Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая по режиссуре эстрады - Гэг и реприза.docx
Скачиваний:
46
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
55.69 Кб
Скачать

Раздел 2. Гэг, или комический трюк.

Гэг (от англ. gag — шутка, комический эпизод) — комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость. Например, когда во время пожара человек носит воду решетом — это нелепость, но она может рассмешить. Гэг — это то, что превращает реальное в фантастическое, обычное — в невероятное, нормальное — в абсурдное.

Говоря об эстраде, конечно, лучше пользоваться определением «комический трюк», так как понятие гэг сегодня в большей степени принадлежит кинематографу. Задача комического трюка — смешить. Это как бы основная смеховая единица в эстрадном номере ряда жанров. Однако нельзя путать это понятие с репризой в разговорных жанрах. Комический трюк строится исключительно на визуальном, зрительном восприятии. Одно из главных условий в создании комического трюка — его неожиданность. Вообще, неожиданность есть одно из средств создания комического эффекта. Очень часто комический трюк может существовать сам по себе, вне контекста сценического действия, так как представляет самостоятельную ценность. В системе оригинальных жанров, таких, как пантомима, клоунада, музыкальная эксцентрика, манипуляция и фокусы и т. п., — комический трюк есть могучее средство выразительности. Без них эти жанры вообще немыслимы.

Комические трюки можно подразделить на механические и телесные. Если первые основаны на применении технических приспособлений, то во вторых материалом служит лишь тренированное тело артиста. Например, механический трюк в клоунаде — «фонтан слез». А на телесном трюке построен даже целый жанр, это — тантамореска - на ширме высотой по плечи закреплялись куклы с ногами и руками. Загримированный актер просовывал руки и голову в отверстия, а другой актер управлял ногами кукол.

Комический трюк всегда краток и динамичен. И он обязательно должен найти свое точное место в номере. Сколько раз бывало, когда тот или иной трюк, исполненный в начале номера, вызывал лишь легкую улыбку, а поставленный в конец выступления — хохот и гомерический смех. Конечно, в определении места комического трюка сказывается профессионализм сценариста номера.

Во всем многообразии форм комических трюков есть одно общее правило: в нем используются жизненно-бытовые предметы. В комических трюках вещи как бы одушевляются, им как бы придается способность действовать разумно, иногда в отличие от своих владельцев. Вначале бытовые предметы функционируют по своему прямому назначению, но затем происходит эксцентрический сдвиг: нарушаются жизненные закономерности. И тогда платок прыгает в карман, струя пронзает клоуна насквозь, скрипка «дерется», а рояль «стреляет».

Комический трюк должен соответствовать характеру персонажа или маски. Комический трюк не должен быть перегружен смыслом. Восприятие комизма такого трюка не предназначено для глубокого размышления. Комические трюки рассчитаны на живую сиюминутную реакцию. В то же время они требуют от зрителей принятия этой игры, соучастия, увлеченности, полной веры в досужий вымысел, как в правду.

Существуют так называемые классические комические трюки. Уже никто не помнит их авторов и первых исполнителей, но они столетиями кочуют из номера в номер и до сих пор хорошо принимаются зрителями. Бьющие фонтаном из глаз слезы и поднимающиеся дыбом волосы парика — вот примеры таких классических комических трюков.

Комические трюки подразделяют на «проходные» и «сюжетные». Первые очень коротки и исполняются как бы между прочим. Вторые — развернуты по времени и смысловому наполнению. Трюки второго рода могут служить фундаментом, на котором строится целый номер. К классическим примерам такого рода относится номер Карандаша «Разбитая статуя». Основу номера здесь составляет именно сюжетный комический трюк.

«Уголок парка. Скамейка, урна, скульптура Венеры. Сторож метет дорожку, парк еще закрыт. Тут появляется человек — он явно идет из бани. В руках у него тазик, через плечо — полотенце. (Типичная картина 30-х годов. Все живут в коммуналках и моются в бане неподалеку.) Сторож замечает раннего посетителя, гонит его. Карандаш (это, конечно, он) прячется за спину дворника. Тот вертится, не может найти нарушителя порядка, убегает на его поиски. Оказавшись хозяином положения, Карандаш важно разваливается на скамейке и вдруг замечает, что руки и одежда его в зеленой краске. Скамейку только что покрасили! Собираясь стереть краску, берет из тазика мочалку, мыло. Но мыло такое скользкое, просто само выпрыгивает из рук. Карандаш очень потешно ловит его. Поймал! А оно опять ускользает, на этот раз... в штаны. Оно холодное, скользкое, щекочет клоуна, тот хохочет, натыкается на Венеру. Скульптура падает и разлетается на куски. Бежать? Или восстановить скульптуру? Собирает поспешно, не соображая, в какой последовательности устанавливать отдельные части. Надумал: снимает ремень с брюк, измеряет „осколки", чтобы хоть так определить порядок их установки. Мешают сползающие брюки, мешает мыло, все еще „гуляющее" в них. А тут скульптура покачнулась, прищемила ногу. Ее удалось высвободить, но носок оказался зажатым скульптурой. Работа вроде бы завершена. Клоун отходит и смотрит со стороны, что у него получилось. Ужас! Венера перекручена, как штопор. С досады Карандаш хлопает себя по щеке, и на лице появляются зеленые разводы. Забирается на пьедестал и пытается исправить ошибку. Скульптура снова падает, куски летят наземь... И в эту самую минуту возвращается сторож. Бежать поздно. Клоун выпускает из брюк рубашку, прикрывает ею брюки и изображает на пьедестале... Венеру. С кепкой на голове и зелеными пятнами на лице. Когда сторож приходит в себя от изумления, он метлой сгоняет разрушителя, тот с криком убегает, сторож гонится за ним. На манеже — разбитая вдребезги Венера...»

Чтобы добиться на эстраде комического эффекта, необходимо внимательно и пристально наблюдать жизнь. Ведь одно из условий возникновения смеха есть открытие того, что в окружающем нас мире есть нечто, что противоречит здравому смыслу. Тогда смех становится результатом наблюдения и осмысления человеческих, социальных, экономических недостатков, что позволяет ему подняться до сатирического звучания и эти недостатки развенчать.

2.1. Гэг в литературе и театральном искусстве.

Изначальное значение слова gag - кляп, затычка. В английском театре были традиционны споры двух героев на сцене, когда один "затыкал" другого остроумной фразой, а другой должен был найти еще более остроумную фразу, чтобы "заткнуть" первого. Пример: словесные дуэли Беатриче и Бенедикта из "Много шума из ничего" Уильяма Шекспира. Эта пьеса является одной из наиболее известных комедий автора, первая часть которой появилась на свет в 1600 году.

Бенедикт и Беатриче — центральные персонажи комедии, именуемые также синьор Фехтовальщик и синьора Шпилька. Веселый нрав, галантность, неисчислимые достоинства Бенедикта не мешают ему оставаться женоненавистником. Герой уверен, что никто и никогда не сможет завоевать его сердце, ибо он решится связать свою судьбу только с самой богатой, умной, красивой, кроткой и знатной девушкой. При этом она должна приятно разговаривать и быть хорошей музыкантшей. Но поскольку таких в природе вовсе нет, то он решает навсегда остаться холостяком. Среди тех, кто встречает молодых офицеров, находится и племянница губернатора, бойкая на язык и умная Беатриче. Требовательность Беатриче к будущему избраннику тоже высока: в нем должны сочетаться страстность юноши и опытность мужчины. Между Бенедиктом и Беатриче постоянно возникают словесные перепалки; стоит им только сойтись, как разгорается шуточная война.

Бенедикт: «Как, милейшая Шпилька, вы еще живы?»

Беатриче: «Может ли Шпилька умереть, когда у нее есть такой удобный предмет для уколов, как синьор Бенедикт?».

Беатриче: «Для меня приятнее слушать, как моя собака лает на ворон, чем как мужчина клянется мне в любви»

Бенедикт: «Да укрепит небо вашу милость в подобных чувствах! Это избавит немало синьоров от царапин на физиономии»

Беатриче: «Если физиономия вроде вашей, так от царапин хуже не станет»

Бенедикт: «Ну, вам бы только попугаев обучать»

Беатриче: «Птица моей выучки будет лучше, чем животное, похожее на вас»

Бенедикт: «Хотел бы я, чтобы моя лошадь равнялась быстротой и неутомимостью с вашим язычком».

2.2. Гэг в киноискусстве.

Проводя аналогию комического трюка с гэгом, можно привести интересный факт: на крупных киностудиях Америки существуют специальные собрания гэгов. Их приносят туда их сочинители, и студии покупают эти сами по себе смешные гэги без расчета на какой-то конкретный фильм. Затем режиссер будущей картины (комедии) приходит в эту «библиотеку гэгов» и выбирает нужный для его фильма материал. Для строения кинематографического гэга наиболее интересной была замена логики мышления логикой зрительного восприятия

Мак Сеннет — американский кинорежиссёр, продюсер. Среди американских режиссёров, имена которых прочно вошли в историю кино, он занимает несколько обособленное место - это объясняется главным образом тем, что он всегда работал только в одном жанре эксцентрической комедии. Эксцентрическая, или бурлескная комедия - поджанр кинокомедии, для которого свойственно быстрое развертывание действия в непредсказуемом и зачастую неправдоподобном направлении, сопровождаемое множеством сюжетных перипетий. В эксцентрических комедиях мужчины часто переодеваются в женщин, персонажи принимают друг друга не за того, кем они являются, и эта путаница растёт как снежный ком с каждой сценой. Характерны фарсовые ситуации с оттенком буффонады. Комедии Мака Сеннета, как правило, были короткометражными. Они представляли собой: нагромождение самых невероятных положений, объединённых довольно примитивным сюжетом. Мак Сеннет не останавливался перед включением в фильм очевидных нелепостей, лишь бы они были смешны. Творческий процесс создания сценария и остроумные находки требовали времени. Но Мак Сеннет боролся за количественный выпуск фильмов. С этих позиций Мак Сеннет и подходил к созданию комедий, вводя в них свои так называемые «геги» и трюки. На студиях Мака Сеннета существовала специальная группа людей, в обязанности которых входило придумывать гэги. Их так и называли — гэгменами.

Когда Голливуд перешел от немого кино к звуковому, продюсерам понадобились совершенно новые комедийные актеры, умеющие петь, исполнять музыку и играть словами. Именно такими мастерами на все руки были братья Маркс – Леонард «Чико», Адольф (Артур) «Харпо», Юлиус Генри «Гручо», Герберт «Зеппо» и Милтон «Гаммо». Они стали популярным в США комедийным квинтетом, который специализировался на «комедии абсурда» — с набором драк, пощёчин, флирта и «метания тортов». Марксы создали на экране совершенно сюрреалистическую атмосферу «безбашенности» или «съехавшей крыши». Они были неподражаемы, создавая абсурдные ситуации, а после выпутываясь из них, в то же самое время создавая еще более идиотские ситуации. Комедия абсурда, которую демонстрировали братья, превосходила все мыслимые пределы - никаких жанровых или стандартных шуток у комиков не было и быть не могло - они забирались все дальше в дебри нелепостей, тем самым доводя публику до истерического хохота. Кстати, братья Маркс играючи нарушили и одно из неписаных правил комического жанра – не обыгрывать один и тот же эпизод более трех раз. Здесь они поступили с точностью до наоборот, повторяя одну и ту же сцену столько раз, что она становилась смешной именно из-за своей абсурдности. Рекордсменами в числе гэгов на единицу времени были и остаются братья Маркс, в их фильмах число гэгов измерялось сотнями.

2.3. Комик-труппа «Маски».

Одной из известных гэг-групп на постсоветском пространстве в конце 90-х были «Маски-шоу». Маски-Шоу — украинский юмористический сериал, поставленный комик-труппой «Маски» в стиле немого кино. Съёмки телесериала начались в 1990 году. Впервые вышел на экраны в 1991 году на телеканале «РТР» под названием «Маски ТВ». Последние выпуски вышли в 2006 году. В сериях, снятых в первой половине 1990-х годов, наблюдается насмешка над советской действительностью и, частично, одесскими мотивами, некоторое построено на юморе «ниже пояса». Во второй же половине 1990-х годов происходит отход от этого — смеются уже над новыми порядками, либо юмор и вовсе становится нейтрально-бытовым. Стоит ещё отметить, что в сьёмках сериала с 1992 по 1995 годы участие принимала комик-группа "Full House", но после занялась собственным шоу, впоследствии ставшим журналом видеокомиксов «Каламбур».

Основанная в 1984 году во главе с бессменным художественным руководителем Георгием Делиевым, группа воплощает на сцене оригинальный материал в своем собственном, ни на кого не похожем и всё время развивающимся стиле. Опирающиеся на богатые классические традиции театра Дель Арте, театра абсурда, комиков «Великого немого», европейской клоунады, выступления «Масок» — это фейерверк свежей необузданной фантазии, воплощенный в форму пантомимы, хореографии, драмы, трюка, где каждый актер развивает свой собственный уникальный образ.

Известные участники:

Георгий Делиев. На протяжении студенческих лет он активно занимался пантомимой и клоунадой. В 1984 учился и работал в Ленинградском театре-студии "Лицедеи" под руководством Вячеслава Полунина. В том же году его приняли в ансамбль пантомимы и клоунады "Маски" при Одесской филармонии. С 1986 г. по 1989 г. Георгий Делиев учился в Государственном институте театрального искусства на факультете режиссуры эстрады. В период с 1992 по сегодняшний день снял около 80 сложно-постановочных телевизионных фильмов комедийного сериала "Маски-шоу" (режиссер-постановщик, автор сценария и исполнитель главных ролей). Ныне театр "Маски" - самостоятельная компания, где и работает Георгий по настоящее время художественным руководителем, режиссером, актером, автором. В августе 2010 г. Георгий Викторович стал Народным артистом Украины.

Борис Барский. В период работы инженером посещал студию пантомимы. Постепенно это увлечение приняло профессиональный оттенок, и Барский стал много гастролировать. Совместные поездки по городам с режиссёром и клоуном Полуниным, Борис всегда вспоминает с большим теплом и благодарностью, считая знаменитого клоуна одним из своих учителей. В 1992 г. Барский окончил ГИТИС по специальности режиссура эстрады и массовых представлений. Снялся во всех 80 сериях «Маски-шоу», в нескольких фильмах. В августе 2009г. Борис Владимирович стал Народным артистом Украины.

Эвелина Бледанс. Мечтая об актерской карьере, поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. В 1991 году Эвелина окончила институт и как лучшая выпускница была направлена на стажировку по классическому американскому мюзиклу в Театральном центре Юджина О'Нила (США). Среди ее однокурсников многие были знакомы с ребятами из "Маски-шоу" и когда Георгию Делиеву понадобилась массовка для съемок "Маски на свадьбе", Эвелине предложили участвовать в хоре девушек. Делиев оценил незаурядную энергичную актрису, и в серии "Маски в опере" для нее был написан специальный эпизод. Эвелина попала в штат самого популярного коллектива страны. В конце 90-х Эвелина Блёданс ушла из "Масок". Одновременно начала сниматься в кино и на телевидении.

Олег Емцев. Блестящий актер, комик, мим до последнего мгновения оставался едва ли не единственным исполнителем классической пантомимы на всем постсоветском пространстве и за рубежом.С 13 лет он занимался в драматическом коллективе. Учился в эстрадно-цирковой студии при Одесском цирке. Творческую биографию начал в 1969 году. Работая в Париже, Олег Емцев познакомился с Марселем Марсо. Их знакомство переросло в творческие и дружеские отношения. Здесь он также учился в Международной школе пантомимы, где работают последователи Этьена Декру. Почти год Олег Емцев прожил в Нью-Йорке, где успешно работал в различных шоу-программах. На гастролях в Польше Емцев получил предложение постоянной работы в Кракове. Там он создал свой небольшой театр «На чемоданах», в котором проработал около семи лет.Участвовал в съёмках сериала «Маски-шоу» с 1992 по 1999 годы.

Владимир Комаров. В школьные годы начал заниматься пантомимой. С 1985 по 1987 год Комаров работал актёром Ансамбля пантомимы и клоунады «Маски». С 1987 по 1989 год был актёром Киевского эстрадного театра «Шарж». В 1989 году снова вернулся в комик-труппу «Маски», где снимался в сериалах, художественных фильмах и работал на сцене до 2002 года. После ухода из труппы, создал комик-дуэт «Одеколон» вместе с Алексеем Агопьяном.