Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БЖМК ЭКЗАМЕН архив / война / Мед_кат / Семинар_10_тез_для_студ.doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
08.03.2016
Размер:
120.83 Кб
Скачать

Особенности организации медицинского обеспечения пораженного населения при различных сценариях военных действий

Современные войны и вооруженные конфликты характеризуются малой предсказуемостью ведения боевых действий и особенностями вооружения противоборствующих сторон, отличающегося высокой кинетической энергией ранящих снарядов, массовым применением минно-взрывных устройств, что требует новых организационных решений, высоких медицинских знаний и значительных усилий, направленных на сохранение жизни и трудоспособности максимальному числу пораженных.

Хотя современные войны носят в основном локальный характер и одномоментное возникновение массовых санитарных потерь для них не типично, вместе с тем принятая в МСГО двухэтапная система ЛЭО по мнению ряда авторитетных ученых и специалистов (Г.П. Лобанов, И.И. Сахно, И.А. Назарова и др., 1998) сохраняет свою актуальность как базовая модель оказания медицинской помощи пораженным в ЧС при неблагоприятных условиях общей и медицинской обстановки.

В структуре современной боевой травмы значительный удельный вес составляют тяжелые сочетанные и множественные ранения. По данным опыта медицинского обеспечения войск во время первой военной кампании в Чечне, доля раненых с сочетанными и множественными ранениями составляла свыше 30% от величины санитарных потерь ранеными, около 10% составили тяжелые и крайне тяжелые ранения. Поэтому, в последние годы общепризнанной становится необходимость сокращения времени оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным.

При анализе опыта организации медицинского обеспечения действий Вооруженных Сил РФ в войнах конца XX века отмечалось, что в условиях локальных войн и вооруженных конфликтов приближение медицинской помощи к пораженным в зависимости от конкретной обстановки обеспечивалось как за счет их ранней эвакуации воздушным транспортом непосредственно из района потерь (Вьетнам, Афганистан), так и путем развертывания полевых медицинских формирований (МОСН, ПМГ ВЦМК «Защита») вблизи зоны боевых действий (Чечня) с последующей эвакуацией раненых и больных по воздуху в тыл. Какой из этих вариантов более предпочтителен? Очевидно, что тот, который соответствует конкретным условиям развития ситуации (И.М. Чиж, 1998). Эта точка зрения, безусловно, является наиболее рациональной при решении вопроса о формах и методах осуществления ЛЭО пораженных в современной войне.

Актуальным является также вопрос о составе группировки сил и средств, предназначенных для медицинского обеспечения пораженного населения в современных войнах. Учитывая тот факт, что при локальных войнах и вооруженных конфликтах, как правило, военное положение не объявляется и всеобщая мобилизация не проводится, то в этих условиях наиболее целесообразным вариантом создания группировки медицинских сил и средств является включение в ее состав хорошо оснащенных и подготовленных формирований и учреждений СМК Минздрава России, Минобороны России, других министерств и ведомств.

В этом случае для оказания экстренной медико-санитарной помощи пораженному населению могут привлекаться бригады экстренной доврачебной помощи, врачебно-сестринские бригады, бригады специализированной медицинской помощи, ПМГ, медицинские отряды специального назначения Минобороны России, санитарно - эпидемиологические отряды и другие формирования ВСМК.

Наличие у медицинского персонала ВСМК статуса спасателя, обеспечивающего медикам социальные и юридические гарантии в случае утраты трудоспособности или гибели при исполнении служебных обязанностей в зоне военных действий, является дополнительным аргументом в поддержку такого решения. При этом важнейшим условием их эффективной работы должна быть организация четкого внутреннего и межведомственного взаимодействия привлекаемых медицинских сил и средств.

В координации совместных действий разноведомственных медицинских сил и средств по организации медицинского обеспечения пораженного населения важную роль играют органы управления по делам ГО и ЧС. Непосредственно решение этих задач в системе МЧС России возлагается на медицинские службы региональных центров ГОЧС и отделы медицинской защиты главных управлений ГОЧС субъектов РФ.

Так как при вооруженных конфликтах и локальных войнах военное положение, как правило, не вводится, то в правовом поле мирного времени возможно привлечение для работы в районе боевых действий только добровольцев (контрактников). В этих условиях привлечение к работе в составе медицинских формирований и учреждений специалистов ВСМК, имеющих мобилизационные предписания, позволит им приобрести практический опыт организации ЛЭО пораженных с боевой травмой, которая у мирных жителей в районе военных действий аналогична поражениям у военнослужащих (преобладают осколочные, минно-взрывные, множественные и сочетанные ранения).

Приобретенный опыт оказания экстренной медико-санитарной помощи пораженным с боевой патологией может стать важным звеном в подготовке медицинских специалистов ВСМК к выполнению своих обязанностей в соответствии с их военным предназначением. В состав группировки медицинских сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС военного характера, необходимо включать также на добровольной (контрактной) основе кадровые и материальные ресурсы частных, гуманитарных и общественных медицинских и санитарных учреждений и организаций. Опыт организации медицинского обеспечения пострадавшего населения в вооруженных конфликтах и локальных войнах конца XX века свидетельствует о том, что обычно при этих видах военных действий одномоментного возникновения очагов массовых санитарных потерь среди населения не наблюдается, а поступление пораженных на этапы медицинской эвакуации растягивается на весь период войны.

Поэтому в этих условиях, как правило, не возникает необходимости развертывания дополнительных коек МСГО и использования отрядов первой медицинской помощи (ОПМ), предназначенных для работы в очагах массовых санитарных потерь, которые характерны для мировых и региональных войн с применением современных средств поражения, включая ядерное оружие. Громоздкая структура ОПМ, отсутствие у отряда палаточного фонда и необходимость отмобилизования ресурсов, сложность привлечения для работы в составе ОПМ санитарных дружин, приписываемых от других министерств и ведомств, делают ОПМ непригодными для использования в условиях вооруженных конфликтов, при которых планы ГО в полном объеме в действие не приводятся и перевод системы ГО на военное положение не осуществляется. Вместе с тем при работе в этих условиях продемонстрировали свою высокую эффективность мобильные медицинские формирования ВСМК — полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) ВЦМК «Защита» и медицинские отряды специального назначения (МОСН) СМК Минобороны России.

Например, анализ работы ПМГ ВЦМК «Защита» по медицинскому обеспечению пораженного населения во время военных действий в Чечне показал, что при развертывании, по полному варианту в районе вооруженного конфликта госпиталь способен за одни сутки принять, провести медицинскую сортировку и оказать квалифицированную (с элементами специализированной) медицинскую помощь 250 пораженным и осуществить временную госпитализацию 100-150 нетранспортабельных пораженных в сутки (Назарова И.А., Смирнов И.А., 1998). Находясь в зоне военных действий, госпиталь обеспечивает работу в автономном режиме до 15 сут без пополнения запасов медикаментов и замены медперсонала, что подтверждает выводы о том, что формирования ВСМК подобного типа могут эффективно работать в зонах локальных вооруженных конфликтов.

Вместе с тем при планировании медицинского обеспечения населения в условиях развязывания региональных и мировых войн следует учесть, что они будут характеризоваться решительностью оперативно-стратегических целей участвующих в войне государств, массированным применением высокоточного оружия различного базирования и других современных видов вооруженной борьбы вплоть до применения ядерного оружия, поражением объектов тыла, значительными потерями среди мирного населения на всей территории противоборствующих сторон.

При этом сценарии военных действий потребуется полное стратегическое развертывание вооруженных сил и экономики. В этом случае необходимо введение в действие планов ГО в полном объеме

Следует отметить, что возрастание поражающей силы современного оружия качественно изменило характер военных целей: помимо живой силы противника, техники, вооружений, укреплений, скоплении гражданского населения, объектом военного нападения стали потенциально опасные объекты экономики и сама природная среда.

Прицельное разрушение атомных электростанций, заводов, биотехнологических объектов, хранилищ топлива, нефтеперерабатывающих заводов, нефтяных скважин и танкеров — одна из важнейших задач вероятного противника при ведении боевых действий. Эти задачи могут решаться либо путем нанесения ракетно-бомбовых ударов высокоточным оружием, либо путем диверсионно-террористических актов на потенциально опасных объектах. Масштабы поражения при этом могут быть сопоставимы с применением ядерного оружия.

Целью таких действий является не только поражение людей, но и уничтожение среды обитания человека. Как правило, экологические последствия таких методов ведения войны носят долговременный характер, о чем свидетельствует опыт военных действий в 1990 г. на Ближнем Востоке в районе Персидского залива, когда вследствие боевых действий Ирака в Кувейте были уничтожены десятки нефтяных вышек и нефтехранилищ, что вызвало настоящую экологическую катастрофу в регионе. К тяжелым экологическим последствиям привели также прицельные ракетно - бомбовые удары по объектам химической и нефтеперерабатывающей промышленности во время агрессии стран блока нато против Югославии в 1999 г. Значительную опасность для мирного населения столицы Чеченской Республики и окружающей среды представляли собой подрывы чеченскими боевиками хранилищ с хлором и аммиаком во время боев в центре Грозного в декабре 1999 г.

Применение оружия на новых физических принципах способно инициировать разрушительные землетрясения, катастрофические наводнения, появление волн цунами на океанском побережье, изменять климатические условия целых регионов на земной поверхности.

Результаты применения такого вида оружия аналогичны последствиям крупномасштабных ЧС природного характера и могут привести к гибели или поражению десятков и сотен тысяч мирных людей.