Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gosy (1) / Bilet-07.doc
Скачиваний:
218
Добавлен:
08.03.2016
Размер:
169.47 Кб
Скачать

3.Образ рассказчика в его отношении к образу автора. Способы словесного выражения образа рассказчика.

Категории образа автора и образа рассказчика соотносительны между собой. О.р. появл-ся в повествоват. текстах в тех случаях, когда рассказ ведется не непосредств. от автора, а передается 3-му лицу – рассказчику. Этот прием повествов-я широко применяется в русск. словесности начиная со 2-й половины 18в. (примеров – тьма). При введении образа рассказчика автор ведет повествование уже как бы не своим языком, а языком рассказчика, но образ рассказчика строится все тем же автором.

Поскольку о.р. создается автором, о.р. не перечеркивает, не отменяет образ автора. Образ автора присутств. в образе рассказчика, как образ актера в каждой конкретной роли, которую он играет. Более того, образ автора, присутствуя в композиции словесного произв-я наряду с образом автора, занимает в композиционн. иерархии высшую ступень, стоит над образом рассказчика. Т.е. даже в тех произв-ях, где присутств. образ расск., объединяющим элементом служит образ автора.

Соотнош-е между образом автора и образом расск. может быть различным, но есть 2 главных аспекта этого соотнош-я: 1) степень близости или отдаленности о.а. и о.р.; 2) многообразие «ликов», в которых может являться автор, передавая повествов-е рассказчику.

По первому аспекту: образ расск. может расширяться почти до образа автора, приближ-ся к нему очень близко по языку и взгляду на мир - точке видения (но полного слияния быть не может), а может очень сильно отдаляться от образа автора по тем же показателям. Между двумя этими крайними точками – множество промежуточных решений. О произведениях второго крайнего типа (с максимальным удалением о.р. от о.а.) хорошо сказал Бахтин: «За рассказом рассказчика мы читаем второй рассказ – рассказ автора о том же, о чем рассказывает рассказчик, и, кроме того, о самом рассказчике». В повествованиях же 1-го крайнего типа иногда не только читатель, но и специалист не может понять: есть образ рассказчика или нет? Особенно, когда воссоздается автобиографич. повествование. В этих случаях есть большой соблазн отнести «я» рассказчика непосредственно к автору. Следует запомнить, что «я» в повествоват. произведении ВСЕГДА указывает на образ рассказчика. Никакие личностн. сходства или биографич. совпад-я дела не меняют. Автор может сделать расск-ком кого угодно, даже самого себя, но в композиции словесного произв-я даже самый близкий автору о.р. все равно останется образом расск-ка. нельзя отождествлять о.а. и о.р. (Здесь можно провести аналогию с автопортретом сидящего в кресле художника: лицо может быть похоже, но этот образ отделен не только от реально существующ. художника, но и от автопортрета художника за работой. Образ автора – это автопортрет художника, пишущего картину. Образ рассказчика – автопортрет художника, сидящего в кресле).

По второму аспекту: создавая образ рассказчика, автор как бы «умножает» «свой авторский лик в игре личин, масок или влечет за собой цепь чужих языковых сознаний, ряд рассказчиков». Проявл-я многоликости автора не огранич-ся случаями, когда он создает образы разных рассказчиков в разных произв-ях. Писатель может на протяжении одного произв-я менять образы, вводить в повествование несколько образов рассказчика или же раскрывая разные «личины» одного рассказчика (Печорин в «Княжне Мери»).

Точка видения автора и рассказчика.Точка видения – определ. взгляд на вещи, свойственый автору или рассказчику, некая условная точка в пространстве и времени произведения, с которой автор или рассказчик видят все изображаемое.

С образом автора издавна связывались 2 важнейш. понятия: всеведение и объективность (непогрешимость). Однако объективн-ть может выступ. лишь как некий условный идеал, а не как полная отрешенность автора от изображаем. событий и явлений, т.к. раскрытие темы произв-я включает в себя отнош-е автора к теме. Выражение этого отнош-я может быть сведено к минимуму, но не может быть устранено полностью даже в информативн. нехудож. жанрах, что уж говорить о худож. словесности.

Всеведение – тоже условность, т.к. реальный автор в реальной действит-ти всеведением обладать не может. Но создавая мир литерат. действит-ти, автор может осуществить принципы конструкции образа автора, которые сделают авторское всеведение исходн. началом организации текста. Это мы наблюдаем во всех случаях, когда авторск. повествов-е ведется от 3-го лица (автор знает о мыслях, чувствах, действиях героев и т.п., и нас это не удивляет). Всеведение автора – это принятое всеми правило лит. действит-ти. Точка видения в повествов. от 3-го лица находится над изображ. явл-ми и соб-ми. Это точка видения «сверху», отсюда и всеведение.

Позиция всеведения дает автору широчайш. возм-ти изображ-я событий и хар-ров, но в то же время отдаляет его от персонажей. Передавая повествов-е рассказчику (1-му лицу), автор получает возм-ть показывать лит. действит-ть изнутри, т.к. рассказчик станов-ся, как правило, одним из персонажей. Но при этом автор лишается всеведения.

Точка видения расск-ка принципиально отлич-ся от точки видения автора. расск-к может рассказать только о том, чему сам был свидетелем, что он видел и что слышал. Такой рассказ проигрыв. в широте охвата действит-ти, но выигрывает в достоверности. Достоверность, однако, может быть нарушена, если по недосмотру автора расск-к поведает о том, чего знать не мог.

Т.к. композиционн. рамки повествов-я от 1-го лица довольно тесны, авторы расширяют их при помощи различн. приемов: свидетельство 3-го лица, подглядывание и подслушивание, получение информации из газет и др. письм. источников и т.п.

При всем принципиальн. различии точек видения автора (от 3-го лица) и расск-ка (от 1-го лица) они могут сближ-ся: в случае сближ-я образа расск-ка с образом автора в его повествовании могут появл-ся элем-ты всеведения.

Способы выражения образа рассказчика.Несколько основных способов.

1.Наиболее четко о.р. выраж-ся местоим. и формами глаголов 1-го лица.

2.Образ расск-ка может быть обозначен и в повествовании от 3-го лица. В этом случае о.р. находит выраж-е в т.наз. характерологических языковых средствах, отступающих от литературной нормы (чаще всего это разговорн. и просторечн. слова, выраж-я и синтакс. конструкции, диалектизмы, профессионализмы, или напротив – избыточно употребляемые книжные слова, выраж-я, синтакс. конструкции). При этом форма повествов-я от 3-го лица делает допустимыми элементы всеведения в композиции произв-я.

3.Точка видения расск-ка принципиально отлич-ся от точки видения автора. Т.е. даже при отсутствии форм 1-го лица местоим. и глаголов и характерологических средств образ расск-ка может быть выраж. в произвед. именно точкой видения. Этот способ – наиболее «тонкий», не сразу заметный, но художественно выразительный, повышающ. достоверность изображ-я.

Названные способы выраж-я о.р. не исключают др.др и могут появляться в произведении вместе (и форма 1 лица, и характерологич. яз. ср-ва, и точка видения). Пример – сказы Шергина.

Соседние файлы в папке Gosy (1)