Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Подборка статей сайта Improvement.ru_доп / Козловский Сергей Технологии управления будущего личность, свобода, ответственность

.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
23.74 Кб
Скачать

С. Козловский

Технологии управления будущего: личность, свобода, ответственность

Личный путь: как прожить две жизни в одной?

Технологии управления будущего: рост роли личности

Взгляд в будущее

Сергей Козловский

Технологии управления будущего: личность, свобода, ответственность

Дата: 17 мая 2002

Источник: Сергей Козловский, один из «зубров» и «живых легенд» ТМ-сообщества. В настоящее время соучредитель программистской фирмы Нилитис (республика Беларусь, г. Минск) и Quality Assurance (ответственный за качество проектов).

Интервьюер: Ольга Стрелкова.

Личный путь: как прожить две жизни в одной?

Вопрос: Сергей, Вы не могли бы привести случай, когда тайм-менеджмент сыграл в Вашей жизни особую роль?

Ответ: В 1997 году я перепрыгнул несколько карьерных ступенек и стал председателем совета директоров нескольких небольших, но быстро растущих фирм. Нагрузки были невероятные. Человек выдержать такое в норме может только если разделит свои календарные сутки на несколько, т.е. будет спать несколько раз в течение суток, небольшими «порциями».

Те, кто читал мою статью «Борьба с внутренними обстоятельствами за высокую работоспособность» может быть обратили внимание на эту рекомендацию, полученную из опыта жизни младенцев. Именно такой распределенный по суткам сон помогает младенцам справиться с колоссальным объемом новой информации, который они получают из окружающего мира. Этот способ применяли многие - например, французский президент Жискар Де Стенд и полководец А.В.Суворов.

Сказано — сделано. Я научился спать на работе, положив голову на стол. Никакого кабинета у меня тогда не было. В этой комнате работало еще от 3 до 14 человек. Но если заткнуть уши бумагой, смоченной в воде, то шум не мешает. 20 минут сна - и можно работать дальше.

И вот, как-то из-за океана звонит мой шеф. И спрашивает: «Спишь в рабочее время?». «Сплю» - отвечаю. И мы оба понимаем, что это не от спокойной жизни. «Не надо — советует. — Найди другой способ релаксации. Кофе, прогулки в обед...»

Кофе, прогулки — нет, это не мое. Не тот эффект. Тогда я снял комнату рядом с работой и начал спать на законном основании. Стоило это недорого.

Так удалось совместить личный ТМ и корпоративный. А особая роль ТМ в том, что нагрузки я выдержал благодаря заимствованию методов передового младенчества.

Вопрос: Вы не могли бы дать краткое резюме по основным вехам своего профессионального пути, отразить основные этапы и их разноплановость?

Ответ: Внешне — все вполне обыкновенно. Математическая школа, которую я выбрал сам. В вузе программистская специальность — автоматизированные системы управления. Распределился туда же, в вуз — и работа над первой большой программной системой: АСУ «Абитуриент».

Дальше аспирантура, участие в прекрасном исследовательском проекте по тематике «искусственный интеллект» под руководством профессора В.В.Мартынова. Внедрение результатов исследований в международном частном бизнесе в еще одном выдающемся проекте «Изобретающая машина» под руководством В.М.Цурикова. Втягивание в менеджерскую работу. Чем сейчас и занимаюсь.

Но ведь главное — глазами не увидишь. Главное — это та внутренняя работа, которую каждый в себе производит сам. Вот это сложнее увидеть, и даже ощутить.

На самом деле жизнь заставила освоить множество специальностей. ТМ связан именно с этой главной, внутренней работой.

Вопрос: Как лично Вы пришли к ТМ? В каком возрасте это случилось? Какие задачи Вы хотели решить?

Ответ: В жизни всегда есть переломные моменты. Чтение книги Даниила Гранина «Эта странная жизнь» — это был один из таких моментов. Фраза Гранина о том, что А. Любищев прожил две жизни — стала ключом к моей душе. Если смог он — почему бы не попробовать и мне? Нельзя быть бессмертным — так почему бы не пожить хотя бы дважды?

За свою жизнь я поставил множество удачных и неудачных экспериментов над собой. В момент прочтения книги пришло решение поставить еще один. Я тогда был еще студентом — 22 года, 1975 год. И, совершенно закономерно, у меня ничего не получилось.

Прорехи в протоколах, чувство никчемности и бессилия от мизерности результатов. Неспособность переломить давление внешних и внутренних обстоятельств. Нервное истощение... Я не смог продолжать. Полный провал.

Вопрос: У сказок должен быть счастливый конец. А каков конец этой сказки?

Ответ: После завершения вуза я смог сам распоряжаться своим временем. И вот тогда я себя нагрузил... И когда нагрузки стали выше моей способности с ними справляться, вопрос встал ребром: или — или. Или я научусь управлять собой и делами. Или... не научусь.

А как управлять собой, если ты себя не знаешь? Когда ты сам для себя — terra incognita? Интересно ведь было, возникла масса вопросов. На что реально уходит жизнь? Чем реально занимаешься? Сколько и каких книг читаешь? Что после этого остается?

Первый же год дал массу неожиданного и трудного. И это же стало одним из первых уроков — реальные результаты получаются на грани полного напряжения сил.

В целом эксперимент растянулся на 10 лет.

Вопрос: Как Вы сказали, в начале ТМ-пути был ориентиром Любищев. Где Вы черпали основные ТМ-сведения?

Ответ: Из книги Гранина. Я попытался выйти на родственников Любищева. У нас в Минске работает его внук, врач. Он мне помог с диагностикой, когда от перегрузок у меня началась сосудистая дистония. Но мне не удалось познакомиться с первоисточниками Любищева. Пришлось разрабатывать свою систему.

ТМ — это одна из тем в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основоположник теории — Генрих Альтшуллер. Мы с ним обсуждали эти вопросы тоже. А ТРИЗ непосредственно учил меня Валерий Михайлович Цуриков, ученик Альтшуллера. Валера и сам имеет большой опыт применения Системы Любищева — так мы тогда называли ТМ. Он дал мне познакомиться со своими протоколами. Но наши системы довольно сильно отличаются.

Вопрос: Расскажите пожалуйста подробнее о Вашем увлечении методологией Альтшуллера. Как Вы пришли к этому, что это дало?

Ответ: Вы знаете — мне посчастливилось в знакомствах с выдающимися людьми. Я очень благодарен судьбе за это. Генрих Альтшуллер, Валерий Цуриков, Борис Злотин, Виктор Мартынов... Моя мама, конечно. Спасибо им всем.

Главный урок вот в чем. Все эти люди были себе интересны. И им были интересны другие люди. Каждый изучал себя и других, старался расширить свои возможности. И поделиться этим. И не бояться учиться у других. Это и есть самый главный урок.

И для этого каждый изобретал, разрабатывал, продвигал свою систему или теорию. И здесь конкретная теория — не самое важное. Важен принцип, вектор. Важна потребность в Пути.

Теория решения изобретательских задач — это замечательная школа организации личности. Одна из лучших в мире. Здесь мне тоже очень повезло. Но есть и другие школы и

Технологии управления будущего: рост роли личности

Вопрос: Ваш путь начался в советскую эпоху. Изменились ли способы управления временем со сменой эпох и видов деятельности?

Ответ: Способы управления временем, делами, людьми меняются непрерывно. Те, кто знаком с книгой Билла Гейтса «Бизнес со скоростью мысли», наверно отметили то, что хотел сказать миру великий менеджер.

А сказать он хотел, что мир изменился очередной раз и способы управления и самоуправления тоже должны измениться — как для людей, так и для корпораций. И поверьте мне, а еще лучше проверьте сами у Гейтса, тайм-менеджмент играет большую роль в этих изменениях.

Основной вектор изменений — рост роли личности. В XX веке воевали армии солдат, главным достоинством которых считалось безусловное послушание. В XXI веке все решают точечные операции спецназа, где каждый участник наделен правом принимать самостоятельные решения.

Там, где бессилен колхоз — там справляется один фермер. Главный фактор, который определяет вложение инвестиций в фирму — доверие к лидеру. А лидеру доверяют, если он эффективен. Лидер эффективен, если эффективен менеджмент. В том числе и тайм-менеджмент.

Вопрос: Что привнесли новые времена? Что дал опыт работы с западниками?

Ответ: Опыт работы с западниками в 1996 году заставил меня пережить культурный шок. Шок возникает из-за смены системы ценностей. А это нелегко — менять ценности.

Но известно, что шоковая терапия — это необходимый этап перестройки, это вывод на грань возможного. И должен сказать, что опыт применения ТМ оказался совсем не лишним. ТМ дает резервы, позволяющие справиться с шоком.

ТМ — это правильный путь ликвидации халтуры, расхлябанности в самом главном. В собственной жизни. Но нужно знать меру. Нельзя все регламентировать. Когда я увидел, как работают японцы — я ужаснулся. Они почти ликвидируют элемент хаоса в работе. А это уменьшает творческую потенцию, которая невозможна без свободы, без того же хаоса.

Вопрос: Насколько, по Вашему мнению как опытного управляющего, актуально пересечение тем персонального и корпоративного ТМ? Нужно ли уделять время развитию ТМ навыков среди подчиненных и как это сделать?

Ответ: Это звучит парадоксально, но эффективно ТМ и сходные методики могут применять только свободные люди. Люди, которые добровольно выбрали свой путь.

ТМ легко перепутать с системой Тейлора или конвейером Форда. И стать надсмотрщиком себе или другим. Тогда ТМ будет неэффективен. При насилии эффективны другие способы. И мы их знаем.

Но эволюция цивилизации идет в сторону самоорганизующихся корпораций и людей. А как идет такая самоорганизация? Есть только один путь — высвобождение резервов. Люди ограничивают себя в одном — например, учитывают и регламентируют свое время. И при этом они становятся более свободными в другом — например, при достижении достойной цели своей жизни.

Вопрос: Нельзя ли пояснить?

Ответ: Допустим, стоит задача — нарисовать гениальный рисунок. Вам и Пабло Пикассо выдали по листу бумаги и по карандашу. И попросили нарисовать. У кого больше свобода? И у кого больше шансов создать что-нибудь достойное? Если Вы — не профессиональный художник?

Так вот, у Вас — больше свободы в проведении случайной линии на бумаге. А Пикассо знает — какие линии не нужно проводить. Но в достижении конечной цели — шансы Пикассо, видимо, выше. Так кто же на самом деле свободнее?

Получается, что свобода — это оптимальные ограничения.

Вопрос: Есть ли существенные отличия между отечественной и западной традицией управления временем и в чем это заключается?

Ответ: Такие отличия есть. Причина — социально-биологическая.

В пещерные времена выживал тот, у кого быстрее реакция, мобильнее нервная система, доминирует правое полушарие. Это, образно говоря — артисты. Они творчески активны. Они склонны и к депрессии, и к эйфории. Им комфортно в хаотической среде. И поэтому они с удовольствием создают сложные беспорядок на письменных столах. И отлично в этом беспорядке ориентируются. «Артисты» необходимы. Потенциально — это творческая, мобильная компонента общества.

«Артистов» в нашей стране абсолютное большинство. Чтобы управлять ими, нужны силовые методы. В пределе нужны тотальные силовые методы. Но есть и другой путь.

Вопрос: И каков он, не тоталитарный путь управления?

Ответ: Костяком, консервативным элементов современной организации, являются не «артисты». Они обеспечивают ее устойчивость, преемственность. Они методичны, аккуратны, точны. Их письменные столы — пустынны. Часто они неторопливы — им нужно подумать, взвесить все перед решением. Они — самоуправляемы. Все ограничения — внутри них самих. Над ними не нужно ставить надзирателя. Они всегда работают качественно и доводят дело до конца.

Этих людей у нас не хватает. Но человек гибок. Потребность в таких людях растет. И их становиться больше. Процесс воспитания таких людей на Западе начался на сотни лет раньше и зашел уже очень далеко. Там их много.

У нас «не артистов» мало. Гранин не зря писал, что он испытывает стресс когда только представляет, как у него начинает «по-немецки» тикать в голове счетчик денег и секунд. Гранин не смог использовать Систему Любищева.

Пусть Вам нужно организовать и поддерживать фирму в России. Отличие наших условий в том, что нужно проводить большую работу по отбору и воспитанию людей. На западе издержки на эту работу много меньше.

Поэтому наши менеджеры должны быть виртуозами. Я ответственно заявляю — класс работы наших менеджеров-производственников выше, чем на Западе.

А вот что касается маркетинга — западные менеджеры пока лучше. Они просто лучше «вписаны» в свое общество.

Управление людьми и временем — это и есть менеджмент. В том числе и тайм-менеджмент.

Взгляд в будущее

Вопрос: Как Вам представляется развитие идей ТМ в современное время на постсоветском пространстве?

Ответ: Если коротко — так, как это развитие ведет Глеб Архангельский. Он становится тем, кем стал Гексли для Теории эволюции Дарвина. А именно — крестным отцом ТМ.

Если подробнее: ТМ становится профессиональным инструментом преобразования организаций и людей. И преобразование это идет в определенном направлении.

В монгольском войске казнили всю десятку за отступление одного.

В современной корпорации каждый выбирает свой путь достижения общей цели. И если кто-то отступает от начального плана — он взвесил издержки во имя пользы всех. И без необходимости не будет дергать окружающих. Он берет на себя риск.

Это — свобода и ответственность. Это и есть путь развития — поиск, обучение, воспитание людей, способных к свободе и ответственности.

Вопрос: Секретари расписывают время по минутам для своих начальников. Насколько для начальников актуальна ТМ-тема?

Ответ: Если начальника устраивает подневольная роль каторжника, прикованного к галере, если он хочет сделать каторжниками своих коллег — ТМ для него неактуальна.

Если он строит Фирму, Корпорацию с большой буквы. Если он хочет стать Пикассо в своем деле — ему лучше бы знать типовые приемы и не совершать типичные ошибки. И не давать совершать их подчиненным.

Если подчиненный умирают от усталости, а сроки нарушаются — начальник виноват больше. Если при этом от усталости умирает начальник — возникают сомнения в его профессионализме.

Вопрос: Есть ли у Вас опыт личного обучения ТМ технологии подчиненных, исследования их времени?

Ответ: Я раскажу один случай. Мой шеф требовал от меня, чтобы все приходили на работу в 9:00, независимо от вида работы. И это на программистской фирме. Программисты меня поймут.

Почитайте книгу Дэниэл Ичбиа, Сьюзен Kнеппер. «Билл Гейтс. Сотворение Майрософт». Я думаю любого впечатлит описание того, как работали программисты в Майкрософт, когда фирма была в детском возрасте. Те, кто приходил утром, перешагивали через тела спящих программистов, засидевшихся вечером.

Так вот о приходе к 9:00. Прежде чем выполнить это требование я спроектировал и внедрил систему учета приходов-уходов сотрудников. Было большое сопротивление — люди опасались, что это повод «закрутить гайки» при отсутствии профсоюзов.

Статистика выявила — люди с гибким графиком работали существенно больше, чем с жестким. И вопрос с обязательным приходом к 9:00 отпал. Сейчас менеджеры групп сами решают — кому, сколько и когда работать в их группах.

Мы оставили эту систему учета такой, как она была. Сам факт такой системы дисциплинирует. И 2 или 3 раза за 7 лет эта информация использовалась для принятия решений применительно к конкретным людям.

Это пример использования ТМ в корпоративной практике.

Вопрос: В каких вопросах, на Ваш взгляд, ТМ-тема наиболее актуальна для современного менеджера?

Ответ: Что действительно должно выдерживаться в современной экономике — так это производственные сроки. Или, на профессиональном жаргоне — deadlines. Менеджер, который не выдержал сроки, вызывает сомнения в своей квалификации. Пара таких случаев — и с ним никто не захочет работать. Вывод однозначен.

А как установить контрольный срок, если нет информации о трудоемкости? Так тянется цепочка до конкретного исполнителя. Недавно пришлось уйти человеку, который занимал должность системного администратора — он не мог назвать и выдержать достоверные сроки выполнения своих личных работ. Во всем остальном он был вполне квалифицирован.

Пока его менеджер планировал за него сроки — все шло прекрасно. Но когда он пытался это делать сам — его преследовали неудачи. Менеджер звереет, если узнает за 5 минут до deadline, что работа не будет сделана.

Самое большое достижение этого человека — он смог осознать свою проблему. Но решить ее до увольнения не успел. Такие проблемы лучше осознавать и решать заранее.

Вопрос: Как Вы относитесь к сайту «Организация времени»?

Ответ: И к сайту, и к людям — с нежностью. Я говорю серьезно. Когда я начинал заниматься ТМ, то всего было очень мало. И главное — было очень мало единомышленников и общения с ними. Это прекрасно, что времена изменились и люди находят друг друга. И ни у кого не нужно спрашивать разрешения на то, чтобы объединиться по интересам, а потом заявить о себе на весь мир.

Любищев 52 года поддерживал свою систему в одиночку. Даниил Гранин донес его опыт до всех, но применяли ТМ все равно одиночки. Только сейчас появилась обратная связь, доступная всем. Это просто чудо. Появилась возможность выйти на новый уровень, развернуть спираль развития, ввести ТМ в культуру менеджмента.

Это только кажется, что процесс интеграции ТМ в культуру идет медленно. Скорость таких социальных процессов не может превышать некоторое значение. На самом деле интеграция ТМ в корпоративную и производственную культуру идет достаточно быстро. И тот, кто раньше поймет это, получит преимущество на рынке. А может и вторую жизнь — как побочный результат.

Вопрос: Ваши пожелания?

Ответ: Свободы, успехов и эффективности. И человеческого счастья. Всем. И пусть никто не уйдет обиженный.

Соседние файлы в папке Подборка статей сайта Improvement.ru_доп