Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
final.docx
Скачиваний:
61
Добавлен:
08.03.2016
Размер:
139.42 Кб
Скачать

Заключение

Процесс происходящей глобализации породил множество острых вопросов. Не случайно продолжается интенсивное обсуждение данной проблемы широким кругом специалистов, политиков, общественности. Вместе с тем обращает на себя внимание явное отставание в исследовании глобализации ее криминологических, международно-правовых и уголовно-правовых аспектов.

Недавние восторженные оценки процесса глобализации, которые наблюдались у многих экономистов и политологов, сменились горьким осознанием того, что национальная, региональная, международная безопасность в условиях глобализационных процессов не укрепилась, а, наоборот, оказалась беззащитной перед лицом новых угроз.

Хотелось бы остановиться на центральном вопросе: какова истинная ценность глобализации? Является ли она изначальным благом и может иметь лишь побочные негативные последствия или, наоборот, сама представляет собой глобальную деформацию мировой экономической и социальной жизни? Среди политиков бытует мнение, что глобализация есть безусловное благо для нашей страны и России для лучшей жизни остается только “интегрироваться” в мировую экономическую систему. Однако известны и серьезные негативные последствия глобализации, которые вынуждают оценить ее иначе. В числе основных дефектов следует назвать, во-первых, усиление мирового социального расслоения на супербогатые страны и сверхбедные (глобализация своим вектором направлена на дальнейшее обогащение богатых); во-вторых, усиливается взаимная уязвимость национальных финансовых систем, при которой более богатые страны разрешают возникающие кризисные ситуации за счет других); в третьих, государства все больше теряют собственный суверенитет в пользу транснациональных корпораций, тем самым начиная разрушаться.

Так, не случайно, например, разрыв в уровне благосостояния 20% развитых и 80% отсталых стран стремительно возрастает, и уже к началу девяностых годов достиг отметки в 150 раз.

Представляется обоснованным вывод, согласно которому: глобализация экономики привела к ситуации, когда государство и государственность повсюду в мире явно сдают позиции. Поток товаров и капитала охватил весь мир, а регулирование и контроль остаются в национальной компетенции. В результате “экономика пожирает политику”. Появились, например, беспрецедентные возможности делать деньги "из воздуха" с помощью игры на глобальных финансовых рынках. Уже около 4 тысяч частных финансовых структур сегодня специализируется на такого рода спекулятивных операциях. В их руках сосредоточено от 400 до 500 миллиардов долларов, которые в любой момент могут быть брошены на тот участок мирового финансового пространства, где запахло легкой добычей ( Ю. Шишков, 2000).

К сожалению, неожиданно быстро сбывается прогноз академика Н.Н. Моисеева относительно того, что если ХХ век был “веком предупреждения”, то XXI сделается не только “веком свершений”, но и “веком крушений”. События 11 сентября как раз и ознаменовали начало “века крушений” - века глобального краха иллюзий об островках вселенского благополучия и глобального размаха международного терроризма.

Эффективность действующих международно-полицейских структур за последние годы постоянно отстает от активных действий международных преступников. Даже во взаимоотношениях друг с другом официальные структуры, например, Интерпол с Европолом, долгие годы не могут найти общего языка.

Все эти проблемы после трагических событий в США рельефно обнажились, хотя нарастание угрозы многие эксперты прогнозировали и ранее. Последние десятилетия XX века в большинстве стран мира были отмечены валом террористических актов, расширением сфер влияния международной наркомафии, активным формированием организованной преступности, появлением новых, ранее не существовавших видов преступлений, связанных с бурно развивающимися новейшими технологиями, генной инженерией, информатизацией, всеобщей компьютеризацией мира. Особое распространение получили торговля оружием, отмывание и подделка денег, незаконная иммиграция и торговля детьми, коррупция и финансовые махинации, подделка кредитных карточек и экономический шпионаж, кражи интеллектуальной собственности, несанкционированный доступ к компьютерным сетям.

Первоочередной задачей в борьбе с преступностью и терроризмом является не только укрепление международного сотрудничества, но и наведение порядка во взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб внутри национальных государств. Теракты 11 сентября заставили Соединенные Штаты, которые всегда гордились своими спецслужбами, кардинально пересмотреть всю организацию их взаимодействия в борьбе с новыми угрозами. Создано новое министерство национальной безопасности, которое координирует эту работу. Создана новая спецслужба, занимающаяся проблемами безопасности в киберпространстве, ужесточено уголовное законодательство, направленное на борьбу с «отмыванием» грязных денег.

Не менее сложные проблемы стоят в этой сфере и в Российской Федерации. Десять субъектов оперативно - розыскной деятельности, каждый из которых в той или иной мере занимается борьбой с терроризмом и преступностью, на государственном уровне координируются слабо. При наличии единого Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», внутриведомственные инструкции и наставления противоречат друг другу, что приводит к снижению качества всей работы.

Затянувшийся процесс принятия Федерального закона «О противодействии легализации («отмыванию») преступных доходов» отбросил Россию на одно из последних мест в рейтинге стран, ведущих борьбу с «отмыванием» грязных денег. А принятый закон является самым мягким из всех существующих в мире и требует уже доработки и уточнений.

Не лучшим образом обстоит дело с принятием комплекса антикоррупционных законов. Хотя российские проекты, подготовленные еще 10 лет назад, были высоко оценены международными экспертами.

В настоящее время члены Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности предлагают в проекте закона «О борьбе с коррупцией» жесткую регламентацию прав и обязанностей чиновников, установку контроля над их доходами и расходами, большую открытость информации о деятельности государственных учреждений, принятие действенных мер против проникновения представителей криминального мира в органы законодательной и исполнительной власти.

Требуют особого внимания службы безопасности коммерческих структур, по крайней мере в России, поскольку в них работают 1 млн. человек, из них 300 тысяч - имеют лицензию на огнестрельное оружие. В этих структурах много высококвалифицированных специалистов, которые в последнее десятилетие вынуждены по различным причинам покинуть правоохранительные органы. Имея хорошие специальные знания, практику работы, связи в силовых структурах, получая достаточное (несоразмерно большее, чем на государственной службе) вознаграждение, они стоят на страже бизнеса, к сожалению, не всегда честного. А получившее распространение в последние годы явление, которое в народе прозвали «милицейская крыша», иначе как позором назвать нельзя. Нынешние усилия МВД РФ по изжитию этих явлений заслуживают поддержки.

Противодействие международной преступности и терроризму должно строиться системно с целью их предельного сдерживания. Только силой эту проблему не решить. Необходим комплексный подход, в том числе: блокирование активов, счетов любой корпорации, частного лица или благотворительной организации, если они имеют связи с террористами. Силовые действия против радикальных террористов должна предварять глубокая финансовая разведка.

Мир должен бороться с терроризмом и преступностью бескомпромиссно, последовательно и жестоко. Виновные в конечном итоге должны быть наказаны Международным судом. Для мирового сообщества это принципиально.

Эффективная борьба с терроризмом, преступностью на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество.

Вызов мировому сообществу со стороны преступности оказался настолько мощным, что оно не может чувствовать себя удовлетворенным результатами предпринимаемых антикриминальных усилий. Как было уже отмечено, приходится с сожалением констатировать, что «мозговые» штабы транснациональных криминальных и террористических организаций в своих действиях более консолидированы, мобильны, информированы и энергичны. Во многом это объясняется тем, что даже авторитетные международные, межправительственные организации, участвующие в борьбе с преступностью, из-за необходимости соблюдения формальных процедур существенно запаздывают в своих решениях. К тому же далеко не по всем вопросам достигнуто взаимопонимание между официальными властными структурами и многочисленными специализированными общественными организациями. Отсюда вытекает необходимость поиска более эффективных механизмов взаимодействия всех государственных и негосударственных антикриминальных, антитеррористических сил различных стран мира с целью выработки новых подходов в борьбе с преступностью и терроризмом.

Шагом в этом направлении стала инициатива, которую внесла российская сторона по созданию Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума. Впервые об этом было заявлено в 1999г. За 2,5 года к предложению инициатора присоединились еще 38 стран мира. 5 декабря прошлого года в Венском центре ООН состоялось первое заседание Международного оргкомитета Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума.

Инициатива России получила поддержку в ООН. Форум, будучи международной неправительственной организацией, может в перспективе стать лидером в деле укрепления и расширения взаимодействия различных международных и национальных организаций в выработке рекомендаций по борьбе с преступностью и терроризмом. Для оказания помощи Форуму в России в 2000 году создан Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд и Оргкомитет. Нынешняя международная конференция тоже проходит под эгидой Форума совместно с Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по безопасности.

Стратегическая задача Форума - это привлечение широких кругов мировой общественности: глав государств и правительств, представителей органов законодательной и исполнительной власти, представителей бизнеса, деятелей культуры, средств массовой информации, специалистов судебных и полицейских органов, научно - исследовательских, образовательных учреждений, участников политических, общественных объединений и движений - к созданию единого антикриминального и антитеррористического фронта.

Единственная война, которая должна остаться в XXI столетии, - это война с преступностью и международным терроризмом. Но чтобы победить в ней завтра, мир должен уже сегодня объединить свои усилия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]