Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 Курс лекций ГПА.doc 5 КУРС.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
1 Mб
Скачать

Вопрос 3. Цель и объекты изъятия при реквизиции для предупреждения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Основная цель реквизиции имущества – это ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, ликвидация эпидемий, эпизоотий и их последствий.

В юридической литературе Л. Грудцыной и М.Г. Масевичем также было высказано соображение о том, что реквизиция допустима и для последующего уничтожения изымаемого имущества, в частности для уничтожения зараженных животных в случае эпизоотии46.

Вместе с тем, основная часть цивилистов полагает, что квалифицирующим признаком реквизиции по действующему законодательству является дальнейшее использование и сохранение имущества при принудительной смене собственника; безусловно, собственник может и уничтожить имущество, но предварительно хотя бы краткосрочно осуществляет владение и пользование им.

В связи с этим, М.Н. Малеина предлагает в плане совершенствования гражданского законодательства, уточнить понятие «реквизиция» путем указания на то, что реквизируемое имущество переходит в собственность государства или уничтожается47.

В качестве объекта изъятия подразумевается любое имущество, принадлежащее на праве собственности, при этом на практике объектами реквизиции становятся транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, продовольствие.

В соответствии с п. 21 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1998 года48, перечни транспортных средств, подлежащих предоставлению войскам, формированиям и органам гражданами, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

В частности, Приказом Минобороны России от 31.12.1999 года № 628 дан исчерпывающий перечень из 15 наименований изымаемой техники, гужевого и вьючного транспорта (легковые автомобили повышенной проходимости (полноприводные) производства отечественных заводов-изготовителей; грузовые и специальные автомобили всех марок, прицепы и полуприцепы к ним; краны автомобильные; автобусы всех марок; верблюды; ездовые олени и проч.).

Вопрос о перечне объектов изъятия, их количестве и денежной оценке в настоящее время относится к числу дискуссионных, поскольку не может быть реквизировано имущество, отсутствие которого приведет к гибели (ликвидации) носителя интереса - гражданина или юридического лица.

Учитывая данное обстоятельство вопрос изъятия имущества, его количества и денежной оценки должен решаться с учетом следующих двух положений:

а) для физического лица следует ввести запрет реквизиции продуктов питания и денег на общую сумму величины прожиточного минимума; предметов необходимой домашней обстановки и обихода, необходимых вещей индивидуального пользования (одежда, обувь); топлива, необходимого для отопления своего жилища и приготовления ежедневной пищи; жилого помещения, которое является единственно пригодным для постоянного проживания;

б) в отношении имущества юридического лица требуется ввести запрет реквизиции части уставного фонда, если снижение приведет к принудительной ликвидации юридического лица в соответствии с законом.

Таким образом, данное предложение требует дополнительного уточнения реквизиции в гражданском законодательстве Российской Федерации по кругу объектов и по их денежной оценке или количеству.

М.Н. Малеина полагает, что поскольку ст. 242 ГК РФ не называет собственников изымаемого имущества, реквизиция может быть проведена не только в отношении имущества граждан и юридических лиц, но и муниципальных образований, при этом Федеральный конституционный закон «О военном положении» говорит о реквизиции имущества только у граждан и юридических лиц49.

Вместе с тем, профессор Е.А. Суханов считает, что реквизиция возможна только в отношении имущества частных собственников: граждан и юридических лиц50.

С ним соглашается С.В. Артеменков, рассматривая реквизицию как крайнюю меру, направленную на ограничение прав и свобод граждан и юридических лиц, которое должно носить временный характер51.