Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011.doc
Скачиваний:
158
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
6.43 Mб
Скачать

Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп

В социальной психологии проблематика малых групп занимает центральное место, рядом теоретических направлений малая группа определяется как начальная ячейка общества, образующая социальную структуру и реализующая социальные отношения на микроуровне (Андреева Г. М., 2007; Крысько В. Г., 2003). Анализ публикаций по со­циальной психологии за последние годы выявил застой в развитии имеющихся концепций, что не позволяет с иных позиций переосмыс­лить и исследовать социально-психологические явления и параметры малой группы. (Сидоренков А. В., 2005). Указанные тенденции прояв­ляются и применительно к исследованиям совместной деятельности.

Совместная деятельность считается одним из важнейших объ­ектов исследования социальной психологии, изучаемым на уровне ее общей методологии, конкретной социально-психологической теории и в практически ориентированных исследованиях (Журавлев А. Л., 2005). Социальная значимость решения задач оптимизации различных видов совместной деятельности находится в противоречии со степенью иссле-дованности рассматриваемого феномена вследствие сильного влияния общепсихологического подхода, в рамках которого совместная деятель­ность рассматривается либо по аналогии с индивидуальной деятельно­стью, либо как сумма индивидуальных деятельностей. В совместной деятельности группы актуализируются феномены, в индивидуальной деятельности не встречающиеся, а аналоги феноменов индивидуальной деятельности приобретают качественно своеобразное содержание.

К таковым, по нашему мнению, относится ориентировочная часть со­вместной деятельности (ориентировка) группового субъекта, недоста­точно исследованная в социальной психологии.

Мы считаем необходимым исследовать групповое состояние, предваряющее осуществление деятельности (ориентировку). Роль ориен­тировки подчеркивал А. С. Макаренко Ориентировочный рефлекс - чисто физиологический процесс (Павлов И. П., 1965). Исследование ориентиро­вочной основы деятельности было осуществлено П. Я. Гальпериным применительно к индивидуальной учебной деятельности субъекта (Гальперин П. Я., 2002), проблема же ориентировки в различных видах совместной деятельности и поведении группового субъекта недостаточно раскрыта. Планируя исследование, мы исходили из предположения, что результативность совместной деятельности и организация взаимодейст­вия членов группы обусловлена особенностями ориентировки группового субъекта в предстоящей деятельности и соотносится им как с внешними, так и внутренними условиями ее протекания. Для исследования ориенти­ровочной части совместной деятельности малых молодежных групп мы использовали наблюдение, беседу, аппаратурную методику «арка» для измерения следующих показателей: результативность; взаимодействие; согласованность действий; время, затраченное на ориентировку, испол­нение; содержание ориентировки; вербальные реакции испытуемых в ходе ориентировочной и исполнительной частей совместной деятельно­сти.

Мы установили взаимосвязь между результативностью совме­стной деятельности, уровнем организованности группы, качеством ори­ентировки. Для групп среднего уровня организованности характерно увеличение удельного веса ориентировочной части, снижение качества плана совместной деятельности, частое обращение к «стандартным приемам». Низкоорганизованным группам присуще преобладание ис­полнительной части совместной деятельности над ориентировочной, снижение удельного веса ориентировки в структуре совместной дея­тельности. План предстоящей совместной деятельности в группах тако­го типа отсутствует совсем или низкого качества. По нашему мнению, функция ориентировки - помочь группе разобраться в ситуации неоп­ределенности, детально спланировать предстоящую деятельность, объ­ективно оценить сложившуюся ситуацию и потенциальные возможно­сти, наметить основные и промежуточные цели деятельности, выяснить пути их достижения. При качественном планировании предстоящей совместной деятельности ее результативность повышается, при отсут­ствии результативность снижается.

Таким образом, установлено, что ориентировочная часть опре­деляет содержание исполнительной части, ее характер и результатив­ность. Ориентировка направлена на правильное и рациональное по­строение исполнительной части совместной деятельности, на обеспече­ние рационального выбора одного из возможных планов. На основе анализа содержания ориентировки возможно достоверное прогнозиро­вание результативности предстоящей совместной деятельности группы.

Голуб О. В.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОДИНОЧЕСТВА

И ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ У СУПРУГОВ

Население Земли давно превысило 6 миллиардов человек, но многие и в самых густонаселенных регионах переживают одиночество. Исходя из этого факта, возникает вопрос о том, связано ли чувство оди­ночества с той социальной средой, что окружает человека. Вероятно, да, но эта связь не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Наиболее остро современный человек ощущает одиночество в ситуациях интен­сивного и, как правило, принужденного общения в городской толпе, в среде друзей, в кругу собственной семьи, хотя обычно супруги облада­ют сходными чертами, позволяющими сохранять близкие отношения и избегать чувства одиночества. Мы предположили, что обычно у супру­гов экстравертированность одинакова, а если уровень экстравертиро-ванности у супругов разный, то уровень одиночества, хотя бы у одного из них, будет высоким.

Для исследования проблемы, кроме анализа литературы, исполь­зовались психодиагностические методы: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона и мето­дика EPQ Г. Айзенка. Выборку составили 30 супружеских пар с разным стажем семейной жизни (1-31 год). Возраст супругов 19-57 лет. Ниже представлена интерпретация результатов, подвергнутых количественной обработке в программе Statistica 6.0. Для анализа полученных данных, вы­борка была разделена на три группы: семьи, где оба супруга интроверты (10 пар); семьи, где оба супруга экстраверты (10 пар); семьи, в которых один из супругов интроверт, а другой - экстраверт (3 пары). 7 пар супругов оказались амбивертами и были исключены из анализа, так как он основан на сравнении контрастных групп, а пары с неопределенной установкой такой группы не представляют.

Описывая первую и вторую категории, следует отметить, что в результате подсчета коэффициента корреляции Спирмена между по­казателями экстравертированности супругов выявилась связь на уровне r = 0,75 при р = 0,013, которая может говорить о том, что люди преиму­щественно выбирают супругов со сходным уровнем экстравертирован-ности. Вероятно, это связано с тем, что в этом случае они в одинаковой мере нуждаются в социальных контактах и для них комфортны похожие условия. Пары - представители третьей группы являются скорее исклю­чением. В описываемой выборке это 3 пары с разным стажем семейной жизни (1 год, 8 и 28 лет). Пара со стажем семейной жизни 28 лет пред­ставлена супругой-экстравертом, показавшей уровень одиночества (21 балл) значительно более низкий, чем супруг-интроверт (32 балла).

В паре, прожившей вместе 8 лет, наоборот, более высоким уровнем субъективного одиночества обладает супруг-экстраверт (31 балл), показатель жены значительно ниже (15 баллов). В третьей паре супругов с различным уровнем экстравертированности оба супруга оказались одинокими (25 баллов у жены-интроверта и 31 балла у мужа-экстраверта).

На основе проведенного качественного анализа можно сказать, что если у супругов различный уровень экстравертированности, то, по меньшей мере, один из них будет чувствовать себя одиноким. Причиной этого может являться то, что люди с разным уровнем экстраверсии-интроверсии нуждаются в разных количественно и качественно соци­альных контактах. Контакты экстравертов более многочисленны и при этом могут быть поверхностными, у интровертов же, наоборот, их не­много, однако они более глубоки. В связи с этим, хотя бы один из суп­ругов недополучает того общения, которое ему необходимо, переживает неразделенность мыслей, чувств и соответственно чувствует себя оди­ноким. Пары, где оба супруга интроверты (средний показатель по шкале у женщин 7 баллов, у мужчин - 8) имеют следующие средние показате­ли одиночества: женщины - 20 баллов, мужчины - 19 баллов. Эти пока­затели несколько выше, чем у пар с экстравертной установкой (средний балл по шкале у женщин и у мужчин - 15).

Статистически значимых различий (t-критерий Стьюдента) ме­жду показателями одиночества у мужчин и женщин, имеющих разный уровень экстраверсии-интроверсии, не обнаружено. Вероятно, это объ­ясняется тем, что есть исключения, и тенденция из-за этого неявная.

Таким образом, результаты исследование позволяют говорить о некоторой связи между показателями одиночества и экстраверсии-интроверсии. В частности, в случаях, когда супруги обладают разным уровнем экстраверсии-интроверсии, возможно возникновение чувства одиночества хотя бы у одного из супругов. Полученные результаты мо­гут быть полезными при психологическом консультировании семей, в которых супруги имеют разный уровень экстравертированности.

Гордиевич Е. П. Гончарова С. С.