Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
О. В. Горбачёв / Российская модернизация / 3-Государство (Миронов).docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
84.13 Кб
Скачать

Б. Роль дворянства в государственном управлении

Петр I устранил из государственного управления своих конкурентов Боярскую думу, Освященный собор с патриархом и Земский собор, опи­раясь на дворянство. Добившись удовлетворения своих экономических интересов (получив в собственность поместья и крепостных), дворян­ство потеряло интерес к земским соборам как к общенациональному пред­ставительному собранию, а к Боярской думе и Освященному собору оно не питало симпатий и давно мечтало о захвате церковных земель и крес­тьян. Свои социальные и политические интересы дворянство стремилось удовлетворить посредством получения новых сословных привилегий от верховной власти в обмен на свою лояльность. Дворянство было преоб­разовано на принципах лояльности и службы, как и аристократия, и заня­ло господствующее положение в обществе. Союзом верховной власти и дворянства были созданы предпосылки для превращения народной мо­нархии в дворянскую, которые были реализованы преемниками Петра I.

В первой половине XVIII в. при поддержке верховной власти дворян­ство консолидировалось в сословие, в 1762 г. освободилось от обяза­тельной службы, в 1775-1785 гг. получило законную возможность иметь сословную организацию на губернском уровне и активно участвовать в управлении страной. Дворянство в полной мере воспользовалось этим правом. Вплоть до отмены крепостного права дворянство держало в сво­их руках все отрасли центрального управления, суд (кроме низшей ин­станции), местное коронное управление и полицию, поскольку из дворян­ства формировался костяк администрации и весь офицерский корпус. Только муниципальное городское и низшее сельское самоуправление было лишено дворянского элемента.

Сформировавшись в привилегированное сословие с развитым сослов­ным самосознанием, дворянство до середины XIX в. оставалось реаль­ным и значимым субъектом политического процесса, так как имело фор­мальное право и реальную возможность артикулировать свои взгляды, агрегировать свои интересы в программы, влиять на принятие самодер­жавием решений, определять и осуществлять политический курс через губернские дворянские собрания, посредством реального участия в уп­равлении и суде в качестве чиновников и судей, а также с помощью пат- рон-клиентелистких отношений. Мощные узлы патронажных связей объе­диняли столичное дворянство с провинциальным в своеобразные лоббистские группы, связанные взаимными интересами, с которыми им­ператоры вынуждены были считаться. Дворянство превратилось в де- факто правящее сословие в том смысле, что решало вопрос о престоло­наследии, оказывало сильное и нередко доминирующее влияние на определение и осуществление политического курса внутреннюю и внеш­ней политики, сделалось единственным соучастником государственного управления и одновременно тем приводным ремнем, который связывал верховную власть с обществом.

Решение императоров сделать ставку на дворянство являлось прагма­тическим, особенно для тех из них, которые вступили на престол в ре­зультате дворцового переворота, организованного дворянской гвардией. В их глазах дворянство являлось не только надежной опорой самодержа­вия, но и представителем всего населения для верховной власти, поскольку именно дворянство всегда оставалось сословием, тесно связанным с ос­тальными группами населения, особенно с крестьянством, с жизнью про­винции, с местным и общественным управлением.

Однако императоры ни в XVIII в., ни в XIX в. не стали простым рупо­ром дворянских интересов, тем более что по многим вопросам среди дворян не было согласия. Самодержавие могло лавировать и проявлять достаточную самостоятельность в своей политике, которая чаще всего определялась государственными потребностями и интересами той части дворянства, которая стояла на этатистских позициях. Конечно, дворянс­кие интересы нельзя было игнорировать — забывших об этом, например Петра III и Павла I, настигла расплата. Однако Екатерина II очень искус­но ослабила зависимость верховной власти от дворянства с помощью административной и сословной реформ 1775-1785 гг. Реформа управле­ния явилась компромиссом между самодержавием и дворянством: дво­рянство приобрело значительные полномочия в местном коронном уп­равлении благодаря праву избирать около половины уездных и до трети губернских должностных лиц, а императрица укрепила свою личную власть вследствие ослабления роли коллегий в государственном управ­лении. Реформа позволила также верховной власти отчасти решить боль­ной вопрос, связанный с недостатком чиновников на местах, путем при­влечения дворянства к местному управлению. За увеличение привилегий дворянство платило лояльностью и преданностью Екатерине. С другой стороны, было форсировано формирование городского сословия, кото­рое до некоторой степени могло служить противовесом дворянству. Имея широкую социальную базу, включавшую, кроме дворянства, крестьян­ство, городское сословие и духовенство, самодержавие осталось само­стоятельной политической силой и в полной мере сохраняло статус лиде­ра нации.