Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методичка Общее обезболевание.doc
Скачиваний:
358
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
3.91 Mб
Скачать
  1. Обеспечение во вдыхаемой смеси соответствующей концентрации наркотика;

  2. достаточное количество в ней кислорода;

  3. адекватное выведение углекислоты из легких.

Наркотическая смесь может поступать через маску (лицевую или ларингеальную), воздуховод или эндотрахеальную трубку.

Различают четыре вида подачи:

  1. по открытому контуру, когда воздух поступает при вдохе из атмосферы и возвращается в нее;

  2. полуоткрытому контуру, когда наркотик поступает из баллона в смеси с кислородом, и наркотическая смесь выдыхается в атмосферу полностью;

  3. полузакрытому контуру, когда часть выдыхаемого воздуха выделяется в атмосферу, а другая его часть, пройдя через поглотитель углекислоты, возвращается к больному;

  4. закрытому контуру, когда система рециркуляции газов в аппарате полностью изолирована от атмосферы.

Масочный наркоз

Этот вид наркоза ранее был связан в основном с применением эфира и хлороформа. Для их введения вначале применялись маски простой конструкции. Эфир или хлороформ капельным путем наносили на маску и при вдыхании происходила наркотизация больного по открытому контуру. Регулировать концентрацию анестетика при таком способе подачи было очень трудно. С появлением современных аппаратов для масочного наркоза и большого выбора наркотических веществ появилась возможность дозированного введения общего анестетика и осуществления искусственной вентиляции легких, поэтому в настоящее время он нашел широкое применение в анестезиологической практике.

С конца 80-х гг. широкое распространение на Западе получила ларингеально-масочная анестезия, которая применяется в 40–50 % случаев взамен традиционной эндотрахеальной. Ларингеальная маска представляет собой специальный воздуховод, который устанавливается после введения в анестезию в ротоглотку. Герметизм достигается раздуванием специальной манжетки.

Ларингеально-масочная анестезия получила широкое распространение благодаря простоте и надежности обеспечения проходимости дыхательных путей. Использование управляемых общих анестетиков (пропофола, севофлюрана) позволяет ускорить процесс пробуждения, восстановление защитных рефлексов после извлечения маски. Преимуществом данного вида анестезии является возможность избежать осложнений, связанных с интубацией трахеи, недостатком — более высокий риск аспирационных осложнений, чем при использовании интубации трахеи.

Эндотрахеальный наркоз

При эндотрахеальном наркозе анестезирующие вещества вводятся в организм путем ингаляции через интубационную трубку. Основными преимуществами эндотрахеального наркоза являются:

  • исключение такого грозного осложнения во время операции, как аспирация крови и слюны в дыхательные пути больного;

  • устранение опасностей, связанных с расстройством и остановкой дыхания;

  • обеспечение нормального газообмена и вентиляции легких;

  • управление важнейшими функциями организма с помощью миорелаксантов, ганглиолитиков, нейролептиков ганглионарного блока без гипотонии.

Эндотрахеальный наркоз у больных с патологией челюстно-лицевой области показан при всех наиболее травматичных, длительных и сложных операциях.

Известно, что при таких операциях, как резекция челюстей, радикальная уранопластика, хейлопластика, существует угроза аспирации крови и рвотных масс в дыхательные пути пациента. Особенно велика эта опасность у больных с травмой челюстно-лицевой области, находящихся в бессознательном состоянии. Одним из наиболее частых способов устранения такого грозного осложнения является интубация трахеи и введение через нее непосредственно в легкие наркотических веществ. При интубации трахеи врач-анестезиолог изолирует дыхательные пути больного от полости рта, что обеспечивает свободное дыхание при оперативных вмешательствах в челюстно-лицевой области. Однако выполнение интубации при патологических процессах в челюстно-лицевой области представляет иногда значительные трудности: короткая мускулистая шея, микрогения, веерообразно расположенные верхние зубы, прогнатия верхней челюсти, неподвижность нижней челюсти в результате контрактуры жевательных мышц или анкилоза височно-нижнечелюстного сустава, прогнатия нижней челюсти при короткой шее, длинное «готическое» нёбо, сочетающееся с длинным узким ртом. Имеется так же ряд дополнительных причин, затрудняющих интубацию: спондилоартроз, рубцовые деформации лица и шеи. Данные обстоятельства затрудняют интубацию трахеи и могут приводить к развитию гипоксии и даже асфиксии. Выполнение интубации в условиях сложной патологии челюстно-лицевой области может привести к травме органов полости рта и глотки, вызывая кровотечение, а при попадании крови в дыхательные пути — к аспирации. Расстройства дыхания возникают и во время оперативных вмешательств под эндотрахеальным наркозом. Они обусловливаются многими причинами: объемом операции, вынужденным положением на операционном столе больного, глубиной наркоза.

К особенностям эндотрахеального наркоза относится и выбор метода интубации трахеи. Если при операциях в общей хирургии интубация производится через рот под контролем прямой ларингоскопии, то при операциях в челюстно-лицевой хирургии такой метод применяется у тех больных, которые хорошо открывают рот и не имеют патологических процессов в полости рта и глотке, и если интубационная трубка не мешает работе хирурга в данной области. В остальных же случаях применяют другие методы интубации трахеи (назотрахеальный, с применением фиброволоконной оптики, через трахеостому).