
kuznetsov_i_n_avt_sost_ritorika
.pdfют функционирование произвольной эмоциональной регуляции речевого поведения, что проявляется в ряде показателей. В речи увеличивается количество пауз обдумывания, в том числе за полненных, незаполненных и поисковых.
Всложных ситуациях по разному проявляется связь меж ду эмоциональными явлениями и управлением собственной речемыслительной деятельностью. Можно утверждать, что форма произвольной эмоциональной регуляции играет реша ющую роль в условиях, заведомо не допускающих внешнере чевой выраженности неуверенности самого говорящего, его самокоррекции, повторов, тем более ошибок. К таким ситуа циям относятся работа дикторов радио и телевидения, свя зистов, диспетчерская служба, педагогическая, лекторская деятельность, где особенно большое значение имеют знание исходного текста и использование жестко регламентирован ного кода языковых обозначений. В этих случаях некогда об думывать допустимые варианты употребляемых эмоциональ ных интонаций, а тем более слов и фраз.
Вречевой деятельности эмоции проявляются по разно му. Одним свойственна преувеличенная громкость и навязчи вая расположенность, другим — холодность и подчеркнутая учтивость.
Эмоциональность речи фиксируется:
— в соотношении используемых речевых средств (инто национных, словарных, структурных) и общего объема тек стов, их композиционного построения, образности и ме тафоричности;
— она проявляется в содержательной стороне текстов, определяя их эмоциональную модальность, а также типичные для индивида модальности целостного речевого поведения.
Интересны наблюдения за студентом, излагающим мате риал в обычных условиях семинара, а также в ходе экзамена. В студенческой аудитории говорящий свободно излагает матери ал, пользуясь всем лексическим запасом, раскрашивая речь тропами и фигурами, — речь “льется” свободно и непринуж денно. В ходе экзамена студент чувствует себя менее комфор
431
тно, снижается количество употребляемых слов, отмечается увеличение числа коротких слов и глаголов по сравнению с чис лом прилагательных и наречий, увеличивается количество слов, обозначающих неуверенность: “по'видимому”, “может быть”, “вероятно”. Возникают повторы отдельного слова или нескольких стоящих рядом. Растет число слов, выражающих оценку объектов, событий (так называемая семантическая бе зысключительность с использованием слов: “никакой”, “все' гда”, “совсем”, выступающая характерным признаком эмоцио нально окрашенной речи).
Удлиняются паузы обдумывания, допускаются самопе ребивы с целью исправить уже сказанное, что портит общее впечатление об ответе. В аналогичной ситуации оказывается и руководитель, инструктирующий подчиненных в при сутствии своего начальника. Доминация контроля, как прави ло, отрицательно сказывается на качестве речи.
Всостоянии повышенной отрицательной эмоциональнос ти в речи снижается количество выдвигаемых тезисов и суж дений, уменьшается объем активного лексикона. Мысли на чинают “топтаться” вокруг одних и тех же слов, слова обыг рываются разными прилагательными и определениями. Повышается количество аргументов на один и тот же тезис.
Вречи растет количество оценочных суждений, вплоть до ос корблений, в слова вкладывается больший объем пред ставлений. Слова не успевают за мыслями, увеличивается количество жестов, указывающих на объем и направление. Тезис и суждение объединяются, причина не выделяется, а следствие выдается за результат. В такой классической “эмо циогенной ситуации” оратор подменяет свое речевое сооб щение (типа критического резюме) фрагментами чужого тек ста, цитированием, штампами.
Впротивоположность жесткой регламентации кода язы ковых обозначений, в условиях интервью, научной дискус сии, телерепортажа, где нет строгих ограничений, где от сутствует строгий отбор лексических или синтаксических средств, более четко обнаруживает себя непроизвольная фор
432
ма эмоциональной регуляции. В речи появляются метафоры, интересные ассоциативные сравнения, опускаются слова заме стители. Такая эмоциональная окрашенность текстов оказыва ет сильное влияние на создание благоприятного психологичес кого климата, на достижение целевой установки.
Учет эмоциональных особенностей речи имеет большое значение для решения задач вербального общения человека. В речи, выступающей основным регулятором общения, воз действия и коррекции выполнения практической деятельнос ти, отчетливо выявляется весь культурный облик личности и ее эмоциональные отношения к действительности.
Эмоциональность речи достигается динамичностью высказывания. Эта динамичность закономерна для устной речи, где в наибольшей степени проявляется эмоциональность говорящего. Динамичность речи зависит от употребления в речи глаголов. Замечено, что в речи мужчин глаголы встре чаются гораздо реже по сравнению с их употреблением жен щинами. Именно эта особенность сказывается в устной рече вой деятельности мужчин. Наблюдения подтверждают боль шую частотность употребления ими имен существительных, специальных терминов, местоимений, частиц и заполните лей пауз. В речи господствуют частицы “вот”, “ну”, за полнители пауз “значит”, “понимаешь”.
Задачу динамичного развертывания текста помогают осу ществить глаголы, выражающие эмоциональное состояние и образующие многообразные синтаксические конструкции. Су ществует прямая зависимость синтаксических свойств глаго ла от его семантических характеристик. Выделяются: глаго лы “увлечения”, глаголы “удивления”, глаголы “любви и не нависти”, глаголы “преклонения и самоуничижения”, глаголы “боязни”, глаголы “беспокойства”, глаголы “заботы, волнений и печали”. Эти глаголы как нельзя лучше передают эмоцио нальные состояния людей в различных психологических си туациях. Значение эмоционального состояния в русском языке передается с помощью более чем ста глаголов. В результате анализа писем, характеристик, рапортов, листов исследова
433
ний удалось выделить до двадцати наиболее употребляемых глаголов эмоционального состояния.
Выбирая слова для высказывания, говорящий наибольшие трудности испытывает при необходимости выбора одного из двух глаголов, относящихся по признаку “переходность — не переходность”.
Предложения с такими глаголами образуют синоними' ческий ряд предложений, состоящий из четырех членов:
1)“Ситуация беспокоила меня своей неизвестностью”.
2)“Неизвестность ситуации беспокоила меня”.
3)“Я был обеспокоен неизвестностью ситуации”.
4)“Я беспокоился неизвестностью ситуации”.
Эти выражения обусловлены свойствами человеческой психики. Она устроена так, что люди склонны искать источ ник своих эмоций не столько в объективной ситуации, сколь ко в других людях.
Наряду с логикой, определяющей законы правильного развития мысли, в языке отражается житейская логика, устанавливающая стереотип человеческого поведения. Та кая двойственность природы психических состояний, их ориентация то на события, то на лицо — причину этих собы тий, определенным образом отражается и на грамматике чувств.
Семантическая двойственность глагола оборачивается его синтаксической двойственностью, что проявляется в возмож ности совмещения в одной конструкции имени лица и назва ния события.
Конструкция первого типа: “Ситуация беспокоила меня своей неизвестностью” стилистически нейтральна и не пред ставляет трудностей. Более сложными оказываются предло жения второго типа, с подлежащим — событийным именем со значением причины: “Неизвестность ситуации беспокои' ла меня”.
Большую группу глаголов в русском языке составляют глаголы со значением количественных и качественных изме нений, например: “увеличивать(ся)”, “уменьшать(ся)”,
434
“повышать(ся)”, “снижать(ся)”, “улучшать(ся)”, “ухуд' шать(ся)”, “возвращать(ся)”, “возрастать”, “падать”.
Такие глаголы широко распространены в официально де ловой, научной речи и в публицистике. Они обслуживают сфе ру профессионального общения специалистов разных областей как естественного, так и гуманитарного профилей. Они часто употребляются в различных докладах, отчетах, донесениях, инструкциях, приказах и т. д.
В устной речи часто приходится пользоваться предложе ниями, передающими причинно следственные отношения. Зна чительное число составляют предложения с подлежащим, вы раженным одушевленным существительным со значением лица:
“Деятельность Иванова в должности руководителя отдела значительно повысила эффективность работы фирмы”.
Отмечена такая закономерность, как функционирова ние пассивных конструкций преимущественно в официаль но деловой речи, в языке научной прозы. Пассивная форма по стилю носит больше книжный характер, чем нейтраль ный: “Автор статьи привел новые интересные данные”, “Автором статьи приведены новые интересные данные”.
Пассивная структура передает процесс действия, а актив ная — результат, но пассивная подчеркивает значение ре зультата действия.
Пассивные предложения чаще всего используются для передачи значений, связанных с описанием разного рода ста тичных объектов. По форме они совпадают с традиционными пассивными конструкциями, но за формой скрываются суще ственные семантические различия: “Прибор обслуживается специалистом Ивановым”; “Прибор обслужен специалистом Ивановым”; “Специалист Иванов обслуживает прибор”.
Пассивные конструкции стилистически нейтральны, а потому универсальны и могут быть использованы в любой коммуникативной сфере. Наиболее ограничен статичный пас сив в текстах описаниях, которые наиболее применимы для развития умения характеризовать предмет с точки зрения его признака.
435
Конструирование и интонирование речи представляют со бой сознательную регуляцию речевой деятельности, что в со ответствии с эмоциональными особенностями психологического облика говорящего проявляется в избирательности регулиро вания вербального общения. Выделяют два уровня регулирова' ния: осознанно'произвольный и неосознаваемый.
Осознанно'произвольный уровень обнаруживает себя в особенностях целенаправленного отбора совокупности языко вых средств, придающих тексту определенную эмоциональ ную окраску, меру экспрессивности и коммуникативности.
Эмоциональность регулируется в зависимости от целей и задач устного высказывания. Такое регулирование эмоций осуществляется в заранее спланированном выступлении или речи. Степень эмоциональности задается в зависимости от стилистических особенностей речи. Так, в научной и офици ально деловой речи количество эмоционально выразительных средств будет ограничено рамками этих стилей. В речевом поведении студента подтверждение этому мы может найти во время чтения какого либо учебного занятия. В этом случае эмоциональные средства необходимы для того, чтобы сфор мировать наглядный образ изучаемого предмета. В инструк ции или приказе таких эмоционально стилистических средств меньше или они совсем отсутствуют.
Впублицистической (наставление, утешение) или худо жественной (здравица, поздравление) речах количество этих средств будет больше, так как возрастает степень зависимос ти конечного результата от эмоциональной окраски содержа ния текста. Наибольшее количество эмоционально экспрессив ных средств встречается в разговорной речи. Стилистические рамки здесь отсутствуют, а следовательно, появляется боль ше возможностей для психологической выразительности.
Вразговорной речи проявляется неосознаваемый уровень эмоционального регулирования. Неосознанность эмоций реа лизуется в неотрефлексированном речевом выражении при страстного, обусловленного личностными особенностями от ношения человека к значимым для него ситуациям.
436
Наличие неосознанного уровня предполагает необходи мость пристального внимания к своим эмоциям; стоит прида вать им оттенок коммуникативности, отмечать их влияние на аудиторию и восприятие эмоционально окрашенной речи слушателями. Функционально эмоциональное регулирование речи представлено единством его процессуального и резуль тативного аспектов.
Эмоциональная регуляция речи определяется реагирова нием на какой либо из четырех основных “агрессоров” в коммуникативных ситуациях — группу, деятельность, лиде ра и отношение оценивания, возникающее в переживании эмоциональных состояний. Через них соотносятся эмоции и социальные роли говорящих. Поэтому говорящий чувствует себя дискомфортно, ощущая отрицательно воздействующие эмоции присутствия проверяющего.
Знание зависимости речепорождения от эмоционального состояния позволяет осознанно управлять своим состоянием, избегать в речи сорных слов, повторов, заполнять паузы об думывания словами заместителями. Для этого разработаны специальные методы релаксации, самовнушения и массажа. Знание этой зависимости помогает специалисту повысить свою речевую культуру.
Эмоциональная окрашенность текста, в которой объективируется результативный аспект эмоциональной ре гуляции, связана с типом составляемого речевого высказы вания. В текстах опровержениях степень эмоциональной ок рашенности выше и ее характер сложнее, чем в текстах доказательствах и текстах, резюмирующих содержание предъявленного вербального материала, что представляет интерес для организации разных условий вербального об щения.
При высокой эффективности речевого воздействия нет необходимости в большой степени эмоционального окрашива ния речевых высказываний. Люди с высокой эффективностью речевого воздействия не часто фиксируют отрицательные эмоциогенные коммуникативные ситуации, а отмечая их,
437
активно ищут “выход”, решая коммуникативную задачу семан тическим путем. Коммуниканты с низкой эффективностью ре чевого воздействия испытывают затруднения в этих ситуаци ях, начинают волноваться, что отражается на их эмоциональ ном состоянии.
Эта закономерность подтверждается анализом лексичес кого состава ответов студентов в ходе практических занятий, а также на экзаменах и зачетах. Активные, темпераментные, эмоционально возбудимые люди на экзаменах употребляют в ответе больше слов. Их эмоции воздействуют положительно на речевую деятельность. И наоборот, студенты с низкой психо логической устойчивостью теряются в выборе лексического варианта, пытаются объяснить свой ответ жестами, намеками. Их речь становится неорганизованной, с самоперебивами. Уве личивается количество междометий, наречий, слов замести телей: “понимаете”, “знаете”, “ну, как это”, в то время как на практических занятиях ответ этого же студента на этот же вопрос был внятным и содержательным.
Эмоциональная регуляция речи зависит от преимущественно го преобладания каких либо основных эмоций: “радость”, “страх”, “гнев”. Эмоциональная регуляция обычно более высокая при смене тревожной или радостной модальности содержания ис ходного текста на другие, чем при преобразовании модально сти гнева в другие модальности. Радость и тревога вызывают чувственные представления, в этом случае “всплывают” из запасников длительной памяти лексические единицы, позво ляющие передать самые тонкие чувства говорящего.
Накануне ответственного события над говорящим домини рует состояние тревожности, которое проявляется в эмоцио нальной речи. Речи перед операцией по задержанию преступника отличаются краткостью, но объемной содержательностью. Ру ководитель не имеет времени на пространную речь, когда при сутствие опасности “воспламеняет сердца”.
При эмоциональной напряженности скорость протекания психических процессов увеличивается, а значит, и механизм порождения и формирования высказывания убыстряется,
438
возможно, даже каким то образом экономно свертываются все побочные варианты. Интегрирование психических и интуитив ных процессов порождает своеобразный экономный путь, по рой единственно правильный.
Вусловиях дефицита времени, под воздействием психофизиологических процессов в коре головного мозга, ко личество адреналина, впрыскиваемого в кровь, увеличивает ся, что приводит к учащенному сердцебиению, а значит, к увеличению скорости кровообращения. Клетки мозга “омыва ются” сильнее, что влечет за собой увеличение скорости про текания психических процессов, следовательно, речемысли тельная деятельность активизируется.
Всостоянии радости, к примеру, за успехи подчиненно го руководитель подмечает именно те качества, от которых зависело достижение тех или иных высоких результатов. Эти индивидуализированные слова доходят до самого сердца ра ботника и вдохновляют его на новые успехи. Они отличаются побудительной силой и ориентированностью на положитель ные качества человека.
Доминация эмоций гнева отрицательно сказывается на выборе лексических вариантов, ограничивает количество упот ребляемых слов. Появляются обидные сравнения, оскорби тельные выражения, унизительные метафоры, дисфемизмы (выражения, состоящие в замене естественного в данном кон тексте обозначения какого либо предмета более вульгарным, фамильярным или грубым).
Например: “рот до ушей” — жизнерадостный смех; “пень пнем” — ничего не понимающий человек; “надутый пузырь” — человек, преувеличивающий свои достоинства. Са мую сжатую форму общения в состоянии гнева представляет “красноречие Марса: не рассуждать! Руки по швам”. При этом, гласит предание, нередко случалось и так, что Марс вместо слов ограничивался простым рычанием — писал М. Е. Салты ков Щедрин в “Сатирических записках”. Такое речевое по ведение сказывается на авторитете руководителя и не способствует установлению добрых отношений.
439
Знание и учет в своей повседневной речевой деятельности механизмов эмоционального воздействия на слушателя может значительно повысить эффективность устной речи, оказать су щественную помощь в эмотивном вербальном общении. С дру гой стороны, произвольное регулирование своих эмоций дает возможность оратору исключить из своей речи негативно воз действующие на слушателей эмоции, обеспечить стабиль но ровные отношения с партнерами по общению, особенно в отрицательно воздействующих на психику условиях.
ЭМОЦИИ И МИМИКА
Оратор как объект восприятия представляет собой един' ство разума, чувства и воли. Эти три компонента и составля ют, по сути дела, то, что мы включаем в понятие эстетичес кой выразительности речи. Конечно, главное внимание мы обращаем на содержание, но не вправе забывать и об эмоци онально чувственной сфере, на которую оказывают влияние кинесические средства, способствующие установлению невер бальных контактов в общении. (Кинесика — наука, изучаю щая всю совокупность телодвижений.) Речь — не только про изнесение слов, не только вопросы и поиск ответов, не толь ко обмен репликами, но и текст в лицах.
Для того чтобы выразить движение души, слов иногда не хватает. Сцепление понятий в уме бывает столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение на эту связь словами раз рывает и уничтожает ее. Здесь оратор должен призвать на помощь другой язык — язык движения, дополнить лицом, рукой. Грудной ребенок вообще не может сказать ни слова. Но как прекрасно мы его понимаем! Он “говорит” мимикой лица, движениями тела, изменениями тона в голосе — и добивает ся желаемого.
Немаловажное значение для эмоционального воздействия оратора на аудиторию имеет проблема владения своим ли цом. По лицу можно судить об эмоциональных переживаниях человека. Человеческое лицо асимметрично, в результате
440