Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

В 4,10,11,14,16,21,33

.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
100.35 Кб
Скачать

Пятая стадия (12 -18 лет). У подростка развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Возникающий в этот период психосоциальный параметр колеблется между положительным полюсом индентификации Я (самоопределением) и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком встает задача объединить все, что он знает о себе как о школьнике, сыне, друге и т.д. Если он успешно справляется с этим, у него появляется ощущение того, кто он есть и куда он идет.

В отличие от предыдущих стадий влияние родителей теперь оказывается более косвенным.

Если из-за неудачного детства подросток не может положительно определить свое Я, он начинает проявлять симптомы путаницы ролей. У него нет уверенности в том, к какой среде он принадлежит, он не может решить, каким он обладает характером. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», т. е. отождествляет свое Я с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен на неприкаянность до конца жизни. А тот, кто опознал себя еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившимся у него представлениям о себе.

Шестая стадия (от конца юности до начала среднего возраста) — это уже сложившийся этап психических образований, включения человека в семейную и трудовую деятельность. Эриксон указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным полюсом одиночества.

Под близостью понимается не только физическая близость, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять себя. Так же, как в случае индентификации, социальные условия могут затруднять или облегчать этот аспект. И если ни в браке, ни в дружбе с другими человек не достигает близости, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь.

Седьмая стадия (зрелый возраст) - период, когда ваши собственные дети становятся подростками, а вы как родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности: общечеловечность на одном полюсе и самопоглощенность — на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность личности интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться о жизни грядущих поколений, об устройстве будущего мира. Тот, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе, главной его заботой становятся удовлетворение личных потребностей и собственный комфорт.

Восьмая стадия (старость) - время размышлений, воспоминаний, забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прошлое, ощущает удовлетворение. Тот, кому она представляется цепью упущенных возможностей, осознает, что начинать все с начала уже поздно, прошлого не вернуть, время ушло. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться жизнь, но почему-то не сложилась.

Приведенная возрастная периодизация достаточно специфична. Но возраст в данном случае — это лишь общий фон развития человека и его сознания, а выделенные стадии — этапы становления или перестройки Я-концепции.

Наиболее важным с этой точки зрения самости является период детства. Именно в это время формируются базовые личностные характеристики, определяющие пути развития индивидуальности в дальнейшем. Поэтому вопрос о месте проблем детства в психолого-педагогической антропологии необходимо выделить.

Ребенок как предмет антропологии является предметом изучения ряда научных дисциплин: возрастной психологии, дошкольной, креативной, семейной педагогики, педагогической социологии, психологии личности т. д. В психолого-педагогической антропологии он изучается с точки зрения того, как в развитии личности проявляются закономерности эволюции человеческого рода, как в процессе социализации осуществляется единство родового и личностного, как происходит наращивание человеческого в индивиде.

Что касается основных аспектов рассмотрения детства в антропологическом плане, то в их число входят:

- исторический анализ проблем развития ребенка и феномена детства. Как подчеркивает Л.Ф. Обухова, этапы детства человека - продукт истории, столь же подверженный изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие;

- развитие принципа природосообразного воспитания ребенка, показ его многозначности, непрерывное наращивание новых сторон реализации данного принципа;

- развитие принципа культуросообразности воспитания детей;

- учет и использование достижений «антропологических» наук в исследовании детства и организации учебно-воспитательного процесса.

В 33 Понимание смысла жизни и смерти

Обретение и удержание смысла жизни. Самые важные для человека переживания связаны со смыслом его бытия. Что понимаем мы здесь под "смыслом жизни"? То содержание, которое мотивирует и определяет собой жизнедеятельность человека, приводя его к удовлетворенности жизнью, если результат ее позитивен.

Переживания и идеи, связанные со смыслом жизни, суть источник энергии и пусковой механизм человеческой мысли и действия.

В человеке живет стремление к самовыражению, к самореализации, к самоутверждению. Это одна из фундаментальных страстей человека. Люди не утрачивают смысл жизни до тех пор, пока видят возможность самоутверждения. Было бы ужасно для человека и человечества, если было бы иначе, потому что люди перестали бы творить и пробовать, они перестали бы делать усилия над собой.

Смысл бытия человека складывается из системы разделяемых им ценностей. Их обретение и удержание дают ему радость, приятные чувства. Недостижение приносит раздражение и другие отрицательные эмоции.

Кроме того, цель каждого человека — своеобразие. Оно достигается с помощью свободы и многосторонности деятельности, и оно же в свою очередь создает их.

Со смыслом жизни отдельного человека теснейшим и притом двояким образом связан смысл жизни человечества (истории). История дает человеку душевную жизнь, и если она несет в себе смысл, то он в принципе может передаться и отдельному человеку. (Может и не передаться. Все зависит от сложных и многоплановых обстоятельств.)

Но если в развитии всего человечества нет цели, или, как говорил Торнтон Уайлдер, "замысла", то сомнительно отыскать значение жизни и смерти индивидуума.

Конечная цель преемственной жизни человеческих поколений есть развитие собственно человеческих — моральных и умственных — задатков и дарований.

Вместе с тем смысл истории человечества задается осмысленной жизнью его составных частей — личностями. Более того, ход и содержание исторической эволюции подчас сильно меняются под влиянием "всего только" одной из них.

Смыслом жизни каждого представителя человечества является развитие своих способностей, умений, совершенств. Развитие способностей предполагает совершенствование себя посредством свободно использованного воздействия на нас других людей. И совершенствование других путем обратного влияния на них.

Соучастие в бытии других людей обнаруживает смысл и основание собственного бытия.

Чтобы достигнуть своих целей и постоянно достигать их все больше, мы нуждаемся в способностях, которые приобретаются и совершенствуются только благодаря культуре и труду.

Колоссальное значение приобретает также приобщение человека к искусству наслаждения прекрасным.

Для большинства современных людей основной мотивацией их жизнедеятельности оказывается труд. Здесь действуют не только материальные стимулы, но, кроме того, — желание обеспечить себе благодаря соответствующему роду деятельности социальный статус. Работа в настоящее время выступает в качестве символа самостоятельности, социальной полноценности.

Наличие у человека смысла его жизни во многом определяет его психическое здоровье. Необретенность или утрата смысла жизни личностью нередко является трагедией для нее и опасностью для общества.

Создающаяся при этом душевная пустота ("скука") заполняется суррогатами смысла жизни. Среди них — наркомания, наемничество, уголовные преступления, в частности терроризм.

Обладание смыслом жизни, т.е. пониманием того, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную активность, является потребностью. Но знание смысла жизни не должно уменьшать любви к жизни.

Мотивация человеческого поведения в огромной степени связана и с отношением личности к смерти. Поэтому проблема расставания с жизнью имеет сугубо педагогический характер.