Скачиваний:
43
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
158.88 Кб
Скачать

XVI. ХОРОШИЙ УРОК – ИДЕАЛЬНЫЙ УРОК, НА КОТОРОМ НЕПРЕМЕННО ЧТО-ЛИБО СЛУЧАЕТСЯ

Идеальный урок – урок, конструируемый по теоретической модели и методическим правилам. Но, как правило, это скучный урок, в нем не хватает жизненных соков, импровизации, неожиданности ситуаций и возникновения жизненных проблем. Идеальный урок – это, скорее, модель, указывающая в каком направлении строить урок. Это даже не само построение конкретного урока.

Учитель конструирует арматуру урока. Здание урока выстраивают дети. Хороший урок – это наполненный жизненными соками, пронизанный отношениями и богатством этических ситуаций урок. А так как детей много, и все они не похожи друг на друга, то непредсказуемы возникающие ситуации, точно так же, как непредсказуемы разрешения их.

Хороший урок – это достойно протекающая жизнь детей, в ходе которой каждый из них обретает в личностной структуре новообразования высокой культуры. Свободные отношения привносит на урок жизнь.

Если дети устали, и учитель это видит, то он непременно введет минутку отдыха: введет релаксацию, музыкальную паузу, предложит детям несколько секунд движения по классу, попросит спеть один куплет песни…

Если дети рассеянны, никак не могут сосредоточиться, то учитель напрасно будет призывать их к вниманию, лучше предложить им представить себя идущим по лесу и собирающим грибы…

Если посмотреть на лица уставших детей, то можно предложить им тихо выйти (на цыпочках) и умыться холодной водой…

Самоочевидно, с такой трактовкой не согласится учитель, полагающий, что он главная фигура урока: дети – сосуд, куда он складывает знания, и они обязаны их хранить до экзамена.

Драматическое действие совершается вокруг отыскания истины и оценивания ее значения и смысла в жизни человека. Ученик в этой драме и актер, и зритель. Наблюдая разворачивающиеся поведенческие, отношенческие, дея- тельно-творческие картины социального бытия, школьник набирает опыт, дифференцирует отношения и, проживая их, избирательно присваивает. Столкновения, коллизии, случайности, конфликты обязательны в мире детства и отрочества.

Многослойность урока наделяет этот педагогический феномен свойством театральной драмы. Здесь все интересно, все напряженно и динамично, все имеет свою кульминацию и развязку, а также своих героев в их поступках и деяниях.

Пласт отношения к учебной деятельности и своей работе: мотивация познавательного интереса – основа такого отношения.

Пласт социально-общественных нормативов и социально значимых привычек: обретается опыт социального долженствования, публичного поведения,

беспрекословного учета интересов и блага Другого, находящегося рядом и работающего вместе с тобой, формируется опыт коллективного труда.

Пласт человеческих различных взаимных отношений: «умный – глупый», «способный – неспособный», «индивидуалист – коллективист», «грубый – нежный», «трудолюбивый – ленивый» и т.д.

В число этих людских отношений входит отношение ребенка к самому себе. По мере того как осваиваются правила, нормы, традиции, и по мере того как накапливаются знания и умения, вырастает и развивается положительное (скажем, уважительное!) отношение ребенка к себе. Это можно увидеть по пластике и позе, по свободе передвижения и изяществу движений, по уверенности и свободе поведения.

На уроке дети должны быть красивыми, потому что в этот момент их души наполняются богатыми переживаниями и ценностными новообразованиями. И от урока к уроку степень человеческой красоты школьника увеличивается, так что к десятому классу перед нами должны бы представать Принцы: благородные лица, литературная речь, мягкие интонации, достоинство осанки, логика и понимание, вдумчивость и радость познания.

Пласт бытового обустройства и пласт бытового поведения выдают куль- турно-психологический климат школы: там царят дружественные, тонкие, нежные отношения, соответствующее обустройство предметной среды. Особенно показательны в этом плане девочки: юная дама всегда прихорашивается, если хорошая психологическая обстановка в школе.

Пласт познавательной успешности: мобильность интеллектуальной работы, готовность к преодолению умственных затруднений, внимательность к индивидуальным проявлениям интеллекта, скорость решения учебных задач, оснащенность дидактическими умениями.

Пласт речевой культуры: литературный русский язык как средство общения друг с другом, средство выражения мысли, рождения мысли и передачи своей мысли другому мыслящему, интонационная окраска речи, отражающая отношения к объекту мысли и партнеру по общению.

Пласт послушания и свободы как преодоление противоречия между «хочу» и «надо»: сознательная дисциплина, привычное соблюдение режима работы, учет интересов окружающих товарищей, уважительное отношение к педагогу как руководителю занятий.

Пласт индивидуальных психологических особенностей: быстрая сообразительность одних и медлительное овладение материалом других, стройность и красота оформления работы у одних и неаккуратность записи у других, четкость речи одних и неразборчивость речевых звуков других, эмоциональность одних и притушенность эмоций других, доброжелательность одних и настороженность других, замкнутость одних и открытость других.

Пласт гендерных различий: рационалистичность мальчиков и эмоциональность девочек; подвижность девочек и медлительность мальчиков, пристрастие к красивому оформлению у девочек и пренебрежение оформительской стороной деятельности у мальчиков; склонность к технической стороне

научной проблемы у мальчиков и склонность к бытовому взгляду на научную проблему у девочек.

Пласт реальных ценностей жизни и доминирующей на уроке ценности истины: ценности духовные и материальность жизненных благ, противостояние добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразного, справедливости и несправедливости, свободы и подавления, равенства и господства власти.

Для педагога все эти пласты социальных отношений выступают как постоянные объекты внимания.

Вот чем сложна и трудна работа педагога. Об этом не знает чиновник, поэтому не понимает, почему должен высоко оплачиваться труд учителя, дающего один урок. И – вне зависимости от того, сколько душ сидит на уроке, восемнадцать, двадцать три или двадцать пять. Подушевое финансирование хорошо лишь для скотного двора, коровников либо конюшен.

Гениальное изобретение Яном Амосом Коменским (1592–1670) урока как формы организованного педагогами обучения детей на протяжении почти четырехсот лет обрастало новыми гранями, обогащаясь содержательно и методически. И влияние урока на развитие детей насыщалось все большим разнообразием.

Эти множественные стороны учебных занятий вкупе составляют главный критерий оценки проведенного учебного занятия. Наивысшую оценку получает такой учебный процесс, ход которого протекал на уровне культуры и свободного поведения детей, овладевших этой культурой.

Для завуча, решившего посетить урок и посмотреть, как идет работа по овладению знаниями, первым показателем воспитательных достижений явится свободное поведение детей на уроке: не будет напряженной тишины, согнутых плеч, застывших поз, тревожных взглядов в сторону гостязавуча, сложенных на столе «в замке» рук…

Идеальный урок – это урок, на котором разворачиваются события и разрешаются проблемы на уровне современных мировых достижений культуры.

Поэтому завуч, не будучи универсально просвещенным по всем школьным дисциплинам, оставляет порой без внимания специфические отличия предметных методик, но правомерно добивается практической реализации единых педагогических требований. Эти требования диктует культура общества, а педагоги – передатчики культурных норм жизни и помощники в овладении детьми трудных норм культурной современной жизни.

Урок фокусирует в себе общественные традиции, обычаи и ритуалы, он невольно воспроизводит общественную среду, из которой вышли ученики. А учитель на уроке вынужден культивировать эту стихийную среду, добиваясь полного соответствия высокой культуре мировых достижений.

В ракурсе культурологического взгляда на урок его детали и элементы обретают социально-психологическую значимость.

Школьный звонок – не просто звуковой сигнал и констатация протекающего времени. Это есть знак рабочего времени.

Дети, встающие при входе учителя,– символ уважительного отношения к Старшему, Даме, Обществу, от лица которого ведет занятия учитель.

Поднятая рука, сообщающая о желании сказать, ответить, поставить вопрос, – моральное правило общества, предписывающего учет интересов Другого.

А учебная доска как композиционный центр урочного интерьера в своем значении далеко выходит за границы средства обучения: она есть форма развивающейся мысли человека.

И учебное место отдельного ученика – то, которое он порой занимает не один год в классе на уроке, – это автономия мыслящего человека.

Опьяненные идеей свободного человека, мы допускаем идеологический перехлест, отрицая вечные социальные законы человеческого общежития, отвергаем нормы дисциплины, законы морали, логику науки. И попадаем в мир негативных проявлений:

пренебрегая безукоризненными манерами этикета, невольно утверждаем хамское поведение;

высмеивая неукоснительность законов красоты, обряжаемся в вульгарность и пошлость;

презирая образованность, катимся в мир дикости и тупости.

Подобные превращения протекают и на уроке тоже, если учитель в погоне за «ультрасовременностью» позволит себе и детям чуть снизить планку высокой культуры.

Каждодневная жизнь школы складывается вокруг урока, подчиняется уроку, окрашивается сиянием урока. Он как ядро сочного продукта, он как ствол разветвленного дерева, он стержень конструкции воспитательного здания. На урок дети бегут, спешат, несутся вприпрыжку. Вернее, так бывает, но не везде, так бывает, но убывает к старшим классам. А так бы должно быть всегда – на протяжении всех лет обучения в школе.

Если завуч согласен с этим, он мог бы много посодействовать замечательной картине радостной любви школьников к уроку.

Пугает риск механического единообразия уроков. Дети улавливают штампованные занятия сразу и хорошо копируют учителя в своих играх, воспроизводя штамп приветствия, профессиональные речевые клише учителя, его выученные ими наизусть замечания и реакции, и, конечно же, последовательность видов работы, столь же банально традиционное.

Воспроизводимая ими последовательность («Сначала нужно… потом нужно… а затем все учителя… и в конце нужно…») никак не базируется на логике, просто дети каждодневно поэлементно на четырех–шести уроках совершают такие алгоритмизированные действия.

Учителя, выслушав совет поверхностного чиновника («А почему Вы не провели проверку знаний?.. А почему Вы не организовали закрепление материала?.. А у Вас плохо прошел организационный момент…»), исполняют предписания сначала от страха перед непросвещенной властью, а затем – по

привычке и лени (или усталости). И навсегда отучают себя от психологологического анализа структуры учебных занятий.

Парадный урок – уродливый феномен, порожденный тоже страхом перед властью. Его играют как спектакль для развлечения начальников, не понимая, что парадный урок – не только обман и самообман педагогического коллектива, торжествующего успокоительную победу. Он вовлекает детей в проживание лицемерной жизни, неотвратимо наделяя некоторых учеников начальными элементами лицемерия как качества личности. Парадный урок следует изъять из школьной реальности. И перестать успокаивать чиновничью власть по поводу состояния дела воспитания в стране.

Противопоставим ему открытый урок – тот, который предназначен для педагогов. Он необходим для осмысления вопросов профессионализма и корректирования методического оснащения преподавания учебной дисциплины. К этому уроку тоже готовятся, но только психологически. Детей спрашивают, согласны ли они оказать помощь учителям, поработать в их присутствии. Их просят не волноваться и вести себя так, как если бы это был очередной рабочий урок.

Учитель демонстрирует свою методику работы с детьми, а коллеги, воспринимая, оценивают меру эффективности данной методики и степени ее сложности.

Открытый урок важен не самим ходом урока, а тем обсуждением, которое разворачивается после урока. Там, в этом разговоре, проходит школа профессионального совершенствования, потому что не методики решают исход дела педагогического, а педагогическое мышление учителя, ознакомленного с новыми методиками.

Идеальный урок – это сорок пять минут достойной жизни, как мы себе ее представляем. Он выстраивается мысленно учителем по четкой формализованной модели. Хороший урок – это тот же идеальный, только проведенный с учетом жизненных обстоятельств, состояния детей и инцидентов, которые обязательно происходят по ходу течения жизни.

Понятно, что можно предусмотреть осложненные обстоятельства и предвосхитить неприятные инциденты.

Так, например, в начале занятий спросить, все ли успели подготовиться к занятиям, и готовы ли приступить к работе, и нет ли неотложных проблем, затрудняющих успех занятий. В ответ можно услышать:

Есть, – отвечает один из мальчиков, указывая на свою порванную обувь учителю физкультуры…

Есть, – откликнулся другой на другом уроке. – Я забыл сумку в гардеробе. Учитель сказал: «Такое бывает… Человек торопился на урок…»

Но – что видит завуч, приходя на урок?

Соберем в фокус сказанное выше и представим схематически. Вот как будет выглядеть картинка, которую увидит завуч, наблюдающий ход урока.

В О С П И Т А Т Е Л Ь Н А Я СРЕД А УРОКА

Материальное

Духовное

поле урока

поле урока

 

Облик учителя

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧ ЕНИКОВ

Объект изучения –

Ценностное

ЖИЗНЬ

отношение к ИСТИНЕ

Ценностное отношение к предмету изучения

ВНИМАНИЕ КАЖД ОМУ , УВАЖЕНИЕ КАЖДОГО

Дифференциация

Ситуация успеха

учебных заданий

и триумф личности

 

Разрешение

 

инцидента и коллизий

 

самими детьми

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УРОКА

доведение до логического конца социально значимых требований;

положительная программа действий, позитивные требования;

инструкция к легкому и успешному исполнению требования;

доступность социально-педагогического требования «сейчас»;

акцентирование внимания на деталях исполнения требуемого.

Особые полномочия дежурного – свободное передвижение по классу

Восприятие урока профессионалом не допускает однолинейного восприятия. Урок многомерен. Наблюдая учебный процесс, завуч оценивает разом многие грани урока.

Именно многогранность профессионального анализа отличает завуча от преподавателя. Поэтому так важна учителю экспертная оценка завуча

Соседние файлы в папке обучение в процессе ч.3