Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зарубежка / Lektsii_dlya_1_kursa.docx
Скачиваний:
128
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
82.01 Кб
Скачать

Лекция 10 Американская литература 19-20 веков.

  1. Поздний романтизм: творчество Эмили Дикинсон.

  2. Творчество Джона Стейнбека.

  3. Творчество Теннесси Уильямса.

  4. Творчество Джерома Дэвида Сэлиджера.

§ 1

В Амхерсте, неподалеку от Бостона, почти безвыездно жила Эмили Дикинсон (1830—1886), создавая стихотворения, принадлежавшие к числу шедевров романтической лирики. Но лишь восемь из них появились в печати при ее жизни. Первый сборник был издан в 1890 г. и не привлек особого внимания. Внешне это будничная, однообразная жизнь, в которой почти нет событий. Дочь адвоката, служившего казначеем амхерстского колледжа, Дикинсон посвятила себя заботам о доме, и немногочисленные гости этого дома долгое время не догадывались, что она пишет стихи. Замкнутость отличала ее с юности, и внутреннее одиночество оказалось уделом Эмили Дикинсон на всю жизнь.

Но почти не менялся ни круг поэтических тем Дикинсон, ни характер проблем, которые ее волновали. Дикинсон была воспитана в пуританском духе, и библейская образность занимает исключительное место в ее поэзии, за нею неизменно ощущается непосредственность и глубина собственного опыта, естественно выражающего себя на языке Писания, полном для Дикинсон живого смысла. Ее, как правило, короткие стихотворения обычно посвящены природе родных мест или каким-нибудь незаметным будничным происшествиям. Но в этих стихах всегда присутствует второй план — философское размышление о душе, мироздании, красоте, смерти и бессмертии, и каждая мелкая подробность бытового обихода, передаваемая с наивозможной достоверностью и точностью, приобретает особый смысл и вес, участвуя в том бесконечном споре веры и сомнения, который является тематическим центром поэзии Дикинсон.

§ 2

Джон Стейнбек(1902-1968). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1962).

Первые его рассказы напечатаны в университетском журнале «Спектейтор» (1924), а через пять лет появился роман «Золотая чаша» (Сuр of Gold) - романтическое повествование об английском корсаре и авантюристе XVII в. Генри Моргане. Книга «Райские Пастбища» (The Pastures of Heaven, 1932) открыла «страну» Стейнбека, расположенную между Тихоокеанским побережьем и хребтами Сьерра-Невады, между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом. «Райские Пастбища» - это собрание историй об обитателях небольшой благодатной долины, которые открывают в себе духовные пустоши. В романе «Неведомому богу» (То a God Unknown, 1933) Калифорния вставала как физически ощутимый край и как средоточие особых психологических состояний человека. Две первейшие реальности, окружающие героя романа фермера Джозефа Уэйна, - плодородная земля и губительная засуха, от которой он через искупительное самоубийство пытается избавить округу.

Дар Стейнбека-рассказчика полно проявился в сборнике «Долгая долина» (The. Long Valley, 1938), объединяющем повестьо детстве и открытии сложностей мира «Рыжий пони» (The Red Pony),биологический этюд«Змея» (The Snake),лирическую новеллу«Хризантемы» (Chrysanthemums) и др.

Как следствие натуралистических тенденций, у Стейнбека - ущербные, физически и умственно неполноценные персонажи, а то и фигуры с патологическими наклонностями: Туларесито из «Райских Пастбищ», Джонни-Медведь из «Долгой долины», слабоумный гигант Ленни из повести «О мышах и людях» (Of Mice and Men, 1937). Автор первой монографии о Стейнбеке (1939) Гарри Т. Муримел все основания назвать его«поэтом обездоленных»(мотивнедостижимости типичной «американской мечты»).

Стейнбек шел к своей главной книге - «Гроздья гнева» (Grapes of Wrath, 1939, Пулитц. пр.) - через сомнения и раздумья над сущностью человеческой натуры и устройством общественного бытия. Наряду с романом Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» книга стала высшим достижением национальной и мировой литературы того времени. Роман основан на коренной проблеме обезземеливания в США. Человек отделяется от земли, фермер лишается участка, член общества сдает последние рубежи свободного предпринимательства. Главная особенность «Гроздьев» как национального эпоса состоит в том, что огромная социально-историческая проблематика присутствует в романе в неявных и наивных, будто зреющих формах, а строй и стилистика последовательно выдержаны на простом, предметном, если угодно - народном уровне, соответствующем представлениям героев о самих себе. Одиссея Джоудов - не только физическое продвижение на Запад вдогонку за мечтой о работе и доме. Это также путь утраты иллюзий и формирования коллективистского сознания, переход от «я» к «мы».

Стейнбек пишет свой третий большой роман «Зима тревоги нашей» (The Winter of Our Discontent, 1961), в котором отчетливо сказались новые веяния в художественной жизни США. Решительное неприятие алчности, собственничества, цепной реакции подлости, серьезная нравственная проблематика сочетается в романе с остраненной иронией и погружением в иррациональные воды человеческой души. В начале 60-х гг. знаменитый писатель вдруг обнаружил, что не знает собственной переменившейся страны, и отправился в «Путешествие с Чарли в поисках Америки» (Travels with Charley in Search of America, 1962) - эта книга проникнута озабоченностью морально-общественным климатом родины. К ней примыкает эссе «Америка и американцы» (1966).

§ 3

Американский драматург Теннесси Уильямсродился 26 марта 1911 года в городе Коламбусе (штат Миссисипи, США). Мальчика звали Томас Ланир Уильямс. Он учился в Миссурийском университете, который не закончил. У Уильямса был строгий придирчивый отец, упрекавший сына в отсутствии мужественности; властная мать, не в меру гордившаяся видным положением семьи в обществе, и сестра Роуз, страдавшая депрессией. Впоследствии семья драматурга послужила прототипом Уингфилдов в пьесе «Стеклянный зверинец» (1945). Не желая прозябать на производстве, к чему он был приговорен стеснённым материальным положением семьи, Уильямс вел богемную жизнь, кочуя из одного экзотического уголка в другой (Новый Орлеан, Мексика, Ки Уэст, Санта-Моника). Умер Теннесси Уильямс в Нью-Йорке 25 февраля 1983 года.

Приведем мнение Виталия Вульфа, много переводившего Уильямса и являющегося знатоком его творчества: «Драматург ничего не сочинял. Он описывал то, что было им пережито. Все свои мысли, чувства, ощущения Уильямс выражал через женские образы.… Когда-то он сказал о героине «Трамвая «Желание»: «Бланш – это я». Почему его так любят играть актрисы? Потому что ни у одного автора в ХХ веке нет таких блистательных женских ролей. Героини Уильямса – женщины странные, ни на кого не похожие. Они хотят дарить счастье, а дарить некому». Пьесы Уильямса неоднократно привлекали внимание кинематографистов, он дважды выдвигался на соискание премии Оскар как лучший сценарист.

После самой известной пьесы «Трамвай «Желание» (1947) за драматургом упрочилась репутация авангардиста. Яркий лирик по характеру своего дарования, он создает пьесы-воспоминания, пьесы-настроения, пьесы-грезы. Кроме вышеназванных. Наиболее яркими считаются следующие пьесы: «Кошка на раскаленной крыше» (1955), «Орфей спускается в ад» (1957), «Сладкоголосая птица юности» (1959). Характерные для Уильямса темы – красоты, слишком хрупкой, уязвимой и потому обреченной, рокового одиночества, непонимания людей. Неудачники, сломленные жизнью, или романтические идеалисты, не нашедшие себя в ней и отстранившиеся от нее, выступают в пьесах Уильямса носителями ценностей, которые они защитить не в силах. Музыкант Вэл Ксавье («Орфей спускается в ад») рассказывает сказку о птицах, лишенных лапок, они способны жить лишь на небе, а на землю спускаются умирать. Эта притча во многом раскрывает суть образов героев и героинь пьес Уильямса: они хотели бы быть похожими на этих птиц. Им приходится жить на земле, в аду современности, они пытаются сохранить чистоту собственного духа лишь ценой разрыва связей с ближними.

Поэтика традиционного социального реализма и натурализма в пьесах Теннесси Уильямса взаимодействует с лирической, романтической стихией. Основную нагрузку несет не слово, а пластический образ, более непосредственно взывающий к эмоциям и воображению зрителя (цвет, смена мизансцен, быстрое взаимодействие характеров, стремительность развития событий, неожиданность развязки).

§ 4

Джером Дэвид Сэлинджер (1919-2010)родился в семье еврея с русскими корнями, а его мать была шотландско-ирландского происхождения. Отец стремился дать сыну хорошее образование. В1936 годуДжером закончил военное училище в г.Вэлли-Фордж, штатПенсильвания.

Писательская карьера Сэлинджера началась с публикации коротких рассказов в нью-йоркских журналах. Его первый рассказ «Молодые люди» (The Young Folks) был опубликован в журнале «Стори» в1940 году. Первую серьёзную известность Сэлинджеру принёс короткий рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» (1948). Спустя одиннадцать лет после первой публикации Сэлинджер выпустил свой единственный роман «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye,1951), который встретил дружное одобрение критики и до сих пор сохраняет популярность среди старшеклассников и студентов, находящих во взглядах и поведении героя,Холдена Колфилда, близкий отзвук собственным настроениям.

После того как роман «Над пропастью во ржи» завоевал популярность, Сэлинджер начал вести жизнь затворника, отказываясь давать интервью. После 1965 годапрекратил печататься, сочиняя только для себя. Наложил запрет на переиздание ранних сочинений (до рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка») и пресёк несколько попыток издать его письма. В последние годы жизни он практически никак не общался с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке в городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир, и занимаясь разнообразными духовными практиками.

В 1974 г. он дал газете «Нью-Йорк таймс» интервью, в котором дал объяснение своему молчанию: «Не публикуешь — и на душе спокойно. Мир и благодать. А опубликуешь что-нибудь — и прощай покой!» — говорил он корреспонденту этой газеты. Между прочим, это было второе интервью, которое когда-либо давал писатель. А со времени первого, данного им в 1953 г. девочке Шерли Блейни для школьного отдела газеты г. Корниша (штат Нью-Гемпшир). Правда, интервью, взятое девочкой, газета напечатала не в скромном уголке школьного отдела, а на месте передовой статьи, чем Сэлинджер был крайне недоволен. Что касается интервью в «Нью-Йорк тайме», то оно появилось исключительно в связи с тем, что писатель в 1974 г. узнал о попытке опубликовать без разрешения некоторые из его ранних рассказов, не вошедших в сборники. «Я люблю писать, но пишу главным образом для самого себя, для собственного удовольствия. За это, конечно, приходится расплачиваться: меня считают человеком странным, нелюдимым. Но я всего-навсего хочу оградить себя и свой труд от других»,— заключил Сэлинджер беседу с корреспондентом «Нью-Йорк таймс».

Несмотря на столь длительное молчание писателя, критическая «сэлинджериана», давно уже составляющая внушительную область американистики, продолжала и продолжает пополняться все новыми работами. Одни лишь набранные мелким шрифтом списки рецензий, статей, диссертаций и книг, посвященных творчеству Сэлинджера, занимают десятки страниц. Не повлияло затворничество автора и на популярность его произведений. «Люди продолжают покупать и читать книги Сэлинджера,— писал в начале 80-х годов американский критик Дэннис О'Коннор.— Сэлинджер по-своему такой же провидец, как Эмерсон и Уитмен, и такой же законченный мастер, как Элиот и Фолкнер».

Известно, что необычайная популярность — вначале в США, а затем и во всем мире — пришла к Сэлинджеру после выхода в свет в 1951 г. его роман «Над пропастью во ржи». И сразу же вспыхнула дискуссия о творчестве этого художника, не утихшая, впрочем, и поныне. Укажем, например, на происшедший в 80-е годы 20 века коренной пересмотр, казалось бы, совершенно традиционного уже истолкования образа героя повести Холдена Колфилда, предпринятый в советском литературоведении (романтический бунт против порядков американского капиталистического общества, позже он был охарактеризован как истеричный, капризный юный буржуа, мучимый смутной неудовлетворенностью от того, что общество не соглашалось признать его идеи и выдумки гениальными, отказываясь принять его с распростертыми объятиями в свое лоно).

Все последующие произведения Сэлинджера — сборник «Девять рассказов» (1953) и повести о Глассах (1955—1965) —питают дискуссии о творчестве писателя (реалист он или модернист, религиозный мистик, испытывающий сильное влечение к реализму, или декадент), помимо прочего, еще и тем, что изобилуют множеством «темных мест», загадочных эпизодов, символов, намеков и знаков, не поддающихся на первый взгляд логической интерпретации. Герои Сэлинджера внешне ведут вполне обычную, благополучную жизнь, но внутренне обитают в другом измерении. Холден Колфилд – в 16 лет не ребенок, но еще не взрослый, бродит по родному Нью-Йорку, как по пустыне. Открывающаяся перед ним жизнь открывает его ранимость, раздражительность, искренность, неприятие фальши, пошлости или подлости. Этический максимализм делает героя совершенно неприспособленным к действительной жизни. Призвание свое он видит в том, чтобы «стеречь детей над пропастью во ржи», спасти их от падения в убожество взрослости. Дети у Сэлинджера – гораздо более прозорливые, чем их родители, и, если им суждено вырасти, то они всю жизнь посвящают поискам утраченного рая детской чистоты, абсолютной нравственности. Проза Сэлинджера резко выделялась на фоне преобладавшей в 50-е годы 20 века сдержанно-объективистской манеры (в духе Хемингуэя). Она представляет собой нарочито и небрежный стиль, в форме дневника, или «любительского фильмика в прозе» (как говорил сам писатель), отличается подробной фиксацией монологов, излишней детализацией, обилием отступлений, автокомментариев. Общение с читателем приобретает предельно непосредственный, доверительный характер.