- •12. Искусство Италии XV века. Мазаччо, Брунеллески, Донателло и другие.
- •Итальянское Возрождение
- •Кватроченто
- •13. Искусство Высокого Возрождения. Леонардо, Рафаэль, Микеланджело.
- •Высокий Ренессанс в Средней Италии
- •14. Искусство Высокого Возрождения в Венеции (Джорджоне, Тициан). Маньеризм.
- •Маньеризм
- •15. Cеверное Возрождение. Нидерланды. Ян ванн Эйк. Босх. Брейгель.
- •Нидерландское Возрождение
- •16. Cеверное Возрождение. Гольбейн. Дюрер.
- •Немецкое Возрождение
- •17. Искусство барокко в Италии. Караваджо, Бернини.
- •Искусство Западной Европы в XVII веке
- •Итальянское искусство XVII века
- •18. Искусство барокко в Испании. Веласкес.
- •Испанское искусство XVII века
- •19. Искусство барокко во Фландрии. Рубенс, Ван Дейк.
- •Фламандское искусство XVII века
- •20. Искусство Голландии XVII века. Хальс, Рембрандт, Вермеер.
- •Голландское искусство XVII века
- •21. Классицизм во Франции. Пуссен, Лоррен.
- •Французское искусство XVII века
- •22. Рококо во Франции. Ватто, Буше, Фрагонар.
- •Искусство Западной Европы в XVIII веке
- •Французское искусство XVIII века
14. Искусство Высокого Возрождения в Венеции (Джорджоне, Тициан). Маньеризм.
Позднее Возрождение (ХVI в.). Венецианский период итальянского искусства. Атмосфера праздника, радостного оживления на полотнах П. Веронозе. Включение в историко-религиозный сюжет элементов портретной и карнавальной живописи. Искусство маньеристов – отражение кризиса ренессансных установок и поиск новых изобразительных приемов (Понтормо, Россо, Приматиччо и др.).
Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит и верность традициям Ренессанса.
Из мастерской Джанбеллино вышли два великих художника Высокого венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.
Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477—1510), — прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения. Чувством гармонии, совершенством пропорций, изысканным линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным образом проблемами колорита.
Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505)
Джорджоне предстает вполне сложившимся художником; образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности. В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы.
Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием.
Образ Юдифи, в котором сочетаются как будто бы несоединимые черты: мужественная величавость и тонкая поэтичность. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите.
Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 1508—1510). Ее тело написано легко, свободно, изящно. Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой»; по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера — «Сельском концерте» (1508—1510). Эта картина, изображающая двух кавалеров в пышных одеждах и двух обнаженных женщин, из которых одна берет воду из колодца, а другая играет на свирели, — наиболее жизнерадостное и полнокровное произведение Джорджоне.
Тициан Вечеллио (1477?—1576) — величайший художник венецианского Возрождения. Он создал произведения и на мифологические, и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование исключительно. Слава к Тициану приходит рано. Уже в 1516 г. он становится первым живописцем республики, с 20-х годов — самым прославленным художником Венеции, и успех не оставляет его до конца дней. Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»).
В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы.
Сместив фигуру мадонны вправо, он таким образом противопоставил два центра: смысловой, олицетворяемый фигурой мадонны, и пространственный, определяемый точкой схода, вынесенной далеко влево.
«Введение Марии во храм» (около 1538) — следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью.
Тициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в 1545 г. в Рим, где дух античности был постигнут им, кажется, с наибольшей полнотой. Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант — 1545 г.; все остальные — около 1554 г.),
в которых он, строго следуя фабуле мифа, изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса, и служанку, алчно ловящую золотой дождь. Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской.
Но введение бытовой сцены в интерьере вместо пейзажного фона, внимательный взгляд широко открытых глаз модели, собачка в ногах — детали, которые передают ощущение реальной жизни на земле, а не на Олимпе.
На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом. В его моделях (особенно в портретах раннего и среднего периодов творчества) всегда подчеркнуто благородство облика, величественность осанки, сдержанность позы и жеста, создаваемых столь же благородным по гамме колоритом, и скупыми, строго отобранными деталями. В годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении, изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546).
К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Он еще много пишет на античные сюжеты («Венера и Адонис», «Пастух и нимфа», «Диана и Актеон», «Юпитер и Антиопа»), но все чаще обращается к темам христианским, к сценам мученичеств, в которых языческая жизнерадостность, античная гармония сменяются трагическим мироощущением («Бичевание Христа», «Кающаяся Мария Магдалина»
, «Св. Себастьян»,
«Оплакивание»).
Огромное влияние Тициана сказалось на живописи следующего столетия, его в большой степени испытали Рубенс и Веласкес.
Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе(он родом из Вероны, 1528—1588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. что бы ни писал Веронезе: «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (1562—1563; размер 6,6х9,9 м, с изображением 138 фигур);
картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты; портреты ли, жанровые картины, пейзажи; «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левия» (1573), — все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа. Его мощные архитектурные фоны по своей гармонии не уступают рафаэлевским, но сложное движение, неожиданные ракурсы фигур, повышенная динамика и перегруженность в композиции — черты, появляющиеся в конце творчества, увлечение иллюзионизмом изображения говорят о наступлении искусства иных возможностей и иной выразительности.
Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника — Якопо Робусти, известного в искусстве как Тинторетто (1518—1594). Произведения Тинторетто, написанные в основном на сюжеты мистических чудес, полны беспокойства, тревоги, смятения. Его образы — явно демократического склада, действие разворачивается в самой простой обстановке, но сюжеты мистические, полны экзальтированного чувства, выражают экстатическую фантазию мастера, исполнены с маньеристической изощренностью. Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения. Хрупкая фигурка маленькой Марии поставлена на ступени круто вздымающейся лестницы, на верху которой ее ожидает первосвященник.
С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко. Косо по диагонали поставленный стол, мерцающий свет, преломляющийся в посуде и выхватывающий из мрака фигуры, резкая светотень, множественность фигур, представленных в сложных ракурсах, — все это создает впечатление какой-то вибрирующей среды, ощущение крайнего напряжения.