Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Фещенко_Жанровый потенциал информационного повода

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
222.83 Кб
Скачать

ЖАНРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВОДА: НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ СМИ

Л. Г. Фещенко, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры речевой коммуникации, факультет журналистики

Санкт-Петербургского государственного университета fechenko@yandex.ru

Газетные жанры не обделены вниманием теоретиков. Классическая типология, унаследованная от прошлых эпох, дополняется творческими интерпретациями не только в содержательном плане – за счет включения все новых и новых жанровых форм и модификаций, но и в самом подходе к типологизации – с отказом от привычного деления газетных жанров на информационные, аналитические или художественно-публицистические. [Подробнее о редактировании текста газеты в жанровом аспекте, с кратким обзором основных концепций газетных жанров, таблицированным обоснование авторского подхода к жанровым характеристикам новости и интервью, а также описанием общих принципов процедуры жанровых атрибуций – см.: Фещенко Л. Г. Редактирование текста газеты: жанровый аспект. СПб., 2004].

Сегодня мы хотим рассказать о методических приемах изучения жанров при подготовке журналистов и специалистов смежных коммуникационных сфер.

Обозначим свою позицию применительно к предмету данной публикации. Во-первых, чтобы оперативно донести до аудитории информацию, у журналиста есть возможность сообщить новость – с разной степенью детализации; отправиться на событие и стать глазами и ушами читателей, не только проинформировать, но и создать иллюзию присутствия, погрузив реципиента в мир звуков и ощущений, дав почувствовать атмосферу происходящего (репортаж); при работе с информацией можно, опять же побывав на событии, сосредоточить внимание на сути – строго, логично, максимально точно по мысли и без лишних эмоций, постфактум – как-никак, жанр обязывает (отчет). Осмыслять оперативную информацию тоже можно по-разному: первым, как правило, становится комментарий – сведений недостаточно, времени для анализа мало, но определенные причинно-следственные обусловленности можно обозначить или хотя бы нащупать (главное – что меняется коммуникативное намерение: не информирование, а первая рефлексия по поводу информации); на втором этапе отлично работают два жанра – можно посмотреть, что написали другие о нашем информационном поводе (обзор СМИ), а можно сопоставить ряд подобных явлений, чтобы включить уникальное в подобное (обозрение); колумнистика обогащает спектр возможных решений и наблюдений парадоксальным и неожиданным взглядом на предмет. Статья – жанр

время- и трудозатратный, но имеющий возможность осмыслить событие как явление, выявив причинно-следственные обусловленности, сформулировав гипотезу и прогностически заострив уже известное. Очерковая рефлексия на информационный повод тоже возможна, но на порядок менее представлена. При этом очерк может стать красивым завершением жанровой эволюции информационного повода. А вот памфлет и фельетон сегодня, кажется, вновь востребованы, но при этом легко нарушают обозначенную нами гармонию, вклиниваясь куда-нибудь в середину. Применительно к ним труднее обозначить временную и последовательную закономерность: законы художественного осмысления не поддаются простой логике (Орлуша, летописец Business.FM, ежеутренне предлагает свои стихотворные реплики по поводу той ли иной новости – поистине, «Когда новость становится музой…»).

Жанровый выбор ограничивают особенности издания (прежде всего производственный цикл – периодичность выхода, а значит время на подготовку материала) и характер самого события (для праздника более органичен репортаж, а для официального мероприятия, с его традиционной регламентацией, более подходит отчет), иногда определяющими становятся жанровые предпочтения автора (одни новостники по сути, а не по редакционному функционалу; другим тесно в наблюдательнофиксационной природе информационных жанров; а вот на место, оставленное В. М. Песковым, нет большого числа претендентов – способ художественного осмысления социальной реальности не всем дается, поэтому сегодня трудно персонификацировать очерк с кем-то равным по масштабу, но зато, как уже было сказано, налицо возрождение сатирических жанров).

Интервью и рецензию мы рассматриваем как форму, в которой разграничивается три вида текстов – с разным коммуникативным намерением (получить неизвестную информацию, проанализировать проблему или сосредоточить внимание на ситуации общения). [Подробнее

опринципах анализа интервью см.: Фещенко Л. Г. Указ. соч.].

Ужурналиста как творческой личности ощущение жанра, что называется, на кончике пера. Автор не думает о будущем тексте в его жанровой форме: дескать, какие типологические признаки отличают, например, репортаж, – и (будем справедливы) не всегда может определить жанровую принадлежность собственного текста. Что отнюдь не мешает создавать замечательные образцы публицистической словесности, знакомство с которыми – наслаждение. И никому не придет в голову пенять автору за пристрастие к модному стилистическому явлению – диффузии жанров.

Но методический подход к жанрам иной. Во-первых, истинный профессионализм проявляется в том, чтобы буквально на пальцах уметь объяснить, чем отличается один жанр от другого и что должно быть в

заказываемом тексте. Во-вторых, выпуск печатного СМИ формируется не только содержательно, но и с точки зрения жанровой его гармонизации, а значит, при распределении редакционных заданий учитывается этот жанровый полифонизм будущего номера. В-третьих, любой информационный повод может быть реализован в разных жанровых формах. Для подтверждения этого методически целесообразно использовать отвлеченный (не опредмеченный текстами) информационный повод, сопровождаемый эскизами разных жанровых моделей. Задание выполняется быстро, и при этом позволяет сосредоточить внимание на главных жанрообразующих признаках.

«Однотемье» – так мы называем базовый методологический принцип, позволяющий сформировать важное для журналистов жанровое чутье.

Нами апробировано несколько методик: моделирование и анализ жанровой реализации новостного повода (в первом случае речь идет об описанных выше эскизах, во втором – о сформированной методом тематического поиска жанровой подборки, позволяющей наглядно продемонстрировать жанровый потенциал конкретного информационного повода) и мониторинг текстовой реализации темы.

Проверяемые навыки и умения несколько разнятся: в одном случае мы сосредоточены в журналистском текстовом поле и учимся видеть, как содержание новостной информации, эволюционируя, изменяет жанровую форму, – видеть на моделях и в реальности; во втором случае тексты объединены представленностью в медиапространстве, но вовсе не являются журналистскими, а относятся к разным речевым сферам, разным функциональным стилям. Небезынтересно, смогут ли студенты распознать эти инородные, иностилевые явления. Методические приемы не имеют жестких границ, но лучше все-таки знать, что эти границы есть.

Моделирование жанровой реализации новостного повода

Что же такое жанровый потенциал информационного повода? И, заметим, культура жанровых предпочтений, ведь жанр – это прежде всего форма, а она должна быть уместна.

Предположим, мы издаем студенческий журнал. Номер только что увидел свет, следующий – через месяц. И тут приходит печальное известие

– ушел из жизни знаменитый ученый, преподаватель, много лет отдавший нашему вузу, – информационный повод, на который нельзя не откликнуться. Но некролог через месяц алогичен и неактуален (9 дней уже прошли, а сороковины еще не близко и не вскоре после выхода). Какую задачу ставить перед журналистом? На какой жанр нацеливать? Очень недальновидно заказывать просто материал о …, ведь работа с жанром технологична. Если редактор просит поговорить с коллегами усопшего, то нужно, по сути, вспомнить все про обозрение (устойчивые признаки этой жанровой формы); если говорит, что нужна статья, то указывает на

очевидность осмысления проблемы, импульсом к разработке которой стало печальное известие, – а эту проблему надо еще сформулировать; если просит поговорить с кем-то, хорошо знавшим нашего героя, ждет эпитафии (самые точные жанровые характеристики подсказал В. А. Жуковский: «Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были»). Чего в нашем случае точно не может быть? Репортажа и отчета (жанры информационные, оперативно реагирующие на событие, но никакая периодичность выхода не оправдает такую запоздалую «оперативность», да и поминки не место для наблюдательно-созерцающей фиксации, мы же студенческое корпоративное СМИ, а не желтуха какая-нибудь), также не будет рецензии и памфлета с фельетоном. Вопрос с корреспонденцией не такой однозначный, но в моделируемой нами ситуации потенциал этой жанровой формы трудно выявить.

Отрабатывая эту методику, какие темы можно предложить для блицопроса? Мы стараемся выбирать каждодневное, обыденное, но при этом всем одинаково знакомое – рядовой информационный фон: день открытых дверей на факультете, выход в свет коллективной монографии профилирующей кафедры, жизнь факультетского буфета, начало нового учебного года.

Мы учимся превращать тему в информационный повод – а это особенно важно для корпоративных изданий, когда кажется, что писать не о чем. При этом соединяем отдельно существующую в сознании студента жанровую типологию с конкретным материалом. И наконец, начинаем понимать логику жанровых предпочтений и, увы, исчерпаемость жанровых ресурсов.

Поэтому основное методическое задание – определить жанровый потенциал информационного повода (при выполнении учитывается следование логике и понимание технологических требований, неформальный взгляд, способность обозначить жанровые характеристики кратко и выпукло).

Жанровая реализация новостного повода

Как мы уже отмечали, тематическая подборка формируется с учетом временной последовательности появления текстов, их жанровых характеристик, наглядной демонстрации тиражирования простого и нереализованности сложного, а иногда и элементарного в жанровом потенциале. Мы исходим из того, что и будущий автор, и будущий редактор должны чувствовать и первое (жанровый потенциал), и второе (жанровую исчерпаемость информационного повода).

Работая с тематическими подборками, мы предлагаем студентам самим выбрать интересную для них информацию, сделать мониторинг публикаций за определенный период с учетом количественных закономерностей (какие жанры обнаружены в сформированной подборке, в каком количестве), выявить, какая жанровая форма оказалась

невостребованной, проанализировать, из нескольких текстов одного жанра в каком соблюдены все жанровые каноны или, напротив, налицо диффузия жанров – тогда насколько она оправдана. Метод наблюдения позволяет освободиться от стандартизованного подхода и зашоренности, при этом продолжает держать автора в рамках культурной традиции, не поддаваться нигилистическим настроениям о смерти жанра.

Наш опыт показывает, что студентам нравится выполнять это задание, при этом они проявляют себя с совершенно неожиданной стороны

– прежде всего в выборе информационных поводов.

Учитывая присутствие в медиапространстве PR-информации, считаем также важным не упустить из виду вопросы взаимодействия PR- и журналистских текстов.

Золотая жила, на которую мы неожиданно набрели два года назад, – день города Грозный. (В 2011 году 35-летие Рамзана Кадырова было идеологически упаковано в 193-ю годовщину со дня основания города. Есть твердое убеждение, что тема не исчерпала себя до сих пор – подтверждения осталось ждать недолго: 5 октября 2013-го Грозному будет 195, а главе республики – символические 37.)

Отметим, что пополняемая уже третий год подборка материалов позволяет наблюдать и за жанровой реализацией, и за развитием темы – то есть используются обе методики. К тому же этот материал позволяет увидеть причудливое сосуществование журналистской и PR-информации.

Приведем несколько иллюстраций, как может строиться анализ.

На сайте информационного агентства «Чеченская Республика СЕГОДНЯ» [http://chechnyatoday.com/content/view/22355/365/] первая в

2012 году публикация по теме «В Грозном обсудили празднование Дня города». Пробуем размышлять, что это? Во-первых, информационный жанр (нет аналитической составляющей), похоже на расширенную информацию (но объем много превышает ресурсы новостного дискурса), кольцевая композиция (информационный повод эксплицирован – совещание в мэрии), основная часть о том, что будет. По месту размещения – СМИ, но очевидно, что в основе публикации PRинформация, хотя получена не в результате информационной рассылки (журналист присутствовал не на пресс-конференции, а на совещании). О чем и написан … отчет. Да, именно его жанровым характеристикам соответствует текст. Заметим, что в обойме PR-жанров есть разные виды пресс-релиза, а вот форму отчета для размещения в корпоративных изданиях авторы берут напрокат у журналистики – нелишнее напоминание о том, что специалисты по связям с общественностью должны в совершенстве владеть жанровой практикой обоих коммуникационных сфер. Хотя действительно поначалу временная инструментовка текста сбивает с толку.

Потом интересно проследить, как формируется новостная повестка дня в преддверии праздника, например, про массовый субботник

[http://chechnyatoday.com/content/view/22509].

Очень интересно сравнить две публикации, размещенные на указанном сайте с разницей в три минуты и имеющие один источник информации – «Пресс-служба Главы и Правительства Чеченской Республики». Первый текст [«Грозный празднует День города», http://chechnyatoday.com/content/view/22565/365/] – мягкая новость

[сравнительный анализ жесткой и мягкой новости – см.: Фещенко Л.Г. Указ. соч.]. В расширенной информации (жесткая новость) «Грозный отпразднует День города праздничными гуляниями, грандиозным шоу и открытием объектов» [http://chechnyatoday.com/content/view/22566] легко угадывается пресс-кит, куда помимо пресс-релиза входили факт-лист (программа мероприятий) и бэкграундер о Национальном музее ЧР. Вводное предложение «Как отметили в столичной администрации» и стиль речевого поведения указывают на пресс-конференцию как еще один источник PR-информации.

Репортажами откликнулись интернет-газета Вести.ru [«На Дне города в Грозном выступят звезды со всего мира» - http://www.vesti.ru/doc.html?id=924946&cid=7] и 5 канал [«В Грозном празднуют День города и не празднуют день рождения Рамзана Кадырова»

- http://www.5-tv.ru/news/46114/].

Информационный блок закроем коротким комментарием непростого для жанровой атрибуции текста, опубликованного в «Российской газете» [«Звездопад в Грозном. День города стал презентацией будущего Северного Кавказа» - http://www.rg.ru/2011/10/07/groznii.html]. Уже в лиде можно обнаружить некоторые подсказки, но развернутое описание положения дел («Полуразрушенные дома, груды мусора, блокпосты по всему городу, люди с автоматами на каждом углу. Ежедневные теракты, перестрелки и постоянное чувство опасности буквально висящее в воздухе, настороженные взгляды жителей и испуганные лица детей. Казалось, что эхо войны останется здесь навсегда. Поэтому Грозный в начале двухтысячных предлагали даже отстроить в новом месте и переименовать. Это идею отверг тогда Ахмат Кадыров. Рамзан, пришедший на смену отцу, взялся решить задачу почти невозможную – восстановить столицу Чечни») и переключение временного регистра («Когда в 2007-м…», «Однако прошло меньше четырех лет…») смазывают жанровую картину, становящуюся очевидной только во второй части. Да, это опять отчет.

Переходим к аналитике.

Сначала остановим свое внимание на первом комментарии, посвященном празднику 2011 года, - «Тихий» день рождения Рамзана Кадырова [http://www.inosmi.ru/social/20111006/175642539.html]

(новостная стилистика сменилась первой попыткой посмотреть на случившееся как объект осмысления).

И наконец, блестящая, ироничная колонка Олега Кашина в «Коммерсанте» «Чему Рамзан Кадыров «научил» Владимира Путина»

[http://www.kommersant.ru/doc/1788509].

В тематическую, но не хронологическую подборку попало и злое, даже желчное обозрение «"Власть" о праздниках Кадырова: баня с позолотой, концерты за миллионы и Porsche Cayenne для девушки-

продюсера» [http://www.newsru.com/russia/12sep2011/kadyrov.html].

Закончить анализ «городской» темы можно на высокой и чистой ноте, показав все, на что способен истинный очерк «Давай с тобой потанцуем, город-герой!» З. Итсмиалорд

[http://www.proza.ru/2011/02/04/1533], одна из рецензий на который начинается словами: «Пронзительный монолог, Зура! Написан классически, зримо, точно, выстраданно» – лучше не скажешь…

Мониторинг текстовой реализации темы

Информационный повод – это намного больше, чем новость о чемто. Это импульс для самых неожиданных рефлексий на тему, заданную новостной повесткой дня. Метод мониторинга интернет-публикаций помогает проверить, хорошо ли усвоены знания, сформированные при комплексном (дожанровом) стилистическом анализе текста (здесь мы опираемся на методику, предложенную Г. Я. Солгаником – см.: Солганик Г. Я. Стилистика текста. М., 1997).

Часто мониторинг позволяет сделать удивительные открытия. Например, еще одна дорогая нам тема «Путин и стерхи» – в поисках набредешь и на научно-популярные статьи на информационнопознавательном сайте «Новая единая территория» [http://7я.net/obschiirazdel/sterh.html] или «Птицы России» [http://pticyrus.info/belyj-zhuravl-ili- sterx.html], и на корреспонденцию Андрея Колесникова в «Коммерсанте»

[http://www.kommersant.ru/doc/2016541], и на фельетон в блоге М.

Задорнова (мы рассматриваем блог не как форму, а как носитель, место размещения текста) – поистине «адреналиновый президент!»

[http://mzadornov.livejournal.com/73766.html].

Иногда импульсом к поиску в рамках описываемой методики однотемья становится интересная публикация (например, о кошках) – и делаешь выборку, опираясь на этот концепт (времени опять же тратится много, но результат оправдывает все усилия).

Завершая, опять повторим: работа по собиранию текстов требует много времени и сил, но и одаривает при этом истинными драгоценностями.

Чего, например, стоит текстовый диалог корреспонденции из газеты «Известия» «Почему в Грозном любят Кадырова», посвященной празднованию 60-летия первого президента ЧР Ахмад-Хаджи

[http://www.izvestia.ru/news/498057#comments], и язвительной рецензии на известинскую публикацию на Lenta.ru (автор – Ирина Якутенко). Сам факт медиакритики в среде печатных СМИ редок – и уже потому интересен. Но этот интересен втройне. В тексте с символическим названием «Чистый восторг» и объемом семь тысяч знаков (3 страницы, 21 абзац, 106 строк, 1015 слов) объект рецензии 12 раз назван статьей, 8 раз заметкой и 5 раз репортажем! Причем не только автором-рецензентом, но и генеральным директором издательского дома «Коммерсантъ» Демьяном Кудрявцевым или главным редактором «Новой газеты» Дмитрием Муратовым.

Да, чистый восторг!