любом потребном количестве и тем самым теряет в ценности, поскольку его отдельный экземпляр уже не обладает достоинством оригинала, что отличает рукописную книгу.

Хотя даже в облике изданий XVII века сознательно выявлялись сила и самобытность произведения печати, на всех этапах истории книгопечатания, вплоть до нашего времени, имелись и тенденции к смазыванию этой самобытности.

Ñòð.

282 Есть основания рассматривать письмо и печать как две различные, несовместимые техники, которые следует четко разделять. Написанная буква есть нечто личностное, органическое, уникальное, спонтанное. Она отражает характер и индивидуальность пишущего, а зачастую и его преходящее душевное состояние. Пе- чатная литера, напротив, будучи отлита с единой матрицы в любом количестве, повторяет себя в точной, неизменной форме. Она имперсональна, нейтральна, объективна по своей сути, и именно эти качества дают типографу возможности применять ее универсально и создавать неизменно новые композиционные вариации.

Хороший оформитель должен избегать смешения рукописного и печатного. Спонтанность письма недостижима ни в одном печатном шрифте (либо передана очень приблизительно), и варианты начертания отдельных букв и лигатуры, призванные приблизить печатный шрифт к рукописному, суть орудия обреченной попытки совместить несовместимое. В так называемых каллиграфических шрифтах, старых и новейших, красота скорописи, переведенной в жесткие, повторяющиеся формы, оборачивается подделкой.

Шедевры печати всех времен демонстрируют силу и своеобразие технологии. Они отмечены завораживающей, холодноватой красотой; свободны и от чуже-

родных заимствований, и от комплекса неполноценности, который рожден ложным противопоставлением, восходящим к заре книгопечатания.

Письмо и печать

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

 

A

 

A

 

A

 

A

 

A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

 

A

 

A

 

A

 

A

 

A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

 

A

 

A

 

A

 

A

 

A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо и печать

24

Печатные литеры Гутенберга выполнены так, что при сопоставлении в строках они создают впе- чатление рукописи. Во фрагменте текста 42-строчной Библии (слева) и алфавитном перечне знаков (справа) обращает на себя внимание множество лигатур (групп из нескольких знаков, отлитых на общей ножке) и вариантов начертания, предназначенных для передачи

âпечати рукописной плетенки готической текстуры. Первопечатные издания имитируют рукописи, сила и своеобразие печатной формы

âних еще не осознаны.

Письмо и печать

25

Письмо и печать

26

Письмо и печать

27

На левой странице: итальянские и французские издания Возрождения отражают осознание закономерностей и эстетики печати: отдельные литеры, набранные без сопряжения, неизменная форма буквы, обусловленная отливкой, выдержанные расстояния и объективность — в противоположность интуитивной, рукописной форме.

Сверху: колофон Ханса Ш¸нспергера. Аугсбург, 1519. Фрактура немецкого Ренессанса передает

âпечати характерные черты письма. Соединить

âтехнике набора и печати витиеватость прописных букв, украшен ный знак параграфа и концевой росчерк — большое достижение. Од-

нако пытаться запечатлеть спонтанность и уникальность письма в упрямых, повторяющихся формах — напрасный труд.

Письмо и печать

28

Письмо Пауля Клее бернскому коллекционеру Герману Рупфу — в наборе и в факсимильной репродукции. В почерке Пауля Клее отразились взволнованность, нервозность и трагизм эпохи. Тот же текст в наборе выглядит деловито, объективно и документально.

Письмо и печать

29

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]