Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011.doc
Скачиваний:
158
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
6.43 Mб
Скачать

Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности

При анализе структуры волевых качеств личности традиционно принято выделять первичные и вторичные волевые качества. При этом разные авторы выделяют разные качества как первичные и вторичные (Ильин В. П., 2002). Поэтому становится актуальным вопрос о том, что является ядром волевых личностных свойств, их системообразующим фактором. В работах Е. Т. Хиггинса, посвященных волевой саморегуля­ции, вводится понятие регуляторного фокуса, который связан с ориен­тацией на позитивные результаты (фокус содействия) или на минимиза­цию негативных (фокус предотвращения) (Higgins, 1997; Капрара, Сервон, 2003). В отличие от мотивационных тенденций к достижению или избеганию неудач, регуляторный фокус характеризует сам способ постановки целей и оценки успешности собственных действий: фокус содействия предполагает высокую чувствительность к наличию или от­сутствию желаемых результатов, а фокус предотвращения, наоборот, - к наличию или отсутствию избегаемых результатов или состояний.

В ряде исследований (Higgins et al., 1997; 2000) было показано, что испытуемые с выраженным фокусом содействия проявляют тенден­цию к максимизации поставленных целей в условиях эксперимента, а также демонстрируют большую настойчивость и упорство при выпол­нении экспериментальных заданий. Мы полагаем, что именно стратегия максимизации целей играет центральную роль в создании ситуаций, требующих от субъекта проявления волевых качеств, и тем самым спо­собствует их развитию. Поэтому мы предполагаем, что именно фокус содействия является системообразующим фактором волевых свойств личности и, таким образом, тесно связан с выраженностью большинства волевых качеств. В качестве методов исследования были использованы методика на выявление регуляторного фокуса Е. Т. Хиггинса (Higgins et al., 2001) и методика исследования волевой организации личности А. А. Хохлова.

Перевод методики Е. Т. Хиггинса проводился независимо двумя переводчиками; итоговая версия опросника была составлена после про­цедуры экспертных оценок. С целью валидизации опросника был про­веден пилотажный эксперимент, в котором испытуемые решали задачи на составление анаграмм, аналогичных эксперименту Хиггинса с соав­торами (Higgins et al., 2001). По результатам эксперимента показатели упорства, рассчитанные как отношение среднего времени, затраченного на решение нерешаемых анаграмм, к среднему времени решения обыч­ных анаграмм, оказались связанными с фокусом содействия (R = 0,34; p < 0,05) и не связанными с фокусом предотвращения, что полностью соответствует результатам, полученным Е. Т. Хиггинсом на американ­ской выборке.

В исследовании приняли участие 45 студентов психологическо­го факультета Самарского государственного университета. В ходе ис­следования было подтверждено, что выраженность стратегии саморегу­ляции, связанной с регуляторным фокусом содействия, сильно зависит от выраженности волевых качеств по общей шкале методики ВОЛ (R = 0,63; p < 0,001). Корреляции с субшкалами опросника также стати­стически значимы, хотя и принимают несколько меньшие значения: во всех случаях 0,40 < r 0,1, «смелость» (R = 0,03; p > 0,1). Вероятно, это объясняется тем, что проявления смелости связаны в большей степени с преодолением страха и склонностью к поиску новых и острых ощуще­ний, чем с достижением поставленных целей, а потому смелость вряд ли можно отнести к первичным волевым качествам. Шкала «организа­ция деятельности» большинством авторов также не относится к числу центральных. Наличие статистически значимых корреляций фокуса со­действия с центральными волевыми качествами личности позволяет нам предположить, что именно регуляторный фокус является ядром волевых личностных свойств и их системообразующим фактором. Дополнитель­ным подтверждением данного вывода является тот факт, что корреля­ции шкал методики ВОЛ с фокусом предотвращения во всех случаях статистически незначимы.

Согласно Е. Т. Хиггинсу, регуляторный фокус формируется в детстве в соответствии с двумя моделями взаимодействия родителей и ребенка: поощряющая модель (фокус содействия) и сдерживающая (фокус противодействия), и в дальнейшем задает способ постановки целей и оценки успешности собственных действий, определяя характер взаимодействия ребенка с окружающим миром. Поэтому можно утвер­ждать, что регуляторный фокус первичен по отношению к волевым ка­чествам и является системообразующей детерминантой волевых свойств личности.

Гришакова Е. М. Ворожейкин И. В.